будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 24, 2025
Медленное чтение
Голов Анатолий

Русский быт в марте 2000 года

В одном из последних опросов ВЦИОМ (3-6марта, N = 2000) получены данные,характеризующие современный русский быт.Быт - "род жизни", по В.Далю,складывается по преимуществу из действий,совершаемых без умысла и непроизвольно, т.е.из движений души, а не действий ума. Таковысмех и плач, пение и мат, любовь и драки,выпивки и курение, зачастую - чтение газет икниг. Всего не перечислишь. Из названногосамым распространенным оказался всовременной России смех.

Четыре дня со смехом v один день с плачем

=

На вопрос ?Когда Вы в последний разсмеялись??

  • восемь человек из 2000 опрошенных россиян в возрасте 18 лет и старше ответили ?никогда? (0,4%)
  • 6% уже не помнят, когда
  • 6% назвали недельный или больший срок
  • 83% - сегодня (68%) или вчера (15%).




Итак,четверо из каждых пяти россиян смеютсяпрактически ежедневно. Причем, каквыяснилось, смеются независимо от пола,возраста, образования, рода занятий, местажительства.

С падением жизненного уровня смеются реже,но, как видно из приведенного рисунка, ненамного реже. А сравнительно часто, каквидно из соседнего рисунка, смеются вкомпании. Известное правило v ?чем насбольше соберется, тем нам будет веселей? vподтверждается лишь отчасти. Оптимальнойпредставляется компания из трех человек.

Нищета в одиночестве v вот что, пожалуй,совсем невесело. В эту группу, согласнополученным данным, попадает около 5% россиян.Но это минимальная оценка. Бездомных ипрочих изгоев не опрашивали.

=

На вопрос ?Когда Вы в последний разплакали??

  • ответили ?никогда? 19% мужчин и 4% женщин
  • уже не помнят, когда 52% мужчин и 28% женщин
  • назвали срок больше недели 15% мужчин и 19% женщин
  • от 2 до 7 дней назад v 4% мужчин и 20% женщин
  • сегодня или вчера v 20% всех взрослых россиян, 8% мужчин и 29% женщин

Итак, среднестатистический россиянинплачет один раз в пять дней. Одна из трех иличетырех женщин (29%) плачет почти ежедневно,сегодня или вчера. Каждая вторая женщина вРоссии (49%) на протяжении недели хотя бы одинраз плачет.

Крупное горе бывает у каждого не стольчасто, и не может объяснить этотповседневный плач.





Смехсквозь слезы встречается редко. Согласнополученным данным v в одном случае плача издесяти.

В основном же плачут, когда простоневесело.

=

Об этом свидетельствуют приведенныерисунки. Нечем развеселиться без денег,некому развеселить без компании.

Мужчины плачут вчетверо реже женщин. Нетолько потому, что плач v это ?не по-мужски?.И деньги, и компания в сегодняшней Россиичаще бывают у мужчин, чем у женщин.

=

ПОЕМ И МАТЕРИМСЯ ПОРОВНУ

=

На вопрос ?Когда Вы в последний раз пели,напевали??

=

  • ответили ?никогда? 8% всех опрошенных
  • уже не помнят, когда 28%
  • от двух до семи дней - 10%
  • сегодня или вчера - 40%, 35% мужчин и 45% женщин

=

Итак, половина всего взрослого населениястраны (выборка v репрезентативная!) хотябы однажды в течение недели поет илинапевает. А 40% россиян поют практическиежедневно. Причем женщины поют охотнее, чеммужчины.

Приведенные диаграммы подтверждаюточевидное: лучше поется молодым и богатым,чем пожилым и бедным. Хотя стоит обратитьвнимание, что старость и бедность неубивают пения, но в полтора-два разасокращают его. Причем, чтобы петь, важнеебыть молодым, чем богатым.

Это подтверждается нижеследующимраспределением ежедневного пения взависимости от рода занятий.

Пели, напевали сегодня или вчера:

  • около 70% студентов
  • около 60% домохозяек
  • немного больше половины руководителей (56% из числа опрошенных руководителей)
  • каждый второй специалист и служащий (по 48%)
  • немного меньше половины безработных (46%)
  • один из трех рабочих (33%)
  • каждый четвертый или третий пенсионер (28%)

=

?Когда Вы в последний раз выражались нецензурно, матерились??

  • никогда v 30% россиян
  • уже не помнят, когда v 19%
  • от двух до семи дней назад v 7%, мужчин v 10%, женщин v 5%
  • сегодня или вчера v 38%, мужчин v 53%, женщин v 26%

Если бы повседневность мата в сегодняшнейРоссии требовала каких-либо доказательств,она их получает. Каждый второй мужчина, икаждая четвертая женщина матерятся у наспрактически ежедневно.

Значение пола для мата очевидно v мужчиныматерятся вдвое больше женщин. Но рольвозраста, образовательного уровня, родазанятий, места жительства, согласнополученным данным, не столь велика инеоднозначна. Мат повсюду.

=



Возрастныераспределения мата имеют характерныйкуполообразный характер. Мужчиныматерятся больше всего на третьем десяткежизни, а женщины v на четвертом.

Следующая диаграмма показывает, что матне зависит от денег.

Статистически значимые спады мата v умужчин в возрасте 30-39 лет и в группе лиц,которым хватает денег на продукты, но нехватает на одежду v указывают,предположительно, на период создания семьии сдерживающее воздействие малолетнихдетей.

=

=

=

А вот распределение занятий в порядкенарастания мата:

  • пенсионер v 27%
  • домохозяйка v 31%
  • специалист, служащий, студент v все примерно по 40%
  • руководитель v 44%
  • рабочий v 50%
  • безработный v 54%

Не хотите начать материться v не теряйте работу!

=

ЗА СЕМЬ ДРАК v ОДНА ЛЮБОВЬ

=

?Когда Вы последний раз влюблялись??

  • никогда v 6% всех взрослых россиян
  • не помнят, когда v 59%
  • год назад и более v 15%, мужчины и женщины - поровну
  • больше недели v меньше года v 8%, мужчины и женщины - поровну
  • сегодня или вчера v 10%, мужчины - 13%, женщины v 7%

Итак, каждый десятый россиянин сегодняили вчера влюбился. В течение месяца, покрайней мере весеннего месяца марта,среднестатистический россиянин влюбилсяуже два-три раза, а до конца 2000 года влюбитсяеще раз двадцать. Лишь один из семи россиянвлюбится при этом по-настоящему. В томсмысле, что одна из влюбленностей этогогода окажется для него последней не тольков этом, но и в следующем году.Ориентировочно, на сто влюбленностей vодна любовь.

Мужчины влюбляются вдвое чаще женщин.Но настоящая любовь (в указанном смысле)приходит к ним одинаково редко. Перваянастоящая любовь приходит через семь летпосле первой влюбленности.



Любви всевозрасты покорны, но влюбчивость свозрастом снижается. Как видно изприведенной диаграммы, у женщин этопроисходит очень плавно. До 40 лет и у мужчинвлюбчивость снижается постепенно, теми жетемпами, что и у женщин. Но после 40наблюдается скачкообразное падениемужской влюбчивости. В результате онапрактически сравнивается с женскойвлюбчивостью в том же возрасте (40-49 лет).После 50-ти женская влюбчивость продолжаетснижаться, как и раньше, а мужская редкозамедляет свое снижение, отчастивосстанавливая свое превосходство надженской.

Это вполне объяснимо. Как правило, мужчиныухаживают за женщинами, а не женщины замужчинами. Но период ухаживаний рано илипоздно заканчивается. В среднем, как видно,в возрасте около сорока лет.

=

?Когда Вы в последний раз дрались??

  • никогда - 47% россиян, мужчины v 24%, женщины v 66%
  • не помнят, когда v 34%, мужчины v 48%, женщины - 23%
  • не больше месяца назад v 9%, мужчины v 13%, женщины v 5%



На протяжениивсей жизни драться довелось трем из четырехроссийских мужчин и одной из трехроссийских женщин. На протяжении месяцадерутся 9% россиян: один из восьми мужчин иодна из двадцати женщин. Среднестатистическийроссиянин дерется один раз в год.



Первая из приведенных рядом диаграммпоказывает монотонное убывание драк свозрастом и у мужчин, и у женщин.

Вторая диаграмма говорит о том, что заденьги приходится драться. Спокойнее всего,когда уже хватает на продукты, и еще нехватает на одежду.

Третья диаграмма иллюстрирует различия винтенсивности и характере драк на уровнемакрорегионов России. Больше всего дерутсяв Азиатской части страны. Меньше всего v наЕвропейском Юге. Рядом v война, не до драк.

На десять мужских драк в среднем по странеприходится пять женских. Но в Москве этосоотношение разительно меняется. На десятьмужских драк в Москве приходится толькоодна женская драка. В Москве мужчиныдерутся почти как в Сибири, а женщины vгораздо реже, чем где бы то ни было в России.

=

ВЫПИЛ - ЗАКУРИЛ

?Когда Вы в последний раз выпивали??

  • никогда v 10%, мужчины v 5%, женщины v 15%
  • не помнят, когда v 15%, мужчины v 9%, женщины v 21%
  • год назад и более v 1%, мужчины и женщины v поровну
  • больше месяца v меньше года 8%, мужчины v 5%, женщины v 10%
  • больше недели v не больше месяца v 22%, мужчины v 23%, женщины 20%
  • не больше недели назад v 44%, мужчины v 56%, женщины v 33%

Сухой закон соблюдает в сегодняшнейРоссии примерно четверть всего взрослогонаселения v каждая третья женщина и каждыйседьмой мужчина. Праздничным винопитиемограничиваются одна из десяти женщин и одиниз двадцати мужчин. Более-менее регулярно,хотя бы раз в месяц, выпивают две трети всехроссиян v четверо из каждых пяти мужчин иоколо половины женщин. Наконец, еженедельновыпивают больше половины всех мужчин икаждая третья женщина.





Роль компании для выпивок иллюстрируетдиаграмма, приведенная выше. Для женскихвыпивок компания несущественна. А мужчиныбез компании выпивают на уровне женщин.Только с достижение компании ?на троих?они выходят на свой стандарт. Дальнейшийрост компании ничего не меняет.

Диаграмма возрастного распределенияеженедельных выпивок показывает, что побольшому счету они не зависят от возраста.Ограничиваются они только с выходом напенсию. Юноши и девушки 18-19 лет выпиваютпрактически на равных. Последующий спадженских выпивок диктуется, очевидно,рождением и воспитанием детей.

=

=

Соседняя диаграмма показывает, что умужчин рост образовательного уровня никакне сказывается на их еженедельных выпивках,а у женщин v способствует росту выпивок.Эмансипация.

=



Далее можновидеть, что распространение женскихвыпивок совершенно не зависит от типаместожительства. Мужчины в больших городахвыпивают точно так же, как и в селах. Но вмалых городах еженедельные мужские выпивкивстречаются заметно реже. Это оказалосьсвязанным с повышенным процентом мужчин-трезвенниковв малых городах, не выпивавших никогда илиуже не помнивших, когда. В больших городах ина селе таковых по 11%, а в малых городах v 19%,почти вдвое больше. Очевидно, остатьсямужчине трезвенником проще всего, проживаяв условиях малого города.

Следующая диаграмма свидетельствует, чтоповсюду в России выпивают во вполнесравнимых масштабах. По распространенностиеженедельных выпивок - и мужских, и женских -лидирует Москва.



В данных по родузанятий v ничего неожиданного. Максимумеженедельных выпивок v у рабочих (56%), уруководящих работников и у безработных (по54%). Минимум v у пенсионеров (27%).

=

?Когда Вы в последний раз курили??

  • никогда v 49%, мужчины v 19%, женщины v 73%
  • не помнят, когда, год назад и более - 10%, мужчины и женщины поровну
  • больше недели v меньше года v 1%
  • от одного до семи дней назад v 4%, мужчины v 6%, женщины v 3%
  • сегодня 36%, мужчины v 63%, женщины v 14%

Половина россиян не курит и никогда некурили - один из пяти мужчин и трое изчетырех женщин. Каждый десятый v курил илипробовал курить v и бросил. В течениепоследнего года бросили курить оченьнемногие, примерно один из ста россиян.Балуются, курят не каждый день, тоженемногие, примерно один из двадцати илитридцати россиян. Каждый третий россиянинкурит серьезно - ежедневно, и не однусигарету за день. Всерьез курят двое изкаждых троих мужчин, и одна из семи женщин.



На селе курят практически на равных сгородом v чуть больше курящих мужчин, чутьменьше курящих женщин. Больше всего курящихженщин в Москве, а мужчин v в Азиатскойчасти страны. Но и в Москве. Бросать куритьженщины начинают уже после 30-ти, а мужчины vи после 30-ти, и после 50-ти. По роду занятийкурящих больше всего среди безработных (57%),затем идут рабочие (53%) и руководящиеработники (51%). Образовательный уровень длякурения значения не имеет.

=

ЧИТАЕМ ГАЗЕТЫ И КНИГИ

=

?Когда Вы в последний раз читали книгу???А газету??

  • никогда v 2% , книги и газеты - поровну
  • уже не помнят, когда читали книгу v 20%, газету v 7%
  • месяц назад и более: книгу - 11%, газету v 4%
  • меньше месяца v не меньше двух дней назад: книгу v 18%, газету v 17%
  • сегодня или вчера: книгу v 44%, газету v 70%

Каждый третий россиянин практически нечитает книг, и каждый десятый - газет.Нерегулярное чтение книг и (или) газетхарактеризует каждого пятого россиянина.Почти половина всех взрослых россиянчитает книги практически ежедневно. Стольже часто читают газеты двое из каждых троихроссиян.









Свозрастом чтение книг сокращается, а газетv расширяется. В возрасте после сороканачинает постепенно сокращаться и чтениегазет. Газеты читают практически одинаковоповсюду. Да и книги. По чтению книг резковыделяется только Москва.

=

ЖЕНЩИНЫ ПЛАЧУТ - МУЖЧИНЫ КУРЯТ

=

Расположенная выше диаграмма даетсводную характеристику русского быта,наблюдавшегося в марте 2000 года сквозьпризму повседневных ?движений души?.Самое распространенное в нем v смех, чтение,пение v объединяет и мужчин, и женщин.Немало и того, что разделяет. Самый резкийконтраст v в курении и плаче.

=

Голов Анатолий
читайте также
Медленное чтение
История эмоций
Май 15, 2024
Медленное чтение
Генрих VIII. Жизнь королевского двора
Май 12, 2024
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).