Эту статью, посвященную острым проблемам финансирования фундаментальной науки в России, прислал в редакцию «Полит.ру» известный биолог Константин Северинов.
Автор – доктор биологических наук, лауреат Scopus Award 2015, заведующий лабораторией молекулярной генетики микроорганизмов Института биологии гена РАН и лабораторией в Институте молекулярной генетики РАН, профессор Сколковского института науки и технологий, профессор Университета Ратгерса (США). Как лауреат конкурса мегагрантов Константин стал зав. Лабораторией молекулярной, экологической и прикладной микробиологии в Санкт-Петербургском государственном политехническом университете.
Несколько лет назад программа Президиума Российской Академии Наук «Молекулярная и Клеточная Биология» подверглась значительному сокращению. Произошло это на фоне экономического кризиса. Программа МКБ была единственной академической программой, в которой распространение средств происходило в результате открытой экспертизы. Основным критерием при получении финансировании были публикации в высокорейтинговых международных журналах. Несмотря на это (или именно из-за этого), академическое начальство сократило данную программу сильнее, чем другие, руководствуясь давним прокрустовым принципом «чтоб не высовывались».
Кроме собственно сокращения финансирования имелась еще значительная задержка в выплатах по уже одобренным грантам: деньги в лаборатории не переводились и, соответственно, не было ни зарплат, ни возможности закупать реагенты и оборудование для проведения опытов. Ситуация подробна описана в статье http://www.polit.ru/article/2008/01/31/mcb/.
Впрочем, в те времена в стране безнаказанно оперировали «иностранные агенты» и один из наиболее опасных из них – фонд «Династия» – оперативно решил вопрос о выдаче именных стипендий молодым кандидатам наук из 50 лабораторий – получателей (а, вернее, неполучателей) грантов МКБ. Стипендии выплачивались в течение года и позволили молодым ученым продолжить работы по своим научным темам и остаться в стране. Многие из них, по меткому выражению В.В. Путина «подсели на грантовую иглу» и в дальнейшем получали гранты как от фонда «Династия», так и от более благонадежных источников, таких, как Российский фонд фундаментальных исследований, и продолжают работать в России.
Настали другие времена. «Иностранные агенты» идентифицированы, выведены на чистую воду и свернули свою деятельность. Российская академия отреформирована, а вновь созданное Федеральное агентство научных организаций (ФАНО) обеспечивает эффективное управление средствами для проведения научных исследований в академии и выполнение президентских указов по увеличению публикационной активности российских ученых.
Так, не проходит и недели без электронных сообщений от Александра Вадимовича Тюремнова из Отдела координации деятельности учреждений в сфере естественных наук Управления координации и обеспечения деятельности организаций в сфере науки ФАНО РФ, в которых он отечески интересуется нашими успехами, просит заполнить разнообразные таблицы о нашей работе, результатах и публикациях.
Между тем программы Президиума академии пока существуют… Продолжает жить и программа МКБ, хотя и в сильно урезанном виде. Годовые гранты, которые в былые времена равнялись пяти миллионам рублей в год усохли до чуть более, чем двух миллионов в 2014 году. Кончается июль 2015 года, а денег на одобренные долговременные проекты по программам Президиума РАН до сих пор нет. Таких чудовищных задержек не было даже во времена неэффективных академических менеджеров.
Говорят, что средства застряли где-то между эффективными менеджерами ФАНО и Президиумом РАН. Говорят, что размер грантов будет сокращен еще больше. Но это всё на уровне слухов, никакой официальной информации нет. Президент РАН Владимир Фортов, известный оптимист, в частном разговоре сказал, что деньги, возможно, будут к декабрю 2015 года.
Естественно, в отсутствие денег проводить научные исследования крайне затруднительно и даже невозможно. Подчеркну, что речь идет об уже одобренных исследованиях, за которые нужно отчитываться. Моим коллегам приходится оплачивать реагенты, необходимые для исследований, из собственного кармана, и даже просить ведущие журналы разрешить не платить за публикацию уже принятых статей (и не все журналы на это могу пойти, в этом случае автору придется заплатить несколько тысяч долларов США из собственных средств или отказаться от публикации уже принятой в печать статьи).
Тем временем Александр Тюремнов из ФАНО продолжает отправлять ученым свои послания. Ответить ему хочется цитатой из классика: «Дуся! Вы меня озлобляете. Мы люди, измученные вашим менеджментом. Сначала деньги, а потом результаты».
А на прошлой неделе в деревне Дворики В.В. Путин заявил, что «Те (специалисты), кто возвращается (в Россию), добро пожаловать… мы их рады видеть, но только за то, что человек вернулся (в РФ), он не может претендовать на какие-то дополнительные коврижки и привилегии. В целом мы будем, конечно, стремиться к тому, чтобы высококлассные специалисты возвращались к нам домой, на родину, будем этому поспобствовать».
Я думаю, что теперь Владимир Владимирович может быть спокоен: после того как «иностранных агентов» разогнали, наши собственные агенты сделают все возможное, чтобы к нам сюда никто не приехал: ни за какие коврижки.