будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
космос
Июль 3, 2025
Медленное чтение
Лисов Игорь

Закат американского космоса

Закат американского космоса
3333333
Игорь Лисов. Фото: А. Горелышевой

Публикуем исследование редактора-обозревателя журнала «Новости космонавтики» Игоря Лисова, любезно предоставленное «Полит.ру» газетой «Троицкий вариант - Наука».

Общеизвестная истина: космонавтика — визитная карточка устремлений и научно-технического уровня страны. Судя по опубликованному 14 февраля проекту бюджета НАСА на 2012 финансовый год, США уже не в состоянии поддерживать привычный статус первой космической державы мира.

Бюджет: как это делается

В норме процесс верстки и согласования бюджета стартует осенью за год до 1 октября — даты начала очередного финансового года (ф.г.). Министерства и ведомства — распорядители бюджета — согласовывают свои запросы с бюджетным управлением Белого дома, и в феврале сверстанный проект передается в Конгресс для рассмотрения и утверждения.

Общая заявка для группы распорядителей бюджета (в нашем случае это министерства торговли и юстиции и группа ведомств, ответственных за научные проекты — Управление научно-технической политики, Национальное управление по аэронавтике и космосу — НАСА и Национальный научный фонд) является основой для соответствующего бюджетного закона — одного из 12 или 13 биллей о выделении финансирования (appropriations bill), которые вместе образуют годовой бюджет США.

Весной и летом комитеты по ассигнованиям обеих палат Конгресса готовят для утверждения на пленарных заседаниях два варианта проекта закона. Как правило, они различаются, и компромиссный текст вырабатывает согласительная комиссия. Он идет на голосование обеих палат и поступает на подпись к президенту.

В норме это должно произойти до 1 октября, однако так случается редко. Сейчас, например, уже истекло почти пять месяцев 2011 ф.г., который начался 1 октября 2010 г. и закончится 30 сентября 2011 г., а бюджет все еще не принят! В таких случаях Конгресс оформляет резолюцию о продлении финансирования, имеющую статус закона, и ведомства получают средства на том же уровне и по тем же направлениям, что и в бюджете предыдущего года. На этот раз, похоже, бюджет 2011 г. вообще не будет утвержден, и его заменит очередная резолюция, продлевающая финансирование 2010 ф.г. на весь текущий год [1].

Параллельно с законом о выделении финансирования может быть принят закон о разрешении финансирования (authorization bill). Он тоже говорит о том, какими космическими проектами НАСА должно заниматься, какими приоритетами руководствоваться и что делать не вправе. Он даже содержит статьи с указанием сумм на очередной год или несколько лет, но последние не имеют практического значения. Казначейство перечисляет средства распорядителям бюджета только в соответствии с законом о выделении финансирования.

Жертвы необеспеченных амбиций

Семь-восемь лет назад, перед гибелью «Колумбии», бюджет НАСА находился на уровне около 15,5 млрд долл. в год, из которых на все направления космической науки полагалось 4,0 млрд, на исследование Земли как планеты — около 1,6 млрд и на научную программу Международной космической станции (МКС) -почти 1 млрд. Эксплуатация системы Space Shuttle обходилась примерно в 4 млрд, и еще 1,7 млрд уходило на строительство и содержание МКС. На перспективные НИР и ОКР отпускалось примерно 1,6 млрд. Остальные средства шли на обеспечение космических миссий, на работы в области авиации и на образовательные программы.

В январе 2004 г. президент Джордж Буш объявил целью американской космической программы возвращение астронавтов на Луну до 2020 г. с целью ее освоения и создания лунной базы. Одновременно он распорядился завершить с помощью шаттлов строительство МКС и с 2010 г. прекратить эксплуатацию многоразовой транспортной системы.

Предложенная Бушем программа Constellation («Созвездие») не получила адекватной финансовой поддержки — не потому, что ей оппонировал Конгресс, а в силу того, что запрашиваемое правительством финансирование НАСА росло лишь в темпе инфляции (см. график).

За шесть лет, с 2005 по 2010 г., была сформирована концепция перспективных пилотируемых кораблей и носителей для них. Многоцелевой шестиместный корабль «Орион» предназначался для полетов на МКС и на окололунную орбиту, а тяжелый лунный модуль «Альтаир» — для доставки на поверхность Луны астронавтов и грузов и для возвращения на окололунную орбиту к «Ориону». Экспедиции планировались по полуторапусковой схеме: «Орион» — на тяжелом носителе «Арес I», а «Альтаир» — на сверхтяжелой ракете «Арес V». Помимо «архитектуры» лунной экспедиции, специалисты НАСА прорисовали план миссии с посадкой на Марс. Успели сделать «в железе» и даже запустить экспериментальный вариант «Ареса I» без второй ступени, а также сварить корпус первого макетного экземпляра корабля «Орион».

За шесть лет на программу Constellation было израсходовано примерно 15 млрд долл. Поскольку эти работы были вписаны в неизменную (с учетом инфляции) общую сумму бюджета НАСА, кто-то должен был «оплатить банкет». Первой жертвой сокращения расходов стал проект тяжелой АМС JIMO для изучения спутников Юпитера, с ядерным реактором в качестве источника питания. С 2007 г. США сократили более чем втрое финансирование научных исследований на своем сегменте МКС и долго носились с идеей затопления станции уже в 2015 г. С трудом Россия и другие партнеры уломали Штаты увеличить экипаж станции до шести человек и продлить ее работу до 2020 г.

При составлении бюджета на 2007 г. настоящему грабежу подвергся раздел «Космическая наука» — за этот и три следующих года с него срезали 4,7 млрд долл. Годом позже ликвидировали самостоятельную тему «Исследования Марса», влив ее в общую тему «Исследования планет».

Проект бюджета НАСА на 2012 ф.г. (суммы в млн долл.)

Реализацию программы доставки марсианского грунта сначала отложили с 2011 — 13 на 2022—24 гг., а потом безуспешно пытались спасти, последовательно отказываясь от всех остальных марсианских проектов. Итог на сегодняшний день такой: в перспективной марсианской программе остался лишь один совместный с Европой проект ExoMars с реализацией в 2018 г. и позднее. Как мы позже увидим, список жертв лунной авантюры этим отнюдь не исчерпывается.

Со сменой администрации в январе 2009 г. программа Constellation подверглась пересмотру. К осени специальная комиссия во главе с Норманом Огастином (Norman Augustine) установила, что на создание техники для освоения Луны потребуется вдвое больше средств, чем готово выделять правительство США, а на ее эксплуатацию -в полтора раза. Как следствие, в феврале 2010 г. президент Барак Обама объявил о закрытии программы без замены ее чем-то более осмысленным. Это решение аэрокосмическая отрасль США и Конгресс встретили в штыки, справедливо усматривая в нем сдачу пилотируемой программы на милость России и частных американских фирм, разрабатывающих свои транспортные корабли вместо «Ориона».

Последнее слово

На текущий 2011 ф.г. для НАСА запрашивалось ровно 19 млрд долл., но выделено будет, судя по всему, лишь 18,4 млрд. На 2012 ф.г. запрошено 18,7 млрд, столько же, сколько фактически досталось НАСА в 2010 ф.г. Таким образом, финансирование космического агентства миновало максимум и начало падать в текущих ценах и еще сильнее — с учетом инфляции. Более того: если год назад Обама был готов сделать для НАСА исключение, замораживая бюджет остальных министерств и ведомств, то на этот раз агентство не получило никаких преимуществ.

Бюджет НАСА


ПроектУтвержден
200114035,314285,3
200214511,414793,2
200315000,015414,2
200415469,315469,3
200516244,016200,0
200616456,316456,8
200716792,316247,0
200817309,417309,4
200917614,217782,4
201018686,018724,3
201119000,018421,3
201218724,3

На что же планируется израсходовать средства бюджета-2012?

Проект бюджета НАСА на 2012 ф.г. (суммы в млн долл.)

Статья расходовСумма
Всего18724,3
1. Наука5016,8
1.1. Исследование Земли1797,4
1.2. Исследование планет1540,7
1.3. Астрофизика682,7
1.4. Космический телескоп имени Джеймса Вебба JWST373,7
1.5. Гелиофизика622,3
2. Авиация569,4
3. Космическая техника1024,2
4. Исследование и освоение космоса3948,7
4.1. Космические системы для пилотируемых полетов2810,2
4.2. Оплата доставки экипажа на МКС850,0
4.3. НИОКР288,5
5. Эксплуатация космических систем4346,9
5.1. Space Shuttle664,9
5.2. Международная космическая станция2841,5
5.3. Обеспечение космических полетов840,6
6. Образование138,4
7. Обеспечение3192,0
7.1. Содержание полевых центров НАСА2402,9
7.2. Содержание центрального аппарата789,1
8. Строительство и охрана окружающей среды450,4
8.1. Строительство397,9
8.2. Охрана и восстановление окружающей среды52,5
9. Управление Генерального инспектора37,5

Перспективную космическую программу авторы бюджета в очередной раз пересмотрели. Если в проект на 2011 г. закладывались большие средства на исследовательские и экспериментальные работы, которые «позволят в будущем резко сократить продолжительность и стоимость межпланетных полетов», то теперь НАСА вынуждают вернуться к «методу грубой силы»: продолжить создание перспективного многоцелевого корабля на базе «Ориона» (1010,2 млн долл.) и немедленно приступить к созданию сверхтяжелого носителя SLS грузоподъемностью 100-130 тонн на базе элементов системы Space Shuttle (1800,0 млн).

Темы, связанные с глобальным потеплением и ролью антропогенных факторов, традиционно важны для администрации демократов. В проекте бюджета это отражено очень наглядно: на исследование Земли выделяется больше средств, чем на все остальные планеты вместе взятые, и при этом совсем нет «новых стартов» — ни в одной из научных тем не утвержден к реализации ни один новый проект.

«Земной» бюджет обеспечивает финансирование следующих проектов: аппарат для изучения аэрозолей Glory; спутник OCO-2 для анализа углеродного цикла; спутники GPM и SMAP для измерения количества осадков и влажности почвы; аппарат ICESat-2 по изучению баланса полярных льдов; экспериментальный метеоспутник NPP и аппарат дистанционного зондирования LDCM, совместимый по данным с системой Landsat.

В «планетный» подраздел включены запуск станции Juno в систему Юпитера и тяжелого марсохо-да MSL, а также малой АМС GRAIL для изучения гравитационного поля Луны. Продолжается создание аппарата MAVEN для изучения эволюции атмосферы Марса и небольшого спутника LADEE для исследования лунной экзосферы и пылевой обстановки. Никаких лунных посадочных аппаратов США сейчас не планируют.

Документ обходит полным молчанием выбранный в феврале 2009 г. проект совместной с ЕКА экспедиции EJSM по исследованию системы Юпитера и его спутников Европы и Ганимеда, в частности, на предмет существования на них жизни. Очевидно, средств на планетную миссию «флагманского» класса с орбитальным и посадочным аппаратами общей стоимостью около 2 млрд долл. нет и не предвидится.

В области гелиофизики и солнечно-земных связей реализуются проекты RBSP по изучению радиационных поясов Земли, магнитосферной системы Magnitospheric Multiscale и солнечной обсерватории IRIS. Начинается предварительное проектирование солнечного зонда Solar Probe Plus для запуска в 2018 г.

В самостоятельную тему выделена космическая обсерватория JWST. Этот астрономический мегапроект, на который уже израсходовано 3 млрд долл. и заложено еще более 1 млрд до запуска в июне 2014 г., до сих пор вел себя подобно кукушонку в гнезде, лишая средств остальные аппараты в области космической астрофизики. Теперь у них будет шанс выжить, вот только осталось их немного: самолетная обсерватория SOFIA, малый спутник-телескоп NuSTAR, аппарат GEMS для изучения условий в окрестностях черных дыр... и всё!

Прекращены даже поисковые и исследовательские работы по проекту космического интерферометра SIM и миссии по исследованию «темной энергии» JDEM. О заявлявшихся ранее проектах LISA (поиск гравитационных волн, совместно с ЕКА), IXO (международная рентгеновская обсерватория) и TPF (поиск землеподобных планет) не упоминается вообще.

О перспективах

Сегодня НАСА эксплуатирует не один десяток научно-исследовательских аппаратов, которые изучают Вселенную во всех диапазонах волн, работают у Марса и Сатурна, летят к Меркурию и Плутону, исследуют Луну, астероиды и кометы. Но будущее американской космонавтики выглядит весьма нерадостно. Ко внутренним проблемам — чехарда с перспективными пилотируемыми планами и хроническая нехватка средств на научные проекты — могут вскоре добавиться внешние, связанные с общим состоянием экономики и бюджета США.

Финансовый годДоходы, млрд долл.Расходы, млрд долл.Дефицит, млрд долл.Превышение расходов над доходами, %
2007проект2416277035414.7
факт256827301626.3
2008проект266229022399.0
факт2524297845418.0
2009проект2700310740715.1
факт21053518141367.1
2010проект23813552117149.2
факт21623456129459.9
2011проект25833728114544.3
уточн.21743819164575.7
2012проект26273729110141.9

Дело в том,что проект американского бюджета-2012 сверстан с колоссальным дефицитом. На данный момент превышение расходов над доходами (соответственно 3729 и 2627 млрд долл.) составляет 42%, однако опыт предыдущих лет показывает, что итоги оказываются намного хуже прогнозов. Так, по результатам 2011 ф.г. ожидается превышение расходов над доходами не на 44%, а уже на 76%, а это означает, что экономика США тяжело больна и что уверенные речи Барака Обамы о борьбе с дефицитом немногого стоят.

Единственное, что пока спасает Америку от банкротства, — это тот факт, что она занимает в месяц вчетверо больше, чем зарабатывает, а отдает пока меньше, чем занимает. Однако бесконечно этот цирковой номер продолжаться не может.

Игорь Лисов

1. Прохождение бюджета удобно отслеживать на сайте http://thomas.loc.gov/home/approp/app11.html

Лисов Игорь
читайте также
Медленное чтение
История эмоций
Май 15, 2024
Медленное чтение
Генрих VIII. Жизнь королевского двора
Май 12, 2024
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).