будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 6, 2025
Наука

Большая восьмерка: осторожный подсчет

  

1-2 июня в Москве прошла встреча министров образования стран «Группы восьми» (G8). В ней приняли участие: министр образования и науки Российской Федерации  Андрей Фурсенко, председатель совета Министров образования Канады Джоан Бурк, министр трудовых ресурсов и социального развития Канады Дайан Финли, министр национального образования, высшего образования и исследований Франции Жиль де Робьен, федеральный министр образования и исследований Германии Аннет Шаванн, Министр образования Италии Джузеппе Фиорони, заместитель Министра образования, культуры, спорта, науки и технологии Японии Харуко Аримура, член Парламента, Заместитель Министра по вопросам образования Великобритании Билл Раммел, Министр образования США Маргарет Спеллингс, член Европейской Комиссии, отвечающий за вопросы образования, культуры и профессиональной подготовки Ян Фигель, а также Министры образования Бразилии, Индии, Казахстана, Китая, Мексики и ЮАР.

Встреча министров образования стран «Группы восьми» (G8)

Участники встречи обсудили вопросы развития образования для инновационного общества 21-го века,  обеспечения доступности качественного образования на всех уровнях, формирования системы непрерывного образования, развития программы ООН «Образование для всех», а также расширения возможностей системы образования для интеграции мигрантов в общество.

Накануне общего заседания министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко и Министр образования США Маргарет Спеллингс подписали меморандум о расширении сотрудничества в области образовательных программ. Приоритеты были отданы математике, информационным технологиям и иностранным языкам.  Финансовое обеспечение возьмут на себя непосредственно оба ведомства.

После первого заседания, на котором обсуждались инновационные программы и вопросы профессионального образования,  министры ответили на вопросы журналистов.

На вопрос о том, насколько способна Россия конкурировать в области образования, Андрей Фурсенко отметил, что, конечно, остаются по-прежнему сильны российски образовательные технологии, а также деражтся  на высоте ряд университетов, но в целом качество российского образования, как и в других странах, очень отличается. И потому одной из главных задач образовательных ведомств  является обеспечение равного доступа к качественному образованию большинства молодых людей

Был также задан вопрос о том, готово ли российское министерство науки и образования оказать финансовую поддержку новому проекту «Руспас», аналогу «Европас». Андрей Фурсенко ответил, что  идея поддержки эмигрантов и создания комфортных условий также стала темой данного обсуждения. Она остро стоит не только для России, но и для всего мира. Конечно, его ведомство считает себя ответственным за обеспечение  возможности проявить себя людям, желающим жить и работать в России. Однако в чем будет проявляться конкретное участие министерства науки и образования, его глава не уточнил.  

По поводу животрепещущей для большинства студентов проблемы  - взаимопризнания дипломов – Андрей Фурсенко сказал, что вопрос о соотнесении квалификационных требований довольно тесно связан с вопросом о признании документов образования. Но  ему кажется, что в настоящий момент  на повестке дня острее стоит вопрос не соответствия бумаг, а совместимости реальных и неформальных требований: что мы понимаем под качеством образования и какое образование требуется для работы в экономике различных стран? Министр заметил, что, по его мнению,  формальные требования должны следовать за неформальным признанием  и установлением соответствия с квалификационными требованиями.

Член Европейской комиссии, отвечающий за образование, Ян Фигель обратил внимание на то, что сейчас основная задача заключается в том, чтобы обеспечить взаимопонимание и совместимость программ, поскольку именно это является необходимым условие для конкуренции в области образования. Конечно,  при этом политика в области образования зависит от сотрудничества стран Евросоюза, а так же от работы на двустороннем уровне.  Поэтому Фигель выразил надежду на участие России в Болонском процессе, которое как раз и обеспечит реальную совместимость образовательных  программ и взаимное признание дипломов.

Министр образования США Маргарет Спеллинг  добавила, что, занимаясь стандартизацией обучения, важно все-таки сохранить не только новацию, но и уникальность нашего образования – именно то, что позволяет достигнуть наилучшего качества в обучении.

Также было сказано, что на встрече не обсуждался специально вопрос об упрощении визового режима для студентов и преподавателей, хотя сейчас уже  ведется активная межведомственная работа по этому вопросу.

По итогам встречи министры подписали декларацию, в которой были отражены основные  договоренности, достигнутые в ходе разговора.  

В заключительном заявлении прессе Андрей Фурсенко сказал, что пока не обсуждался вопрос о конкретных суммах, предполагаемых на реализацию программ, хотя в декларации подчеркивается необходимость ресурсного обеспечения проектов.  Но сейчас, на его взгляд, важнее последовать совету министра национального образования Франции Жиля де Робьена, который заметил, что лучшее враг хорошего, и потому стоит остановиться и осмыслить подписанные документы.

В перерыве между заседаниями «Полит.ру» обратилось с вопросами к заместителю министра Японии госпоже Харуко Аримура:  

У России довольно прочные традиции сотрудничества в области образования с Германией, Францией, США и Китаем. Что вы думаете о перспективах в этой области между Японией и Россией с учетом непростых дипломатических отношений?

Заместитель министра Японии госпожа Харуко Аримура

Да, действительно существуют некоторые проблемы между Россией и моей страной. И все знают, что они касаются территориального вопроса,  который звучал очень остро, но, кажется, сейчас обсуждается  чуть легче. Кроме того, замечу, что Россия первый раз председательствует и принимает у себя участников «Большой восьмерки»,  и именно  мы передали России эстафету председательства этой встречи, ведь мы часть международного сообщества. И я очень надеюсь, что на успешное лидерство России в этой встрече. В то же время обе страны чувствуют потребность начать диалог не только на правительственном уровне, но и между конкретными  людьми в обеих странах, чему и способствуют совместные образовательные программы. И я думаю, что  осуществить это возможно,  потому что это будет плодотворно как для Японии, так и для России.   

Насколько доступно японским женщинам высшее образование?

Сегодня ситуация меняется к лучшему. Но нам надо продвигаться в решении не только этой конкретной проблемы, а также  в решении общей проблемы доступности высшего образования: людям более высокого достатка легче получить качественное высшее образование, чем людям с более низким уровнем жизни. Сложности есть и они усугубляются, и потому они должны обсуждаться как можно более серьезно. Потому эта тема и стала одной центральных в нынешней встрече.

Ольга Орлова

читайте также
Наука
Леонид Костандов: 1915 – 1984
Ноябрь 27, 2015
Руссо Максим
Наука
Сила самоиронии. К 80-летию Юрия Левады. Рассказывают Теодор Шанин и Борис Юдин
Май 13, 2010
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).