1-2 июня в Москве прошла встреча министров образования стран «Группы восьми» (G8). В ней приняли участие: министр образования и науки Российской Федерации Андрей Фурсенко, председатель совета Министров образования Канады Джоан Бурк, министр трудовых ресурсов и социального развития Канады Дайан Финли, министр национального образования, высшего образования и исследований Франции Жиль де Робьен, федеральный министр образования и исследований Германии Аннет Шаванн, Министр образования Италии Джузеппе Фиорони, заместитель Министра образования, культуры, спорта, науки и технологии Японии Харуко Аримура, член Парламента, Заместитель Министра по вопросам образования Великобритании Билл Раммел, Министр образования США Маргарет Спеллингс, член Европейской Комиссии, отвечающий за вопросы образования, культуры и профессиональной подготовки Ян Фигель, а также Министры образования Бразилии, Индии, Казахстана, Китая, Мексики и ЮАР.
Участники встречи обсудили вопросы развития образования для инновационного общества 21-го века, обеспечения доступности качественного образования на всех уровнях, формирования системы непрерывного образования, развития программы ООН «Образование для всех», а также расширения возможностей системы образования для интеграции мигрантов в общество.
Накануне общего заседания министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко и Министр образования США Маргарет Спеллингс подписали меморандум о расширении сотрудничества в области образовательных программ. Приоритеты были отданы математике, информационным технологиям и иностранным языкам. Финансовое обеспечение возьмут на себя непосредственно оба ведомства.
После первого заседания, на котором обсуждались инновационные программы и вопросы профессионального образования, министры ответили на вопросы журналистов.
На вопрос о том, насколько способна Россия конкурировать в области образования, Андрей Фурсенко отметил, что, конечно, остаются по-прежнему сильны российски образовательные технологии, а также деражтся на высоте ряд университетов, но в целом качество российского образования, как и в других странах, очень отличается. И потому одной из главных задач образовательных ведомств является обеспечение равного доступа к качественному образованию большинства молодых людей
Был также задан вопрос о том, готово ли российское министерство науки и образования оказать финансовую поддержку новому проекту «Руспас», аналогу «Европас». Андрей Фурсенко ответил, что идея поддержки эмигрантов и создания комфортных условий также стала темой данного обсуждения. Она остро стоит не только для России, но и для всего мира. Конечно, его ведомство считает себя ответственным за обеспечение возможности проявить себя людям, желающим жить и работать в России. Однако в чем будет проявляться конкретное участие министерства науки и образования, его глава не уточнил.
По поводу животрепещущей для большинства студентов проблемы - взаимопризнания дипломов – Андрей Фурсенко сказал, что вопрос о соотнесении квалификационных требований довольно тесно связан с вопросом о признании документов образования. Но ему кажется, что в настоящий момент на повестке дня острее стоит вопрос не соответствия бумаг, а совместимости реальных и неформальных требований: что мы понимаем под качеством образования и какое образование требуется для работы в экономике различных стран? Министр заметил, что, по его мнению, формальные требования должны следовать за неформальным признанием и установлением соответствия с квалификационными требованиями.
Член Европейской комиссии, отвечающий за образование, Ян Фигель обратил внимание на то, что сейчас основная задача заключается в том, чтобы обеспечить взаимопонимание и совместимость программ, поскольку именно это является необходимым условие для конкуренции в области образования. Конечно, при этом политика в области образования зависит от сотрудничества стран Евросоюза, а так же от работы на двустороннем уровне. Поэтому Фигель выразил надежду на участие России в Болонском процессе, которое как раз и обеспечит реальную совместимость образовательных программ и взаимное признание дипломов.
Министр образования США Маргарет Спеллинг добавила, что, занимаясь стандартизацией обучения, важно все-таки сохранить не только новацию, но и уникальность нашего образования – именно то, что позволяет достигнуть наилучшего качества в обучении.
Также было сказано, что на встрече не обсуждался специально вопрос об упрощении визового режима для студентов и преподавателей, хотя сейчас уже ведется активная межведомственная работа по этому вопросу.
По итогам встречи министры подписали декларацию, в которой были отражены основные договоренности, достигнутые в ходе разговора.
В заключительном заявлении прессе Андрей Фурсенко сказал, что пока не обсуждался вопрос о конкретных суммах, предполагаемых на реализацию программ, хотя в декларации подчеркивается необходимость ресурсного обеспечения проектов. Но сейчас, на его взгляд, важнее последовать совету министра национального образования Франции Жиля де Робьена, который заметил, что лучшее враг хорошего, и потому стоит остановиться и осмыслить подписанные документы.
В перерыве между заседаниями «Полит.ру» обратилось с вопросами к заместителю министра Японии госпоже Харуко Аримура:
У России довольно прочные традиции сотрудничества в области образования с Германией, Францией, США и Китаем. Что вы думаете о перспективах в этой области между Японией и Россией с учетом непростых дипломатических отношений?
Да, действительно существуют некоторые проблемы между Россией и моей страной. И все знают, что они касаются территориального вопроса, который звучал очень остро, но, кажется, сейчас обсуждается чуть легче. Кроме того, замечу, что Россия первый раз председательствует и принимает у себя участников «Большой восьмерки», и именно мы передали России эстафету председательства этой встречи, ведь мы часть международного сообщества. И я очень надеюсь, что на успешное лидерство России в этой встрече. В то же время обе страны чувствуют потребность начать диалог не только на правительственном уровне, но и между конкретными людьми в обеих странах, чему и способствуют совместные образовательные программы. И я думаю, что осуществить это возможно, потому что это будет плодотворно как для Японии, так и для России.
Насколько доступно японским женщинам высшее образование?
Сегодня ситуация меняется к лучшему. Но нам надо продвигаться в решении не только этой конкретной проблемы, а также в решении общей проблемы доступности высшего образования: людям более высокого достатка легче получить качественное высшее образование, чем людям с более низким уровнем жизни. Сложности есть и они усугубляются, и потому они должны обсуждаться как можно более серьезно. Потому эта тема и стала одной центральных в нынешней встрече.
Ольга Орлова