Завершающая часть очерка о тенденциях к регионализации в Западной Европе. Предыдущие части: 1. Шотландия. 2. Корнуолл, 3. Гризон, 4. Трентино - Альдо Адидже.
И, вместо заключения, небольшая иллюстрация. Как регионалистские и автономистские силы возникают из ниоткуда. На пустом месте. Где все происходит на наших глазах. Почти нет исторических предпосылок и совсем не было намеков на деволюцию.
Бавария. Вместо заключения.
Нынешнее Свободное государство Бавария, существующее на правах Земли в Федеративной Республике Германия не совпадает по территории с исторической Баварией. При послевоенном укрупнении земель в состав Баварии вошли Верхний Пфальц (уже входил до этого в состав Баварии), вся Франкония и часть Швабии. Таким образом, Бавария увеличилась больше чем в 2 раза.
Процесс интеграции проходил в полупринудительном порядке, и, естественно, на условиях Баварии, ставшей бенефициаром. Пфальцу было безразлично, особой идентичности у него не было, в Баварию он уже входил. Кроме того, Пфальц заселили высланные немцы из Судетской области Чехословакии, и достаточно быстро все превратилось в новую, вполне интегрированную в Баварию, общность.
Швабы, хотя и потеряли Аугсбург, сами оказались бенефициарами. В состав Баден-Вюртемберга вошли оба Бадена (Фрайберг и Карлсруэ) и Гогенцоллерн. Швабы Аугсбурга не сильно переживали и тоже быстро вписались в новую Баварию.
С франконцами получилось сложнее. Утратив многовековую государственность, франконцы вовсе не стали баварцами. Но «сопротивляться» общегерманской эволюции и баварскому политическому доминированию не смогли.
Уже в середине 50-х годов все региональная политика Баварии была полностью монополизирована ХСС (христианско-социальным союзом) - главной баварской партией и младшим партнером ХДС. Почти 50 лет главным в стране и в Баварии были Германия и экономика, и только в начале нулевых ситуация стала меняться. Почему? Флуктуации в политике возникают всегда. В данном случае речь просто идет об общественном запросе на демонополизацию власти от ХСС. Такого рода общественные запросы это, своего рода, мода. Она может пройти, а может и остаться.
Карта 1. Округа Свободного Государства Баварии (федеральной земли ФРГ)
На выборах 1998 в окружные советы[1] (карта 1) появились новые регионально обозначенные политические силы – «Свободные избиратели»[2], Экологическая Демократическая партия (ЭДП, партия действует в основном в Баварии), реанимировалась Баварская партия, появились Франконцы (Die Franken) (таблица 1).
Неслучайно, что весь это запрос возглавили «Свободные избиратели» (FW) - партия без идеологии, без программы. Главной целью FW было именно создание альтернативы.
Дебют для FW в 1998 получился хорошим, но не более того – 9 мандатов. В 2003 всего лишь один дополнительный мандат. А вот в 2008 настоящий прорыв – сразу 24. Одновременно вернулась Баварская партия (BP). В 2013 FW закономерно немного потеряла, зато настоящий прорыв у BP, франконцев и ЭДП.
Основные политические силы | 2003 год | 2008 год | 2013 год |
ХСС + СвДП | 64 | 54 | 49 |
Региональные партии | 7 | 14 | 18 |
В сумме | 71 | 68 | 67 |
Таблица 1. Количество мандатов на выборах в окружные советы у основных политических сил в Баварии 2003-2013 год, в процентах.
Из таблицы 1 виден механизм произошедшего. 2008 год – год самого низкого рейтинга ХДС/ХСС за годы большой коалиции с СДП. Высвобождается большой электоральный массив. Причем существует закономерность. Чем выше поддержка партии в данном регионе, тем больше вероятность, что уходящие голоса будут структурироваться.
Теперь это уже выходит за рамки флуктуации 1998-2003 годов и требует политического оформления. В Баварии не очень любят левых (хотя в 2008 и они здесь чуть подросли), значит усилиться и структурироваться должны, прежде всего, региональные, идеологически редуцированные политические силы. В первую очередь это относится к FW. Деволюционным партиям приходится соединять консервативного избирателя и либеральные программы. Так происходит и в Баварии. Одновременно (в 2008 году) франконский и баварский избиратель начинают разделяться. В 2008 это еще не очень заметно, в 2013 очевидно.
Далее FW начинает терять. Отсутствие выраженной идеологии приводит к частичной утрате политической идентичности. Уже FW освобождает некоторое пространство, в которое входят настоящие идеологически заряженные автономисты – Франконцы и ВР. За 10 лет правоцентристы потеряли 15% мандатов в окружных советах и утрачивают абсолютное большинство. Региональные партии увеличили свое представительство в 2,5 раза и стали второй по величине политической силой в округах Баварии. Сейчас у них (включая союзных с ними пиратов) 39 мандатов, у СДП – 38.
Откуда взялись в сегодняшней Баварии регионалисты и автономисты. Иногда кажется, что как Мэри Поппинс, просто из неожиданно подувшего ветра. Может ли ситуация вернуться назад в 90-е. Может, но маловероятно. Во-первых, в Баварию еще не пришла Альтернатива для Германии (AfD), стремительно набирающая силу на недавних региональных выборах. Придет, и рейтинги снова начнут заметно меняться. Во-вторых, рейтинг ХДС/ХСС обязательно будет падать в ближайшие годы. Кризис в Европе не может не сказаться на популярности правящей в Германии коалиции. А, значит, есть новый кандидат на деволюцию?
[1] Мы рассматриваем округа для простоты иллюстрации. На этом уровне наиболее заметны отличия Франконии от остальной Баварии. При этом нет необходимости анализировать ситуацию в самоуправлениях.
[2] На выборах 2014 года в ЕП “Свободные избиратели» и ЭДП впервые получили по одному депутатскому мандату.