![]() | ![]() | Аналитический Центр Юрия ЛевадыМосква, ул. Черняховского, 16; телефон: (495) 229-38-10; факс: (495) 229-38-25; e-mail: direct@levada.ru |
9-12 декабря 2008 года Аналитический Центр Юрия Левады провел репрезентативный для взрослого населения крупных городов опрос 1000 человек. В Москве было опрошено 500 человек, Санкт-Петербурге – 300 человек, Ростове-на-Дону – 100 человек, в Екатеринбурге – 100 человек. Данные исследования приводятся в процентах к числу опрошенных. Статистическая погрешность опроса не превышает 4,5%.
Настоящий опрос показал, что у жителей крупных городов сложились довольно пессимистические настроения как относительно возможности делать сбережения, так и относительно осуществления крупных покупок в кредит. Так, половина опрошенных в данном исследовании выразила мнение, что сейчас «плохое время, чтобы делать сбережения», еще 36% считают, что «сейчас ни плохое, ни хорошее время, чтобы делать сбережения».
Также 60% опрошенных согласны, что сейчас плохое время для крупных покупок в кредит, в долг («в нынешних условиях лучше не брать в долг, в кредит для крупных покупок»), еще 23% опрошенных считают, что сейчас ни плохое, ни хорошее время для крупных покупок в долг, в кредит.
Таблица 1
ЕСЛИ ГОВОРИТЬ В ЦЕЛОМ, КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, СЕЙЧАС ХОРОШЕЕ; НЕ ХОРОШЕЕ, НО И НЕ ПЛОХОЕ; ИЛИ ПЛОХОЕ ВРЕМЯ ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ДЕЛАТЬ СБЕРЕЖЕНИЯ? (в % по столбцу)
хорошее | 7 |
не хорошее, но и не плохое | 36 |
плохое | 50 |
затруднились с ответом | 7 |
КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, СЕЙЧАС ХОРОШЕЕ ВРЕМЯ ДЛЯ КРУПНЫХ ПОКУПОК В КРЕДИТ, В ДОЛГ, ИЛИ В НЫНЕШНИХ УСЛОВИЯХ ЛУЧШЕ НЕ БРАТЬ В ДОЛГ, КРЕДИТ ДЛЯ ТАКИХ ЦЕЛЕЙ; ИЛИ НИ ТО И НИ ДРУГОЕ? (в % по столбцу)
сейчас хорошее время делать покупки в кредит, в долг | 9 |
ни то и ни другое | 23 |
в нынешних условиях лучше не брать в долг, в кредит для крупных покупок | 60 |
затруднились с ответом | 8 |
Наблюдаемую реакцию (из ответов респондентов) вряд ли можно назвать неожиданной, принимая во внимание нынешнюю нестабильность в финансово-кредитной сфере (в том числе ухудшение условий заимствования, изменение курса рубля и др.), сложившиеся условия пока не могут снять настороженность и повысить доверие у населения.
Кроме того, пессимизм у жителей крупных городов может быть связан и с весьма скромными ожиданиями людей относительно личных доходов (см. табл.2).
Так, 36% опрошенных считает, что им в целом удастся сохранить характер сложившегося в семье потребления, что не произойдет в ближайшее время ухудшения потребительских возможностей. Большая часть (46%) ожидают некоторого ухудшения своих возможностей, что могут столкнуться с некоторыми ограничениями в привычном образе жизни. А 16% опрошенных признали, что характер их потребления может решительно измениться в худшую сторону. При этом среди малообеспеченных в 2 раза больше доля тех, кто ожидает, что «их потребление решительно измениться в худшую сторону» (30%), и примерно в 2 раза меньше доля тех, кто надеется сохранить характер потребления (17%). Неудивительно что менее обеспеченные значительно хуже оценивают текущие условия для сбережений или крупных покупок.
Напротив, более обеспеченные склонны чаще считать, что им в целом удастся сохранить привычный для их семей характер потребления (50% опрошенных в этой группе), а следовательно и привычный уровень потребительской активности. Что характер их потребления может существенно ухудшиться, ожидают 11% в этой группе.
Таблица 2
КАК ВАМ КАЖЕТСЯ, ВАМ, ВАШЕЙ СЕМЬЕ В БЛИЖАЙШЕЕ ВРЕМЯ... ? (в % по столбцу)
по всем опрошенным | хватает денег только на продукты питания | денег хватает на продукты и на одежду | могут приобретать вещи длительного пользования | |
в целом удастся сохранить характер потребления | 36 | 17 | 33 | 50 |
придется отказаться от некоторых привычек | 39 | 42 | 44 | 30 |
характер потребления решительно изменится в худшую сторону | 16 | 30 | 13 | 11 |
затруднились с ответом | 10 | 11 | 10 | 9 |
В целом же большинство опрошенных выразили весьма умеренные ожидания относительно возможностей сохранения в своих семьях привычного характера потребления.
Таким образом, с одной стороны, учитывая нынешние внешние условия и личные возможности, большинство опрошенных считает, что сейчас «не время» брать потребительские кредиты. С другой стороны, большинство опрошенных сходится во мнении, что сейчас нет условий для наращивания личных накоплений, и сложившаяся ситуация вряд ли способствует расширению сберегательной активности населения. А, например, меры банков по повышению ставки по срочным вкладам вряд ли привлечет значительные дополнительные средства населения.
В отношение же имеющихся сбережений мнения распределились следующим образом: 23% опрошенных все же считают, что предпочтительнее сохранить имеющиеся сбережения, а не тратить их сейчас. Но большинство (47% опрошенных) считает, что лучше сейчас имеющиеся сбережения «частично потратить, а частично сохранить». Еще 24% считают, что если бы были сбережения, то их в основном сейчас необходимо потратить на крупные покупки. Таким образом, люди скорее склонны к умеренной стратегии в отношении сбережений, нет ажиотажного желания «сбросить» значительную часть имеющихся сбережений. А предпочтения у ряда семей частично потратить сбережения могут быть связаны не только с кризисными ожиданиями, но также с предновогодними планами крупных покупок, ради которых, возможно, и копились деньги. Также следует учитывать, что сбережения есть примерно у 30% жителей крупных городов (согласно данным опросов Левада-центра), то есть реальные возможности реализовать одну из упомянутых в табл.3 стратегий есть лишь у этой части населения.
Таблица 3
ЕСЛИ БЫ У ВАС БЫЛИ (ИЛИ ЕСТЬ) СБЕРЕЖЕНИЯ, ТО КАК ВЫ СЕЙЧАС ПРЕДПОЧЛИ БЫ ИМИ РАСПОРЯДИТЬСЯ: ПОТРАТИТЬ НА НУЖНЫЕ ВАМ КРУПНЫЕ ВЕЩИ ИЛИ СОХРАНИТЬ СБЕРЕЖЕНИЯ, НЕ ТРАТИТЬ ИХ НА ПОКУПКУ КРУПНЫХ ВЕЩЕЙ?
предпочел бы потратить сбережения на крупные покупки | 24 |
частично потратил бы, а частично сохранил сбережения | 47 |
предпочел бы сохранить сбережения | 23 |
затруднились с ответом | 7 |
В целом же настроения жителей крупных городов (численностью свыше 1млн.чел.) можно охарактеризовать как настороженные и выжидательные. Нет ни панических настроений в отношении имеющихся сбережений, нет ни чрезмерно завышенного спроса на крупные приобретения, скорее, преобладает умеренная и рациональная позиция в условиях финансовой нестабильности.
Наталья БОНДАРЕНКО, научный сотрудник отдела изучения доходов и потребления