15 февраля в цикле бесед «Полит.ру» «От первого лица» с Татьяной Малкиной выступит медиа-менеджер, журналист, блоггер Антон Носик. Тема встречи «Новые технологии для нового человека». Мы задали об этом Антону несколько вопросов.
Вы стали для России своего рода прототипом человека с гаджетом. Как это произошло? Как вы пришли в этот мир?
Я очень хорошо помню, как мне мой ближайший школьный друг во втором классе на перемене рассказывал, что японцы изобрели такой прибор, который называется "калькулятор" – нажимаешь на кнопки, и он умножает, делит, в степень возводит. Верилось с трудом. Помню, как из-за границы отец привёз легендарное японское изобретение – авторучку со встроенными часами. Эти гаджеты в те далёкие 1970-е годы производили на меня не меньшее впечатление, чем впоследствии iPad.
Можно ли представить себе человека, живущего полноценной современной жизнью, но не использующего современных технологий?
Совершенно запросто. Человек, как известно, может некоторое время выжить даже без еды и питья, что ж говорить об Интернете, сотовой связи или цифровом фото. Просто в сегодняшнем мире человек, который задался целью обходиться без высоких технологий, будет не просто выглядеть эксцентриком – он и сам вынужден сознавать, что встал в эксцентричную позу. Как Махатма Ганди, явившийся на королевский приём в набедренной повязке и сандалиях на босу ногу. Может, для Ганди такой костюм и был естественным, с учётом его происхождения, но он, разумеется, совершал в данном случае совершенно сознательный жест, декларативный отказ от ценностей окружающего мира. Понятно, что в современном мире такой отказ проще позволить себе людям богатым и могущественным, чем бедняку или представителю среднего класса. Михаил Прохоров может заявить, что не пользуется мобильным телефоном, а Путин – что не имеет адреса электронной почты. Мы при этом понимаем, что у обоих есть подчинённые, отвечающие за то, чтобы у босса не возникало по этому поводу неудобств.
Меняет ли использование новых технологий поведение человека, его мировосприятие? Если да, то что нам позволяет об этом говорить, в чем это проявляется?
Разумеется, поведение человека очень сильно меняется за счёт технологий – если под поведением понимать набор действий, которые он выполняет в повседневной жизни. Технологии прежде всего экономят время, которое мы прежде тратили на разные глупые занятия, вроде оплаты коммунальных услуг, покупки авиа- и железнодорожных билетов, регистрации на рейс, проявки и печатания фотографий, поиска интересующих нас статей в журнальных или газетных архивах... А мировосприятие, я думаю, меняется в значительно меньшей степени. Вряд ли технологии в состоянии сделать злого человека добрым, жадного – щедрым, а параноика – доверчивым.
Есть ли опасность что ситуация «технология для человека» превратится в «человек для технологии»?
Я думаю, что это некорректная постановка вопроса. Конечно, гаджеты – это инструменты, то есть средство, которое не должно подменять собою цель. Но это очень общее, теоретическое утверждение. На практике человеку свойственно заботиться о вещах, которые для него важны. Если, скажем, автолюбитель любит копаться в двигателе своего автомобиля – это не значит, что он ради автомобиля живёт. Он копается в двигателе ради собственного удовольствия, прежде всего. Не получал бы удовольствия – отвёз бы машину к автослесарю.
Развитие технологий «освобождает» человека, «закрепощает» его или это процесс, перпендикулярный проблеме свободы?
Я думаю, что развитие технологий, безусловно, освобождает человека. Арифметика тут достаточно простая. Каждому человеку отпущено в этой жизни конечное количество часов. Средняя продолжительность жизни мужчины в России сегодня составляет 521.570 часов, из которых лишь 347.713 приходится на бодрствование. Какую-то часть этого весьма ограниченного времени человек волен тратить по своему свободному выбору – на осмысленные занятия: учёбу, работу, личную жизнь, воспитание детей, путешествия, досуг. А другую часть он по принуждению бытовых обстоятельств вынужден тратить на занятия бессмысленные и бесполезные. Такие, например, как стояние в любых очередях, беготня по магазинам в поисках товаров или ежедневные поездки на такую работу, которую человеку сподручней было бы выполнять на дому. Технологии в первую очередь сокращают именно эту повинность. Даже если при этом экономится всего один час в сутки, всё равно речь идёт об экономии 21.672 часов бодрствования за жизнь, то есть трёх с лишним лет активности! За это время можно написать роман, выучить пару иностранных языков и совершить кругосветное путешествие. Конечно, не всякий человек умеет распорядиться этой обретённой свободой – кто-то охотней скоротает освободившиеся часы за бутылкой пива, уставясь в телевизор. Но в этом технологии никак не виноваты.
Ждем Вас 15 февраля в Большом зале Политехнического музея в 20:00