Опрос, в котором приняли участие 3000 россиян старше 18 лет, показал, что 12% наших сограждан не намерены участвовать в парламентских выборах, 6% собираются проголосовать против всех партий, а 24% еще не решили, за кого отдадут свой голос.
Остальные утверждают, что уже сделали выбор (данные в % от числа опрошенных):
Другие партии набрали менее 1% голосов. Следует отметить, что для ответа на это вопрос респондентам предлагалась карточка со списком партий в том порядке, в каком они будут представлены в избирательном бюллетене.
Показатели электоральной активности, как обычно, варьируются в зависимости от возраста. Респонденты моложе 35 лет чаще других отказываются идти на выборы (15%). В этой группе также больше всего еще не решивших, за кого голосовать (28%).
Пожилые россияне (старше 55 лет), напротив, лучше всех мобилизованы на участие в выборах («отказников» — 9%). В этой группе не решили, за кого голосовать, 22%; заявляют, что проголосуют «против всех», 4%.
Электоральные пристрастия молодых и пожилых также заметно различаются (данные в % от числа опрошенных):
Партии | Возраст, лет | |
18-35 | 55 и старше | |
«Единая Россия» | 20 | 16 |
ЛДПР | 9 | 3 |
СПС | 7 | 2 |
«Яблоко» | 5 | 3 |
КПРФ | 4 | 28 |
Блок «Родина» | 1 | 5 |
Российская партия пенсионеров и Партия социальной справедливости | 1 | 3 |
Аграрная партия России | 1 | 3 |
«Единение» | 1 | 0 |
«Новый курс — Автомобильная Россия» | 1 | 0 |
Народная партия РФ | 0 | 1 |
В таблицу не включены партии, не набравшие в обеих возрастных группах 1% голосов.
Следует учесть, что приведенные выше данные — это электоральные рейтинги, дающие общее представление о сравнительной популярности партий, а не прогноз результатов выборов. Данные приведены в процентах от общего числа опрошенных. И если предположить, что голоса неопределившихся избирателей распределятся между партиями в тех же самых пропорциях, что и голоса уже принявших решение, а уровень явки на выборы среди сторонников всех партий окажется совершенно одинаковым, то, исходя из приведенных данных, «Единая Россия», например, должна получить 34% голосов, ЛДПР — 10%, а «Яблоко» — 6%. Но столь грубые допущения позволяют делать только очень приблизительные прогнозы.
Между тем, результаты опросов позволяют строить более или менее обоснованные предположения относительно поведения неопределившихся избирателей, общего уровня явки, уровня «дисциплинированности» электоратов различных партий. Свой прогноз результатов выборов ФОМ опубликует на следующей неделе.
Фонд «Общественное мнение». Всероссийский опрос городского и сельского населения в 200 населенных пунктах 63 областей, краев и республик всех экономико-географических зон. Метод опроса — интервью по месту жительства. Статистическая погрешность не превышает 3,6%. 15 ноября 2003 года. 3000 респондентов.
Недавно созданный блок «Родина» («Народно-патриотический союз») быстро набирает популярность, а его лидер Сергей Глазьев — известность, о чем красноречиво свидетельствуют результаты опросов (данные в % от числа опрошенных):
Относятся к С. Глазьеву… | Ноябрь—2002 | Август—2003 | Ноябрь—2003 |
…хорошо | 8 | 14 | 19 |
…безразлично | 9 | 18 | 28 |
…плохо | 1 | 1 | 2 |
Не знают, кто это | 79 | 63 | 43 |
Сегодня знают или что-то слышали о блоке «Родина» 45% наших сограждан. Хотели бы, чтобы он прошел в Госдуму, 22% опрошенных, не хотели бы этого — 19%.
Если о намерении голосовать за этот блок сейчас заявляют 3% опрошенных, то в принципе допускают для себя такую возможность — 18%; чаще других — люди старше 55 лет (24%) и респонденты с высшим образованием (25%). Впрочем, исключающих для себя голосование за блок «Родина» — значительно больше (44%); среди тех, кто уже твердо решил отдать свой голос коммунистам или «единороссам», доли столь категорично настроенных респондентов еще выше (соответственно 54% и 50%).
Участников опроса попросили представить себе гипотетическую ситуацию выбора только между двумя партиями: сначала — между «Единой Россией» и блоком «Родина», затем — между КПРФ и блоком «Родина». Предпочтение было отдано партиям-«ветеранам», но во втором случае респондентам оказалось гораздо сложнее сделать выбор, чем в первом (данные в % от числа опрошенных):
В случае выбора из двух партий проголосовали бы… | Ноябрь—2002 |
…за «Единую Россию»… | 41 |
…за блок «Родина» | 11 |
Ни за одну из них | 25 |
…за КПРФ… | 25 |
…за блок «Родина» | 21 |
Ни за одну из них | 35 |
Фонд «Общественное мнение». Всероссийский опрос городского и сельского населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик всех экономико-географических зон. Метод опроса — интервью по месту жительства. Статистическая погрешность не превышает 3,6%. 15 ноября 2003 года. 1500 респондентов.
Через неделю после того, как на телевидении стартовали предвыборные дебаты, респондентам задали несколько вопросов об их отношении к этой форме агитации. Оказалось, что к тому моменту не видели теледебатов 36% опрошенных, главным образом — молодежь (49% среди 18—35 летних).
Большинство видевших теледебаты (59%, или 38% от всех опрошенных) заявили, что им это было интересно; 35% (или от всех 22% опрошенных) сказали, что наблюдать «прения сторон» им было не интересно.
В дальнейшем планируют смотреть «дуэли» лидеров партий 53% опрошенных. Чаще других об этом говорят те респонденты, которые уже видели теледебаты и смотрели их с интересом (90%). Среди тех, кто их еще не смотрел, 26% собираются подключаться к этому зрелищу.
Вообще, большинству респондентов кажется, что предвыборные теледебаты не могут повлиять на их решение, за какую партию голосовать (56%). Треть же россиян (31%) допускают, что их выбор может измениться в результате наблюдения за полемикой политиков; естественно, большинство этих участников опроса собираются смотреть теледебаты (79%). Но и среди тех, кто считает, что споры лидеров партий в телеэфире не могут повлиять на их электоральное поведение, почти половина намерены за ними следить (43%).
Фонд «Общественное мнение». Всероссийский опрос городского и сельского населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик всех экономико-географических зон. Метод опроса — интервью по месту жительства. Статистическая погрешность не превышает 3,6%. 15 ноября 2003 года. 1500 респондентов.
О том, что лидеры «Единой России» отказались участвовать в предвыборных теледебатах, знают или что-то слышали 42% респондентов. Четверть опрошенных считают это решение правильным, ровно столько же — неправильным. Сторонники партии — те, кто собирается отдать голос за «единороссов», — в основном полагают, что это был верный шаг (43% против 21%).
Всех респондентов попросили аргументировать свою точку зрения.
Те, кто считают отказ «Единой России» от теледебатов правильным решением, приводят в основном два довода. Первый: теледебаты — бесполезное занятие, «ерунда», «показуха», «реклама» (12%). Второй: «Единой России» не нужна реклама («хорошая партия в рекламе не нуждается» — 6%). Другие аргументы: партия имеет право на такое решение, это «их личное дело» (1%); это удачный рекламный трюк, пиар-акция — этим «Единая Россия» «будет отличаться» от других и «увеличит свою популярность» (1%).
Респонденты, считающие поступок «единороссов» неправильным, аргументируют свою позицию тем, что теледебаты — одна из важнейших форм информирования избирателей о партиях ( «люди недостаточно получают информации, т.к. ничего не читают, — хотя бы телевизор смотрят»; «только в дебатах можно узнать истину») — 9%.
5% полагают, что таким шагом «Единая Россия» нарушила равенство условий предвыборной борьбы («все выступают — и они тоже должны»; «условия для всех одни»). Приняв такое «слишком самоуверенное и наглое решение», «единороссы» проявили «неуважение к избирателям», продемонстрировали «пренебрежение общественностью», считают 4% опрошенных.
Некоторые высказали предположение, что отказ «Единой России» от теледебатов может привести к падению авторитета этой партии и уменьшит число ее сторонников («потеряют рейтинг»; «молчаливого не замечают»; «вызовет недоверие у ее избирателей») — 1%.
Впрочем, когда респондентов спросили, как, по их мнению, отказ «Единой России» от теледебатов скажется на ее популярности, 32% из них сказали, что «никак не скажется». 19% думают, что это решение снизит популярность партии, а 15%, напротив, убеждены, что повысит.
Фонд «Общественное мнение». Всероссийский опрос городского и сельского населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик всех экономико-географических зон. Метод опроса — интервью по месту жительства. Статистическая погрешность не превышает 3,6%. 15 ноября 2003 года. 1500 респондентов.
По мнению большинства россиян, нашей стране следует вступать во Всемирную торговую организацию (ВТО) — 54%. Полагают, что этого делать не следует, 15% опрошенных.
Какие же последствия — положительные и отрицательные – может принести России вступление в ВТО? Положительные последствия назвали 40% опрошенных, отрицательные — 21%.
Итак, предполагаемые выгоды от вступления нашей страны в ВТО, по мнению участников опроса, таковы (данные в % от числа о прошенных):
Отрицательные последствия видятся респондентам такими (данные в % от числа опрошенных):
Фонд «Общественное мнение». Всероссийский опрос городского и сельского населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик всех экономико-географических зон. Метод опроса — интервью по месту жительства. Статистическая погрешность не превышает 3,6%. 15 ноября 2003 года. 1500 респондентов.