будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 12, 2025
Медленное чтение

Возникновение ислама

"Полит.ру" публикует главу из монографии А.В. Коротаева, В.В. Клименко и Д.Б. Прусакова "Возникновение ислама: Социально-экологический и политико-антропологический контекст", подготовленную в Центре цивилизационных и региональных исследований РАН и вышедшую в издательства "О.Г.И.". Появление ислама авторы рассматривают в контексте социально-экологического кризиса в Аравии VI в. и адаптации к нему арабов. Речь идет о разрушении большинства аравийских царств и развития свободолюбивого «антицарского» этоса, нашедшего отражение в племенных исторических традициях и поэзии, о предпосылках и закономерностях формирования аравийской монотеистической религии.

Некоторые мир-системные последствия: племенные структуры

Как упоминалось выше, арабы выработали довольно эффективную адаптацию к социально-экологическому кризису VI в. во многом благодаря массовой трансформации политических структур аравийских государств, протогосударств и вождеств в племенные политические структуры. Этот процесс вряд ли может рассматриваться как «дегенерация»/«инволюция»/«упадок»/«регресс», потому что новые племенные структуры оказались в состоянии обеспечивать функциональные потребности достаточно сложных стратифицированных обществ.

С исламскими завоеваниями эти племенные структуры и племенной этос (al-qabyalah) распространились почти по всей территории созданного исламского государства.

Конечно, необходимо подчеркнуть, что в самом исламе не так уж много племенного этоса. Но здесь надо принять во внимание следующие обстоятельства.

Начнем с того, что исламская цивилизация у нас нередко обозначалась как «арабо-мусульманская» (что нередко встречало серьезные возражения со стороны наших коллег из Средней Азии, см., например: [Ахмаджонзода 1988]).

Подчеркну, тем не менее, что обозначение это представляется в некоторых отношениях довольно удачным. Дело в том, что эта цивилизация (в особенности в пределах территории первой исламской империи) инкорпорировала в себя многие арабские неисламские элементы (и не может быть понята, если это обстоятельство не принимать во внимание). И al-qabyalah была одним из этих элементов.

Здесь важно вспомнить тот факт, что арабы были доминирующим этносом исламской империи по крайней мере вплоть до аббасидской революции середины VIII в.; а арабская культура в целом (включая и ее неисламские компоненты, такие как al-qabyalah) приобрела в рамках этой империи высочайший престиж и распространилась по всей ее территории.

Важно подчеркнуть, что в VI в. в Аравии была выработана и достаточно эффективная модель надплеменной интеграции, не подрывавшая основ племенного этоса. В рамках этой модели надплеменная власть принадлежала стоявшим вне племенной системы фактическим представителям единого Бога, которым члены племен могли подчиняться, не поступаясь основными принципами кабалы. Более того, в рамках подобного рода систем племена сумели обеспечить себе фактический суверенитет и даже контролировать надплеменные структуры, которые зачастую обладали только сакральным авторитетом, а не реальной властью. Такие системы резко повышали эффективность функционирования племенных структур, значительно понижая остроту межплеменных конфликтов и одновременно повышая скоординированность действий различных племен. Неудивительно, что подобного рода системы получили самое широкое распространение в самых разных концах арабо-мусульманского мира[1].

Ощутимый упадок государственных структур и системы вождеств, наступивший после относительно краткого периода укрепления государственной организации на юге Аравии (этот период пришелся на самое начало исламской эпохи), поставил население Северного нагорья перед необходимостью защищать себя самостоятельно. Ответом на этот вызов во многом и было создание племенной организации (для чего в ареале уже имелись определенные предпосылки). Сложившаяся же племенная организация оказалась во многих отношениях столь эффективной, что вплоть до самого последнего времени вполне успешно сопротивлялась всем попыткам ее ликвидировать или кардинально ослабить, исходившим от периодически укреплявшихся на юге Аравии государственных центров.

Результатом взаимодействия племенной и государственной организации на Северном нагорье в исламскую эпоху явились не подрыв или ликвидация племенных структур, а становление северойеменской мультиполитии. В рамках этой мультиполитии было достигнуто определенное равновесие между государственной и племеной составляющей, были удачно (хотя и неформальным образом) разграничены их полномочия, разработаны взаимовыгодные «правила игры»[2]. Но, разумеется, взаимоотношения между государственным центром мультиполитии, созданном зейдитскими имамами[3], и племенной периферией были отнюдь не бесконфликтными.

Распространение племенных структур и племенного этоса имело как позитивные, так и негативные последствия.

С одной стороны, в тех областях, где большинство населения приобрело племенную организацию, она зачастую обеспечивала воспроизводство социально-экономических отношений, гарантировавших земледельцам отсутствие эксплуатации (такие случаи достаточно сложно найти в других непримитивных доиндустриальных обществах). В качестве одного из наиболее очевидных примеров здесь может служить Северо-восточный Йемен II тыс. н. э., где племенная организация в течение большей части этого периода эффективно блокировала эксплуатацию большинства земледельцев, обеспечивая вместе с тем воспроизводство сложнейшей сети рынков, несельскохозяйственных городов, центров учености и т. д. (см., например: [Dresch 1989]). Имеются некоторые основания предполагать, что основная масса земледельческого населения йеменского Северного нагорья воспользовалась политической неразберихой раннеисламской эпохи для кардинального повышения своего статуса[4]. Были и другие положительные моменты — об удачном взаимодействии племенной и государственной организации уже говорилось выше.

С другой стороны, несмотря на все плюсы подобных систем, нельзя не отметить и некоторых отрицательных результатов их распространения. Выглядя довольно привлекательно изнутри, для их участников, эти системы сплошь и рядом оборачивались по отношению к соседям, лишенным племенной организации, своей совсем не привлекательной стороной. Для этих соседей взаимодействие с развитыми племенными организациями имело, как правило, довольно разрушительные последствия. В целом распространение и развитие племенных структур, похоже, сыграло довольно важную роль в запуске на террритории Аравии циклических «халдунианских» процессов (описание этих процессов, в дополнение к самой ал-Мук³аддиме Ибн Халдуна [Ibn Khaldun 1958], может быть найдено, например, в: [Gellner 1981: 1–85]). Речь идет о циклическом взаимодействии между более и мненее цивилизованными регионами: (1) варварская периферия завоевывает цивилизационные центры; (2) завоеватели «оцивилизовываются» и вследствие этого утрачивают свои боевые качества; (3) происходит новое варварское завоевание и т. д. Эти процессы, видимо, внесли заметный вклад в «инволюцию» Ближнего и Среднего Востока XI–XIII вв. (см., например: [Мельянцев 1996]) и в конечном счете привели к утрате этим регионом его центрального положения в мир-системе.


[1] См., например: [Dresch 1989; Evans-Pritchard 1949; Eickelman 1981: 85–104; Gellner 1969; Gellner 1981; Tapper 1983; Al-Rasheed 1994].

[2] Важную роль в этой системе играли при этом «религиозные аристократы», ведшие свое происхождение от Пророка, саййиды. Отметим, что сами саййиды считали свой статус более высоким, чем у членов племен, однако нет никаких оснований считать их господствующим, доминирующим слоем северойеменских племенных сообществ (см., например: [Dresch 1984b: 159; Dresch 1989: 136–157]). Монополией на применение насилия здесь обладали все-таки племена (вернее даже их члены), а не саййиды. Несмотря на высочайший авторитет и репутацию саййидов, политическими лидерами были все-таки шейхи, а не саййиды (последним удавалось стать шейхами крайне редко, да большинство саййидов к этому, как кажется, и не стремилось; по наблюдениям П. Дреша [Dresch 1989: 156]). В этом плане взаимоотношения между саййидами и членами северойеменских племен несколько напоминают отношения между брахманами и кшатриями в древней Индии (ср., скажем: [Бонгард-Левин, Ильин 1985: 301–304]). При этом достаточно очевидно, что присутствие в северойеменской племенной зоне групп саййидов, пользовавшихся в племенах высоким авторитетом (хотя, как правило, и не господствовавших над ними), должно было служить существенным фактором интеграции северойеменской мультиполитии, государственный центр которой возглавлялся на протяжении большей части последнего тысячелетия представителями «религиозной аристократии» (саййидов), зейдитскими имамами (cм., например: [Chelhod 1985: 26–29; Stookey 1978: 95, 149–155 и т. д.]).

[3] Надо заметить, что государственный центр этот возник во многом благодаря прямой поддержке северойеменских племен (см., например [al-`Alawī 1981; а также: Obermeyer 1982; Gochenour 1984b; Dresch 1989: 167–173; Abū Ghānim 1990]).

[4] Политическая же нестабильность, характерная для Южной Аравии на протяжении большей части II тыс. н. э., во многом помогла ему этот статус сохранить. С другой стороны, как кажется, и само племенное население северо-востока в какой-то степени «приложило руку» к поддержанию этой политической нестабильности.

читайте также
Медленное чтение
История эмоций
Май 15, 2024
Медленное чтение
Генрих VIII. Жизнь королевского двора
Май 12, 2024
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).