будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
коррупция
Июль 6, 2025
Наука
Онищенко Евгений

Борьба ради борьбы

Борьба ради борьбы
evg_onishchenko
Евгений Онищенко на пресс-конференции в РИА Новости. Фото: Александр Артамонов

Известный блогер Алексей Навальный назвал подготовленную Минэкономразвития концепцию проекта федерального закона «О федеральной контрактной системе» «законопроектом в поддержку коррупции», обвинив в связи с этим ректора НИУ-ВШЭ Ярослава Кузьминова и министра экономического развития Эльвиру Набиуллину. Я. Кузьминов ответил на обвинения блогера и пригласил его на публичную дискуссию 18 марта. На происходящее откликнулся один из создателей проекта Scientific.ru и газеты «Троицкий вариант – Наука», автор целой серии антикоррупционных статей о системе организации науки, а также публичной лекции «Конкурсная поддержка науки: как это происходит в России», физик Евгений Онищенко . 

Мне кажется, что Алексей Навальный порой действует по принципу «борьбы ради борьбы». Например, все многомиллионные контракты с небольшим сроком выполнения он считает коррупционными. Между тем, не раз отмечалось, что наряду с сугубо воровским «сливом денег» подобным образом иногда финансируются и работы, фактически ведущиеся в течение всего года, которые в условиях наших административно-бюрократических реалий не удается профинансировать другим образом.

Конечно, сугубо формальный подход к делу имеет право на существование, но, мне кажется, что если есть цель добиться изменений к лучшему, то нужно стараться различать случаи распила и добросовестных действий, выглядящих сомнительными вследствие того, что нормативно-правовая база не позволяет делать дело нормально, вынуждает идти «левыми» путями.

Не будучи специалистом по госзаказу, не возьмусь судить о возможных коррупционных опасностях трансформации регулирующего закупки законодательства для всех областей, скажу только о сфере науки. Так вот, если говорить о финансировании научных исследований, то я лично не вижу положительных примеров действия этого закона. Если, конечно, не относить к таковым фиктивную экономию бюджетных средств,  возникающую, когда вместо заявленной в качестве максимально возможной четырехкратно завышенной цены выполнения работ в контракте фиксируется трехкратно завышенная, либо если вместо финансирования реальных исследовательских работ финансируется производство макулатуры, поскольку последнее было предложено за гораздо более низкую цену.

Зато примеров того, как закон 94-ФЗ мешает ученым нормально работать, масса. Начиная с заказа работ по 94-ФЗ и заканчивая расходованием денег, которое становится зачастую колоссальной головной болью для работающих людей. Прямо сейчас идет сбор подписей под письмом молодых ученых президенту РФ в связи с 94-ФЗ – (http://moloduch-anti-94fz.narod2.ru/) и за непродолжительное время это письмо стало наиболее массовым из тех «научных» обращений к властям, подписи под которым собирались в Интернете. Потому что людей достал бюрократический идиотизм.

При этом воровать, пилить и кормиться 94-ФЗ практически не мешает, что можно проиллюстрировать массой конкретных примеров. Делишки обделываются с соблюдением всех требуемых формальностей. Скажем, сфера заказа разного рода аналитических работ, мониторинга, ваяния концепций, стратегических прогнозов и т.д. в рамках ФЦП в области науки и образования представляет собой, фактически, кормление разного рода околочиновничьих структур, привилегированных организаций и самих чиновников.

Между прочим, немаленький бюрократический рынок – миллиарды рублей в год идут на такого рода деятельность. И никакой 94-ФЗ этому не мешает – и в открытых конкурсах, и даже, страшно сказать, в электронных аукционах (которые, применительно к заказу исследовательских работ, вообще бред) выигрывают «кому надо».

Не мешает закон не только недобросовестным чиновникам из Минобрнауки: закупки по завышенным ценам идут и в федеральных университетах, и в нашей как бы передовой национальной лаборатории – Курчатовском институте. И в Российской академии наук мы видим закупки дорогостоящего импортного оборудования по завышенным ценам через систему «Академинторга» и его аналогов в региональных отделениях Академии.

То есть, не создавая особых препятствий для распила и коррупции в сфере науки и образования, 94-ФЗ создает массу серьезных проблем для тех работников этой сферы, которые хотят добросовестно делать свое дело, поэтому в нынешнем своем виде он в нашей сфере однозначно вредоносен. Да и во многих других сферах, как приходится слышать, этот закон затрудняет нормальную работу, не особо мешая воровать.

Собственно, единственным заметным плюсом 94-ФЗ является открытость информации, которая позволяет хотя бы кричать «караул», указывая на какие-то вопиющие факты. Сохранить публичность необходимо, но также очевидна необходимость вносить серьезные изменения в регулирующее госзакупки законодательство. И стремление уменьшить масштабы воровства при закупке цемента для олимпийских объектов не должно быть оправданием того, что люди во множестве сфер деятельности с другой спецификой должны постоянно «стоять на ушах».

Я не изучал концепцию проекта закона МЭР очень подробно, но, на первый взгляд, мне не показалось, что она так уж пронизана стремлением сделать сферу закупок непрозрачной. К ее положительным сторонам стоит отнести то, что

разработчики хотя бы понимают, что нельзя проводить заказ НИР и НИОКР по тем же правилам, что закупки цемента и муки,

что необходимо учитывать специфику отраслей. Что в ряде случаев фактор цены не должен быть решающим.

Ряд претензий Навального, опять же, формален. К примеру, он пишет, что его «просто убил» новый предлагаемый способ размещения заказа – конкурентные переговоры: «Давайте тогда уж назовем вещи своими именами и введем новый пункт “Размещения заказа путем сидения в ресторане и черчения на салфетке схемы отката”». Хочется спросить: если чиновник в ресторане рисует на салфетке схемы отката, то какое имеет значение, называется ли способ размещения заказа «открытый конкурс» или «конкурентные переговоры»? Суть от этого не меняется.

Я бы сказал, что пока нельзя оценить концепцию закона о федеральной контрактной системе

ни однозначно положительно, ни однозначно отрицательно: все будет зависеть от той конкретики, которой будет наполнен закон.

К примеру, вполне можно представить себе, что слова о «планировании закупок» и «мониторинге контактов» выльются в очередной бюрократический кошмар, который будет кормить массу новых чиновников.

Вероятность того, что коррумпированные чиновники постараются использовать страдания очкарика-профессора (или заслуженного деятеля культуры) для продвижения своих интересов, как пишет Навальный, безусловно, есть. И сделать тут можно только одно. В России, как известно, спасение утопающих – дело самих утопающих. Поэтому ученые, театральные деятели, проектировщики и т.д. должны добиваться, чтобы специфика их отраслей была учтена должным образом,  а не использовалась как предлог для того, чтобы убрать открытость процедуры закупок и развязать руки нечестным чиновникам. Особенно в сфере закупок цемента для олимпийских объектов и прочего пафосного строительства.

См. также:

  • Иван Бегтин о «РосПил.Инфо»: Навальный балаганит вместо занятия полезным делом
  • Леонид Волков. Распилы и как с этим бороться
    Онищенко Евгений
    читайте также
    Наука
    Леонид Костандов: 1915 – 1984
    Ноябрь 27, 2015
    Руссо Максим
    Наука
    Сила самоиронии. К 80-летию Юрия Левады. Рассказывают Теодор Шанин и Борис Юдин
    Май 13, 2010
    ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

    Бутовский полигон

    Смотреть все
    Начальник жандармов
    Май 6, 2024

    Человек дня

    Смотреть все
    Человек дня: Александр Белявский
    Май 6, 2024
    Публичные лекции

    Лев Рубинштейн в «Клубе»

    Pro Science

    Мальчики поют для девочек

    Колонки

    «Год рождения»: обыкновенное чудо

    Публичные лекции

    Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

    Pro Science

    Инфракрасные полярные сияния на Уране

    Страна

    «Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

    Страна

    Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

    Pro Science

    Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

    О проекте Авторы Биографии
    Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

    © Полит.ру, 1998–2024.

    Политика конфиденциальности
    Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

    В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

    ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

    Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

    Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

    ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).