Министерство образования и науки подвело итоги приемной компании этого года. По мнению зам. министра, Александра Климова, все прошло чрезвычайно успешно, и даже лучше, чем в прошлые годы. Похоже, мы живем в параллельных мирах.
Из хорошего: число бюджетных мест сохранено на уровне прошлого года. Но произошли небольшие структурные перемены. Александр Климов с гордостью заявил, что больше всего бюджетных мест (46 процентов) отдано инженерно-технологическим профессиям. «Это долгосрочная политика Минобрнауки по направлениям, востребованным реальным сектором». И все бы хорошо, только бурного (и небурного) развития этого реального сектора никто не наблюдает, и потому в инженеры не идут. Министерство считает, что абитуриентов нужно искусственно (методом убеждения) завлекать на инженерные специальности. Но сделать это чрезвычайно трудно. Недавно друг детства, потерявший работу (а он – бауманец, инженер-конструктор высшей категории) пытался устроиться на известный московский самолетостроительный завод (на его фасаде висит объявление: нуждаемся в рабочих и инженерных кадрах). Так вот, ему предложили зарплату тысяч в 20. Объявление не снимают больше года, видимо, желающих нет.
Понятно, что среди инженерных специальностей по популярности по-прежнему лидируют электроника и автоматика (туда поступают с самым высоким средним баллом ЕГЭ – 80,4), компьютерная безопасность (79,2), информационная безопасность автоматизированных систем (78,9). А еще – системы управления летательными аппаратами и атомные станции: проектирование, эксплуатация, инжиниринг (это заслуга программ и олимпиад Росатома, а вовсе не Минобрнауки).
А «лузерами» по популярности являются технологии и проектирование текстильных изделий (50,8 баллов по ЕГЭ). Очевидно, из-за тотального отсутствия текстильного производства в стране (была в командировке в Иваново, и, оказалось, что там уже нет этого производства – ткани привозят из заграницы). А еще - природообустройство и водопользование (53,1 балл). Далее следует эксплуатация судовых энергетических установок и судового электрооборудования.
Несмотря на заверения Минобрнауки о росте бюджетных мест на инженерные специальности, на деле это не так. Наибольшее их количество выделено на специальности, связанные со сферой потребления, торговли, рекламы и госуправления. Министерство образования подготовило еще одну таблицу: наиболее популярные направления подготовки, на которые отстегнуто свыше двухсот бюджетных мест. Так вот, больше десяти тысяч (!) «вакансий» ушло на экономику (это, вопреки разговорам о том, что экономистов и юристов и так слишком много), менеджмент (7986), государственное и муниципальное управление (2181), управление персоналом (1114), рекламу и связи с общественностью (1051), торговое дело (765), товароведение (738), международные отношения (733), медицинскую биохимию (280) и экономическую безопасность (255). Это те специальности, овладев которыми можно заработать хорошие деньги. Туда принимают с самым высоким ЕГЭ. Лидером по ЕГЭ являются международные отношения (90,9), прикладная математика и физика , стоматология, лечебное дело, перевод и переводоведение. А с самыми низкими егэшными баллами берут на технологии проектирования текстильных изделий, технологию лесозаготовительных и деревообрабатывающих производств, агроинженерию и зоотехнику (от 52,7 – до50,8 баллов, то есть, троечников). К слову сказать, многие крупные текстильные и агровузы подверглись уничтожению-слиянию (последствия славного мониторинга эффективности высших учебных заведений).
Понятно, что для поступления в самые престижные вузы требуется наиболее высокие баллы ЕГЭ. Но известно, что этот год ознаменовался беспрецедентными фальсификациями при его сдаче. Правильные ответы выкладывались едва ли не за день до экзамена. Так было по всем предметам. Ясно, что абитуриентов с купленными ЕГЭ было больше в топовых университетах.
Существует ли статистика зафиксированных нарушений и есть ли прикидка, сколько незафиксированных абитуриентов поступило в вуз нечестно? Что делать учебному заведению в таком случае? Такой вопрос «Полит.ру» задал заместителю министра образования, Александру Климову. «Статистики такой нет, - ответил высокопоставленный чиновник. - Те, кто поступил по фальшивым ЕГЭ, я думаю, проучится не больше четырех месяцев. Потому что вуз поймет, кто как к ним поступил. Есть случаи, когда приходят люди с высокими ЕГЭ, но не обладают даже знаниями школы. В любой системе всегда есть процент таких отклонений. …У вузов принципиальный подход. Отчисления таких студентов после первой сессии будет сигналом к тому, что бессмысленно фальсифицировать результаты ЕГЭ. Это решит и проблему совершенствования этого экзамена». И вообще, «по ЕГЭ разрабатывается план, по которому процедуры будут совершенствоваться и в следующем году все вопросы будут решены». Блажен, кто верует! Только непонятно, что это за план, и почему об этом задумались только сейчас: ведь нарушения были все годы.
«Допустим, нечестных студентов после первой сессии отчислят, - продолжили мы допрашивать чиновника.- Но зарплата преподавателей зависит от числа студентов. А они останутся (допустим) без трети учащихся. Можно ли заполнить эти места за счет платников? И вообще: чем чревато для вуза отчисление студентов»?
Александр Климов тут же согласился с нашим предложением: «те студенты, которые успешно учатся и платят за свое обучение, будут зачислены на бюджетные места».
Но очевидно, что это – не выход. Платных студентов-отличников всегда – единицы (а только их можно переводить на бюджет). Это – большая редкость. Но, даже если такое случится, это уменьшит общую долю коммерческих студентов в вузе. Но платные образовательные услуги – один из существенных источников самофинансирования, без которого просто не выжить.
То есть, на деле (а не на словах) заполнить освободившиеся бюджетные места не удастся. Значит, это отразится на зарплатах преподавателей (она зависит от числа студентов) и на том, сколько бюджетных мест выделят на будущий год. Словом, вуз не заинтересован в отчислении неуспевающих. А значит, в нем будут учиться бездарные студенты, списавшие ЕГЭ (и не обладающие даже школьными знаниями), да и на будущий год ситуация едва ли изменится.
15 августа стартовал новый этап мониторинга эффективности вузов. И по-прежнему, одним из главных его критериев являются баллы ЕГЭ, с которыми в него поступают. Ясно, что для этого года такой критерий не работает - были массовые списывания. Очевидно, что вузы нужно оценивать не по тому, с какими баллами туда поступили, а по тому, какого специалиста они выпустили. Но этого не будет. Во-первых, Минобрнауки считает, что процент приписок был «не очень высоким». А что касается критериев эффективности, то там ведь их - целая совокупность. А еще вводится дополнительный: доля выпускников, которые через год после выпуска пришли на биржу труда. От себя заметим, что туда мало кто обращается, и это не дает никакого представления ни о чем.
На вопрос о том, будут ли в 2014-м году (как нам было обещано) при поступлении в вуз учитываться портфолио достижений выпускника и школьные оценки (за все годы учебы), Александр Климов ответил: такие дискуссии идут, но неизвестно, сколько баллов (дополнительно к ЕГЭ) это даст. С какого года правило вступит в силу – тоже не решено.
А в целом, по мнению зам. министра, «приемная компания этого года прошла нормально. Без каких-то нарушений, которые вызвали мощный резонанс во всем обществе. Мне кажется, в этом году была более благоприятная ситуация, чем в прошлом».
Словом, «все хорошо, прекрасная маркиза».