будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 12, 2025
Медленное чтение

Россияне опасаются хранить деньги и брать в долг

Левада-Центр

Аналитический Центр Юрия Левады

Москва, ул. Черняховского, 16;
телефон: (495) 229-38-10;
факс: (495) 229-38-25;
e-mail: direct@levada.ru
 

9-12 декабря 2008 года Аналитический Центр Юрия Левады провел репрезентативный для взрослого населения крупных городов опрос 1000 человек. В Москве было опрошено 500 человек, Санкт-Петербурге – 300 человек, Ростове-на-Дону – 100 человек, в Екатеринбурге – 100 человек. Данные исследования приводятся в процентах к числу опрошенных. Статистическая погрешность опроса не превышает 4,5%.

Настоящий опрос показал, что у жителей крупных городов сложились довольно пессимистические настроения как относительно возможности делать сбережения, так и относительно осуществления крупных покупок в кредит. Так, половина опрошенных в данном исследовании выразила мнение, что сейчас «плохое время, чтобы делать сбережения», еще 36% считают, что «сейчас ни плохое, ни хорошее время, чтобы делать сбережения».

Также 60% опрошенных согласны, что сейчас плохое время для крупных покупок в кредит, в долг («в нынешних условиях лучше не брать в долг, в кредит для крупных покупок»), еще 23% опрошенных считают, что сейчас ни плохое, ни хорошее время для крупных покупок в долг, в кредит.

Таблица 1

ЕСЛИ ГОВОРИТЬ В ЦЕЛОМ, КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, СЕЙЧАС ХОРОШЕЕ; НЕ ХОРОШЕЕ, НО И НЕ ПЛОХОЕ; ИЛИ ПЛОХОЕ ВРЕМЯ ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ДЕЛАТЬ СБЕРЕЖЕНИЯ? (в % по столбцу)

хорошее7
не хорошее, но и не плохое36
плохое50
затруднились с ответом7

 

КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, СЕЙЧАС ХОРОШЕЕ ВРЕМЯ ДЛЯ КРУПНЫХ ПОКУПОК В КРЕДИТ, В ДОЛГ, ИЛИ В НЫНЕШНИХ УСЛОВИЯХ ЛУЧШЕ НЕ БРАТЬ В ДОЛГ, КРЕДИТ ДЛЯ ТАКИХ ЦЕЛЕЙ; ИЛИ НИ ТО И НИ ДРУГОЕ? (в % по столбцу)

сейчас хорошее время делать покупки в кредит, в долг9
ни то и ни другое23
в нынешних условиях лучше не брать в долг, в кредит для крупных покупок60
затруднились с ответом8

 

Наблюдаемую реакцию (из ответов респондентов) вряд ли можно назвать неожиданной, принимая во внимание нынешнюю нестабильность в финансово-кредитной сфере (в том числе ухудшение условий заимствования, изменение курса рубля и др.), сложившиеся условия пока не могут снять настороженность и повысить доверие у населения.

Кроме того, пессимизм у жителей крупных городов может быть связан и с весьма скромными ожиданиями людей относительно личных доходов (см. табл.2).

Так, 36% опрошенных считает, что им в целом удастся сохранить характер сложившегося в семье потребления, что не произойдет в ближайшее время ухудшения потребительских возможностей. Большая часть (46%) ожидают некоторого ухудшения своих возможностей, что могут столкнуться с некоторыми ограничениями в привычном образе жизни. А 16% опрошенных признали, что характер их потребления может решительно измениться в худшую сторону. При этом среди малообеспеченных в 2 раза больше доля тех, кто ожидает, что «их потребление решительно измениться в худшую сторону» (30%), и примерно в 2 раза меньше доля тех, кто надеется сохранить характер потребления (17%). Неудивительно что менее обеспеченные значительно хуже оценивают текущие условия для сбережений или крупных покупок.

Напротив, более обеспеченные склонны чаще считать, что им в целом удастся сохранить привычный для их семей характер потребления (50% опрошенных в этой группе), а следовательно и привычный уровень потребительской активности. Что характер их потребления может существенно ухудшиться, ожидают 11% в этой группе.

Таблица 2

КАК ВАМ КАЖЕТСЯ, ВАМ, ВАШЕЙ СЕМЬЕ В БЛИЖАЙШЕЕ ВРЕМЯ... ? (в % по столбцу)

 по всем опрошеннымхватает денег только на продукты питанияденег хватает на продукты и на одеждумогут приобретать вещи длительного пользования
в целом удастся сохранить характер потребления36173350
придется отказаться от некоторых привычек39424430
характер потребления решительно изменится в худшую сторону16301311
затруднились с ответом1011109

 

В целом же большинство опрошенных выразили весьма умеренные ожидания относительно возможностей сохранения в своих семьях привычного характера потребления.

Таким образом, с одной стороны, учитывая нынешние внешние условия и личные возможности, большинство опрошенных считает, что сейчас «не время» брать потребительские кредиты. С другой стороны, большинство опрошенных сходится во мнении, что сейчас нет условий для наращивания личных накоплений, и сложившаяся ситуация вряд ли способствует расширению сберегательной активности населения. А, например, меры банков по повышению ставки по срочным вкладам вряд ли привлечет значительные дополнительные средства населения.

В отношение же имеющихся сбережений мнения распределились следующим образом: 23% опрошенных все же считают, что предпочтительнее сохранить имеющиеся сбережения, а не тратить их сейчас. Но большинство (47% опрошенных) считает, что лучше сейчас имеющиеся сбережения «частично потратить, а частично сохранить». Еще 24% считают, что если бы были сбережения, то их в основном сейчас необходимо потратить на крупные покупки. Таким образом, люди скорее склонны к умеренной стратегии в отношении сбережений, нет ажиотажного желания «сбросить» значительную часть имеющихся сбережений. А предпочтения у ряда семей частично потратить сбережения могут быть связаны не только с кризисными ожиданиями, но также с предновогодними планами крупных покупок, ради которых, возможно, и копились деньги. Также следует учитывать, что сбережения есть примерно у 30% жителей крупных городов (согласно данным опросов Левада-центра), то есть реальные возможности реализовать одну из упомянутых в табл.3 стратегий есть лишь у этой части населения.

Таблица 3

ЕСЛИ БЫ У ВАС БЫЛИ (ИЛИ ЕСТЬ) СБЕРЕЖЕНИЯ, ТО КАК ВЫ СЕЙЧАС ПРЕДПОЧЛИ БЫ ИМИ РАСПОРЯДИТЬСЯ: ПОТРАТИТЬ НА НУЖНЫЕ ВАМ КРУПНЫЕ ВЕЩИ ИЛИ СОХРАНИТЬ СБЕРЕЖЕНИЯ, НЕ ТРАТИТЬ ИХ НА ПОКУПКУ КРУПНЫХ ВЕЩЕЙ?

предпочел бы потратить сбережения на крупные покупки24
частично потратил бы, а частично сохранил сбережения47
предпочел бы сохранить сбережения23
затруднились с ответом7

 

В целом же настроения жителей крупных городов (численностью свыше 1млн.чел.) можно охарактеризовать как настороженные и выжидательные. Нет ни панических настроений в отношении имеющихся сбережений, нет ни чрезмерно завышенного спроса на крупные приобретения, скорее, преобладает умеренная и рациональная позиция в условиях финансовой нестабильности.

Наталья БОНДАРЕНКО, научный сотрудник отдела изучения доходов и потребления

читайте также
Медленное чтение
История эмоций
Май 15, 2024
Медленное чтение
Генрих VIII. Жизнь королевского двора
Май 12, 2024
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).