Издание «Газета» со ссылкой на The Sunday Telegraph пишет, что незадолго до приостановки сделки о слиянии ЮКОСа и «Сибнефти» Роман Абрамович встретился с Владимиром Путиным. Аналитики говорят о логичности приостановки слияния компаний: объединенная компания не нужна ни властям, стремящимся поставить под свой контроль как крупные нефтяные компании, так и весь экспорт нефти, ни «Сибнефти», к которой власти лояльны. Именно с этой целью может быть создана компания «Госнефть», в которую войдут активы «Роснефти», «Сургутнефтегаза», а возможно, и ЮКОСа.
«Коммерсантъ», размышляя о причинах приостановки слияния двух компаний, пишет, что после ареста Платона Лебедева и Михаила Ходорковского формат сделки перестал устраивать акционеров «Сибнефти». Учитывая политические риски ЮКОСа, «Сибнефть», могла претендовать на больший, чем 26-процентный, пакет акций в «ЮкосСибнефти». Вероятно, что уже на этой неделе «Сибнефть» предложит Михаилу Ходорковскому отказаться от идеи владеть контрольным пакетом акций в объединенной компании. По мнению «Коммерсанта», вряд ли этот план будет отвергнут ЮКОСом сразу: велика вероятность, что ЮКОС так или иначе попадет под контроль Романа Абрамовича, крупнейшего акционера «Сибнефти». Если ситуация будет развиваться в экономической плоскости, на этой неделе может появиться информация о новых условиях создания «ЮкосСибнефти». Если стороны договорятся лишь о «разводе», то нельзя исключать ни «временной национализации» ЮКОСа, ни «акционерного переворота» в компании, ни конфискации и продажи части «олигархических» активов ЮКОСа в уплату ущерба, якобы нанесенного ЮКОСом государству.
В любом случае, попытка создания новой нефтяной компании на базе активов ЮКОСа будет продолжена, но уже не на условиях Михаила Ходорковского. Переговоры этой недели будут вести вокруг главного вопроса: кто будет строить эту компанию – «Сибнефть», американские нефтяные гиганты, российское государство или кто-то еще, заключает «Коммерсантъ».
«Известия» задаются вопросом: что будет, если «Единая Россия» действительно не только наберет наибольшее число голосов, но и финиширует с заметным отрывом от ближайших конкурентов? Сама же и отвечает: в Думу приходят некие люди, которые знают главное и, увы, почти единственное – они поддерживают президента. «Чего изволите?» - обращает она взор к Кремлю. При этом каковы их главные задачи, какой они видят себе страну и ее граждан на исходе своего депутатства – для них это неизвестно. Они лишь знают, что правильно уловили конъюнктуру и теперь в «обойме». Однако «Чего изволите?» может быть лишь тактикой, принципом политического выживания и даже внутрипартийного процветания, но не курсом. Кроме того, пропрезидентские силы наверняка сформируют конституционное большинство – и на уровне Думы может возникнуть если не однопартийная система, то полуторапартийная - с одной реально «рулящей» партией и прочими в роли статистов.
Также «Известия» приводят несколько вариантов возможных итогов думских выборов – от социологов, от политологов и от самой газеты. Все сходятся в том, что первая тройка – это «Единая Россия», КПРФ и ЛДПР. По прогнозам социологов, «Яблоко» и СПС даже не преодолеют 5-процентный барьер, по мнению «Известий» - только СПС. «Единой России» предсказывают от 25 до 28%.
Руководители трех грузинских автономий - аджарский президент Аслан Абашидзе, абхазский премьер Рауль Хаджимба и южноосетинский лидер Эдуард Кокойты - не торопятся возвращаться на родину из Москвы, пишет «Время новостей». Переговоры, начавшиеся на прошлой неделе по поводу ситуации в Грузии, продолжатся в понедельник и вторник. Cитуация в Тбилиси остается непредсказуемой, и три лидера выясняют в Кремле, какие отношения Россия намерена строить с Грузией в целом и ее полунезависимыми автономиями в частности.
Наибольшего успеха на консультациях пока добилась Аджария. Глава российского МИДа Игорь Иванов подтвердил, что на встрече Аслана Абашидзе с Михаилом Касьяновым поднимался «вопрос о возможности снятия визового режима для поездок из Аджарии в Россию и из России в Аджарию», и пообещал, что Россия постарается найти положительное решение. Это произойдет, если Абашидзе выполнит свое обещание сделать так, чтобы «на территорию России не проникали те, кому не положено». Игорь Иванов напомнил, что визовый режим вводился для борьбы с террористами и «на тех участках российско-грузинской границы, где не налажен необходимый контроль» (жители Абхазии и Южной Осетии продолжают ездить в Россию просто по паспорту, без виз, хотя вообще-то с Грузией у России действует визовый режим с весны 2001 года).
Глава МИД России подчеркнул, что в этих консультациях не нужно искать «какого-то заговора и каких-то закулисных операций», так как Россия продолжает выступать за независимость и территориальную целостность Грузии и хочет, чтобы все ее народы жили дружно. Из чего остается сделать вывод, что желание южноосетинского и абхазского лидеров войти в состав России так и останется невыполнимым.