будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Азбука истории
Май 16, 2025
Наука

Азбука истории. От А (вена) до Я (сина). Ирина Дежина

Азбука истории. От А (вена) до Я (сина). Ирина Дежина
dezhina
Ирина Дежина

Мы продолжаем публикацию материалов проекта «Азбука истории от А(вена) до Я (сина)», подготовленного совместно с порталом «Твоя история». В рамках проекта ведущие российские ученые, предприниматели и общественные деятели попытались дать свое личное определение основным терминам и понятиям, в которых Россия осознает себя в последние четверть века.

Каждую неделю по понедельникам, средам и пятницам мы будем представлять вашему вниманию по одной из таких интерпретаций.

Ирина Дежина, доктор экономических наук, руководитель группы по научной и промышленной политике Сколтеха делится с читателями «Полит.ру» и участниками проекта «Твоя история» своим видением того, что в его системе координат означает понятие «реформы науки».

«В науке реформы 90-х это, на самом деле, два достаточно неравных этапа: где-то до середины 90-х годов, и конец там был совсем другой. Значит, когда распался Советский Союз, то в отношении науки было понятно, что надо решать три достаточно автономные задачи. Первое – это сохранить что-то такое хорошее, что было в науке в советской. А денег было очень мало, все сыпалось, поэтому задача сохранения была важной. Второе – это строить новые институты. И третье – это реформировать то, что, уже было понятно, не годится для нынешних условий. И логически, я бы сказала, что вот первый этап реформ, он завершился в 1996-м году принятием закона о науке, где уже были зафиксированы все новые отношения, новые правила, и вот такие вещи.

При этом, на мой взгляд, интересный уже исторический опыт страны в том, что такая идея, если начать строить что-то новое, старое само по себе отживет, это оказалось неверным. При этом разные исследования показывают, что в каких-то странах это работает (так называемое, параллельное строительство институтов), и старое само собой взяло и умерло, и все заполнилось новым. У нас так не происходило, у нас местами происходило, наоборот, подчинение нового старому, и в этом большая проблема. Например, несмотря на то, что разные новые организации, институты стали формироваться в начале 90-х, Академия Наук продержалась не реформированной двадцать два года. Фактически, все случилось только в 2013-м году. Интересный эпизод с Академией в 1991-м году, фактически, уже речь шла о том, чтобы превратить ее уже в совершенно другую Академию. И там боролось четыре точки зрения, которые, можно сказать: радикальная (и она, в результате, вот в эти дни победила). Были решительные еще реформаторы, умеренные реформаторы, и консерваторы. И когда вместо советской Академии Наук была создана Российская Академия Наук, победило, в итоге, что-то среднее между умеренно-консервативной и консервативной точкой зрения. Когда все изменилось, сводилось только к тому, что теперь на общих собраниях РАН будут участвовать представители институтов, а не только академики и член-корры. И, в дальнейшем, это все как-то тоже тихонечко модифицировалось, и, в общем-то, к реформе Академия подошла непрогрессивной структурой. Вот это направление чисто научное.

Какой еще важный момент я бы отметила: в 90-х это создание новых фондов. Вот все наши фонды, которыми мы сейчас гордимся, о которых говорим и ругаем, в том числе, - это Фонд фундаментальных исследований, Гуманитарный научный фонд, Фонд содействия развития малым предприятиям в научно-технической сфере, это Фонд Бортника. Это все было создано с 1992-го по 1994-й год, и, надо сказать, что тут была очень успешная адаптация зарубежного опыта, - то, что раньше и позже не получалось. Это опыт Национального фонда США, это опыт Института Макса Планка, программа американской СБИР; все это было адаптировано успешно, имплементировано в стране. И, на мой взгляд, одна из причин вот этой успешности в том, что тогда еще не было никаких жестких организационных структур и институциональных взаимодействий. Ну, например, ну, не было бюджетного кодекса еще в то время. То есть, создавать что-то новое было намного проще, чем сейчас, потому что сейчас это уже встраиваться должно в достаточно жестко регулируемую среду. И вот эти фонды, это безусловное такое завоевание тех лет, которое держится до сих пор.

Если смотреть дальше практические приложения науки, то тоже именно в этот период, а именно в 1996-1997-м впервые заговорили о том, что нужна инфраструктура для того, чтобы была коммерциализация результатов науки, чтобы наука не была сама по себе, не оторвана от промышленности. И тогда стали создавать инновационно-технологические центры именно в те годы. Причем очень успешно при этом объединили усилия четыре разных ведомства и фонда, чтобы эту программу реализовывать. Но тогда, конечно, еще было понимание такое, ну, можно сказать, с нынешних времен поверхностное, потому что предполагалось, что, вот, будут построены все эти объекты, и все это как-то заработает. То есть, было узкое понимание, что инновационные системы это совокупность разных видов инфраструктур. Это не сработало в дальнейшем. Ну, тогда еще не было речи о таких вещах как центры трансфера технологий, которые должны быть в институтах; другие посреднические структуры. То есть, это такие были самые первые шаги, но о них стоит вспоминать, потому что они были принципиально важные, они были заявлены именно тогда, а, в дальнейшем, это развивалось.

Если суммировать, то период 90-х начинается довольно активными радикальными реформами, а где-то с 1997-го года начинает сходить на «нет», и где-то к 2001-му году, вот этот период с 1997-го по 2001-й, уже это становится очень консервативным периодом маленьких тактических незавершенных шагов. Потому что в это время постоянно менялись еще руководители науки, министерства, их названия. И вот эта недолгая смена приводила к тому, что каждый новый руководитель просто не имел времени решить свои задачи, с которыми он приходил. И, в результате, это как, скажем, мы ткань берем: мы шьем-порем, шьем-порем, и дальше у нас она уже какая-то слегка ветхая. Поэтому, собственно, начало 2000-х, это начало, как заново, заново попытки что-то снова построить в науке. Но это другая история».

читайте также
Наука
Леонид Костандов: 1915 – 1984
Ноябрь 27, 2015
Руссо Максим
Наука
Сила самоиронии. К 80-летию Юрия Левады. Рассказывают Теодор Шанин и Борис Юдин
Май 13, 2010
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).