Выборы в Грузии стали едва ли не основной внешнеполитической темой ноября в российских СМИ. Штатные обозреватели и специально приглашенные по такому поводу эксперты попытались удовлетворить интерес аудитории к событиям в бывшей советской республике. Сегодня, когда финал известен, прогнозы недельной давности теряют свою актуальность и моментально забываются. Забываются совершенно зря.
На бегство Наполеона с Эльбы парижские газеты отреагировали одна хлестче другой. История сохранила заголовок официозной Moniteur от 5 марта 1815 года v «Корсиканское чудовище высадилось в бухте Жуан». Тогда еще никто из парижских писак не мог вообразить, что авантюра свергнутого императора и нескольких его сподвижников выльется в триумфальное шествие на Париж, что впереди последняя битва великого полководца XIX века v Ватерлоо v и новая, теперь уже окончательная ссылка на остров Святой Елены. Спустя почти 200 лет никто из их российских коллег так же не мог представить, что акции грузинской оппозиции, не удовлетворенной результатами выборов, закончатся отставкой Эдуарда Шеварднадзе.
Сравнивая вчерашние прогнозы экспертов с сегодняшней реальностью, можно прикинуть истинную цену их сегодняшним прогнозам на завтра. Разумеется, за всеми экспертами не уследишь, так что придется ограничиться тремя ежедневными газетами, которые точно входят в список наиболее авторитетных изданий: «Ведомостями», «Известиями» и «Коммерсантом».
Уже 4 ноября, не дожидаясь официального объявления результатов выборов в грузинский парламент, «Ведомости» поспешили поздравить Шеварднадзе с победой. В статье с «говорящим» заголовком v «Победа президента» v ее авторы Алексей Никольский и Игорь Федюкин сразу же расставили все точки над «i» v «парламентские выборы в Грузии окончились победой пропрезидентского блока».
Правда, уже на следующий день тот же Федюкин в статье «Грузинская арифметика» поправился: «парламентские выборы в Грузии закончились митингами оппозиции». А 10 ноября его соавтор Никольский подводит «среднее арифметическое» в статье «Компромисс по-грузински»: «грузинские оппозиционеры ... решили пойти на диалог с официальным Тбилиси». По словам цитируемых автором «российских наблюдателей», «Шеварднадзе удастся договориться и с радикалами, и с более умеренной оппозицией». С тех пор газета не решалась заниматься анализом, ограничиваясь новостными заметками и пересказом чужих слов в форме косвенной речи.
«Известия» уделили теме куда больше внимания, сразу же сообщив читателям, что выборы непростые. 3 ноября в статье «Шеварднадзе должен научиться проигрывать» Владимир Конев и Александр Лобжанидзе сообщили, что «новый грузинский парламент составит оппозицию президенту страны Эдуарду Шеварднадзе». Однако никакой трагедии авторы в этом не увидели, завершив статью оптимистично v «обилие амбициозных лидеров под одной парламентской крышей может помешать противникам президента объединиться ... скоро начнется подготовка к выборам главы государства ... что также не способствует консолидации сложившихся блоков и коалиций».
После десяти дней малоинтересных пересказов теленовостей блеснуло озарение v газета опубликовала статью Елены Лория и Анатолия Шведова «Грузия на грани переворота», предупреждающую: «политический кризис, обострившийся в Грузии после проведения парламентских выборов, может закончиться гражданской войной или государственным переворотом».
Но уже 14 ноября слетавший в Тбилиси Александр Лобжанидзе в статье «Грузинские власти готовы поделиться голосами» успокаивал читателей, называя митинги оппозиции всего-навсего «вакханалией», а 15 ноября в интервью газете лидер Аджарии Аслан Абашидзе и вовсе назвал все своими именами: Шеварднадзе v законно избранным президентом, оппозиционеров v продажными и сумасшедшими.
Утвердившуюся в этой мысли газету стало не интересно читать v редеющие под дождем ряды оппозиции и жизнеутверждающие речи несгибаемого Шеварднадзе можно было увидеть по телевизору на день раньше. Так продолжалось ровно до 24 ноября, когда «Известия» вышли с заголовком «Грузия после Шеварднадзе». Максим Юсин, еще недавно с покровительственным пренебрежением отзывавшийся в своих заметках о действиях оппозиции, вдруг констатировал факт: «в Грузии v «бархатная революция"«.
Читая только «Известия», можно было решить, что с неба упал метеорит, да прямо в темечко Эдуарду Амвросиевичу. А скандал с выборами и последующий политический кризис лишь совпали по времени с несчастным случаем. Хотя нет, дочитав статью Юсина до конца, мы узнаем, что Шеварднадзе оказывается «почти не имел шансов удержать власть». То есть автор это всегда знал, только повода сказать не было.
Не выбился из общей массы и «Коммерсантъ». На следующий день после выборов v 3 ноября v газета со ссылкой на неких «наблюдателей» сообщила, что «в сегодняшней Грузии нет фигуры, сопоставимой по масштабу с действующим президентом. А значит, вероятность того, что даже при неблагоприятном исходе нынешних парламентских выборов господин Шеварднадзе сохранит свое влияние не только до конца президентских полномочий, но и в дальнейшем, достаточно высока». В этом мнении, по словам газеты, все «наблюдатели» были единодушны.
4 ноября корреспондент «Коммерсанта» Владимир Новиков из Тбилиси подтвердил, что результаты выборов дают «шанс нынешнему президенту Грузии Эдуарду Шеварднадзе остаться на политической сцене даже в случае ухода с поста президента в 2005 году». Правда уже 6 ноября Новиков сообщает: «в Грузии продолжаются массовые выступления сторонников оппозиции», непонятно когда успевшие начаться. Тем не менее, никаких проблем в связи с этими выступлениями Новиков не видит.
Лишь 10 ноября обозреватель газеты Леонид Ганкин цитирует v нет, не «наблюдателей», а простых грузин-обывателей v «власть президента Эдуарда Шеварднадзе не распространяется дальше проспекта Руставели». Но упомянутый ранее Новиков «сообщил с места», что «президент Шеварднадзе оказался в сложной ситуации» v не более того, так что не стоит Ганкину слушать простых грузин, когда кругом столько экспертов.
12 Новиков заметил, что «противостояние властей и оппозиции Грузии приняло затяжной характер», 14 v что «противостояние между властями и оппозицией серьезно обострилось», «давление оппозиции на президента Шеварднадзе возрастает», а «власти могут решиться на жесткие меры». Затем Новиков в течение нескольких дней воздерживался от комментариев, но 19 не выдержал и рассказал, что «вчера ... на площади перед зданием парламента Грузии произошли радикальные перемены. Противников режима Эдуарда Шеварднадзе сменили его сторонники».
Вероятно, после этого содержательного репортажа в редакция «Коммерсанта» отправила в Тбилиси мастера слова Андрея Колесникова. Его репортаж от 20 ноября с заседания правительства Грузии был переполнен оптимизма в отношении будущего Шеварднадзе и сарказма в адрес оппозиции. Уже на следующий день Колесников живописует картину остывающего поля битвы v уставшие члены грузинского ЦИКа, результаты довыборов-перевыборов, не отличающиеся от первоначальных, пристыженная за свое неверие оппозиция.
23 ноября газета публикует эссе Колесникова про его потешную поездку с бойцами оппозициями и бутылью вина «на революцию». Оппозиционеры не знают, сколько человек им нужно для свержения Шеварднадзе и что именно следует делать в этом направлении, в чем с тоскливой прямотой и признаются автору. Невольно проникаешься сочувствием к этим беззлобным и наивным как дети революционерам, талантливо выписанным автором в стиле позднего Иоселиани. Меньше чем через сутки после публикации эссе Эдуард Шеварднадзе подает в отставку, о чем сегодня в «Коммерсанте» Колесников же сделал живописный репортаж.
Получается интересная картина: политические обозреватели, журналисты и даже какие-то «наблюдатели» и «авторитетные эксперты» на самом деле не имели ни малейшего представления о реальной ситуации в Грузии, а посему не могли строить хоть сколько-то обоснованные прогнозы относительно ее развития.
То есть солидные российские издания начала XXI века не сильно отличаются от Moniteur начала века XIX, которая уже 20 марта 1815 года вышла с заголовками «Верноподданнический Париж встречает Его Императорское Величество».