будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Р.М. Фрумкина
Июль 6, 2025
Наука
Фрумкина Ревекка

Бросая в воду камешки…

Бросая в воду камешки…
98_frumkina

Внимательное чтение материалов, в которых обсуждается положение вещей в нашей системе высшего образования, вызывает у меня изрядное число недоуменных вопросов. Впечатление такое, что госчиновники, преподаватели, исследователи не отдают себе отчет в том, что система образования – это социальный институт, который всегда функционирует совместно с прочими социальными институтами, то есть существенно зависит от них и, разумеется, одновременно оказывает на них немалое влияние.

Остановлюсь на одном из аспектов системы образования как социального института – социальной и психологической мобильности участников образовательного процесса в высшей школе.

Студенты

Я неоднократно писала о том, что в наших условиях рассмотрение «образовательных» траекторий молодых людей без учета того, являются ли они военнообязанными, мало содержательно: мотивы для поступления в вуз у девушек и у здоровых, т.е. подлежащих призыву юношей совпадают лишь частично; немалый процент молодежи мужского пола вообще выбрал бы другую образовательную и/или житейскую траекторию, если бы не необходимость откосить от армии: рынок труда все же учитывает реальные умения, а не один лишь диплом.

Для начала несколько примеров из личных наблюдений. Я встречала юношей, которые аккурат к призывному возрасту уже успевали приобрести достаточные навыки работы – например, в области IT и «около», чтобы иметь возможность зарабатывать больше своих родителей-бюджетников и продемонстрировали это на практике, работая, например, в небольших частных фирмах. Для многих молодых людей этот уровень обретения самостоятельности означает, что пришло время осмотреться, чтобы понять, чего ты хочешь от жизни, кем себя видишь в более далекой перспективе. Вместо этого – приходится срочно становиться студентом хоть какого-нибудь вуза, где есть военная кафедра.

Сын моих друзей К., окончивший одну из лучших московских школ, «прилип» к компьютеру в довольно нежном возрасте. При этом, в отличие от большинства сверстников, он не интересовался играми, зато годам к 14 обнаружил такую компетентность в работе с изобразительными возможностями компьютера, что в 16, еще не сдав экзамены на аттестат зрелости, он легко нашел работу в качестве компьютерного художника. Что, разумеется, вовсе не открыло ему дорогу ни в одно из высших учебных заведений, готовящих профессиональных художников и дизайнеров – не говоря уже о МАРХИ или Текстильном институте, в менее престижных местах тоже надо было сдавать академический рисунок: экзамен, к которому абитуриенты готовятся нередко года два – кто дома, кто на подготовительных курсах. Впрочем, К. туда и не стремился, пока что считая свою работу заработком, а не призванием. Но подлинное призвание как-то не просматривалось, а времени на размышления не было, поэтому К. поступил в один довольно-таки «заштатный» государственный вуз, где конкурс был невелик, а военная кафедра наличествовала. На мои вопросы – чему и как его там учат – он пожимал плечами: к студенческому сообществу он принадлежал лишь формально. По-моему, сообщества никакого и не было: юноши там спасались от призыва, девушки – от одиночества.

В отличие от юношей, веер возможностей у девушек куда больше. Не говоря уже о том, что девушки могут (если захотят) вообще обойтись без вуза, если они еще не сделали свой выбор или если обстоятельства требуют чего-то иного. В неполной семье естественна установка на то, что нужно как можно быстрее начать зарабатывать: и вот, окончив курсы парикмахеров, старшая дочь быстро обзаводится клиентурой и через год приносит в дом больше денег, чем ее мать – учительница со стажем.

Девушки-студентки могут временно прервать обучение с тем, чтобы потом перевестись в другой вуз, могут сделать паузу «по семейным обстоятельствам», причем в некоторых вузах эта пауза может длиться не год и не два, особенно если речь идет о молодой матери. Даже в РГГУ и в МГУ способные студентки, занимавшиеся у моих коллег или у моих прежних учеников (ставших тем временем профессорами), прерывали обучение по личным причинам, которые я не сочла бы уважительными: это не было ни рождение ребенка, ни необходимость заработать на продолжение учебы, ни временный переезд в другую страну вслед за мужем или родителями. Потом эти студентки благополучно восстанавливались в прежнем статусе и даже без особых хлопот получали диплом – со «сдвигом по фазе» на 2-3 года.

Что это значит, как теперь принято выражаться, для образовательной траектории? Прежде всего, очевидно, что в наше время академический успех даже для детей образованных родителей не всегда имеет самостоятельную ценность. Социальная мобильность, разумеется, «завязана» на успех, но успехом-то считается разное. Вообще представление об успехе формируется у современной молодежи на куда более сложных путях, нежели у их дипломированных родителей. В целом, наши дети и внуки во многом имеют более гибкую установку на то, что возможно, что желательно, что правильно и что сомнительно.

Что из этого должно было бы следовать? Думаю, что максимизация гибкости образовательных возможностей: можно вот так, но и этак тоже можно, если ты добросовестен и профессионален. Вместо этого мы видим перспективу введения обязательного всеобщего среднего образования (11 лет в школе!) и, вдобавок к угрозе призыва в армию, не вполне понятное разбиение пяти-шестилетнего вузовского курса на 4+2.

Как совместить эту 11-летнюю «обязаловку» с перспективой дальнейшего увеличения доли платных мест в вузах и угрозой быть призванным «в ряды» – я отказываюсь понять.

Преподы (они же – преподаватели и профессура).

Признаемся, что у нас нет академического рынка в том смысле, в котором он есть, скажем, в США и в Германии. Вот два хорошо знакомых мне факультета – это филфак МГУ и мехмат МГУ. На обоих факультетах преподают преимущественно их бывшие выпускники – их доля была бы еще больше, но именно среди генерации 35-60-летних больше всего людей уехали. Включая, увы, ученых с мировыми именами. Заметьте, что само слово уехали не нуждается в уточнениях – никто и не вообразит, что уехали люди в Томск или в Липецк. Так что преподают те, кто остался.

Отсутствие «академического обмена» – в предположении, что, скажем, не только имеет смысл на время приглашать в Москву кандидата наук из Владивостока или профессора из Казани, но и ехать туда учить и учиться – это, конечно, плохо. Причины такого положения вещей общеизвестны, и обсуждать их мне казалось чем-то не только излишним, но даже неловким. Но судя по публикующимся материалам

я решительно неправа. Что ж, задумаемся еще раз.

Как известно, в Америке и в Германии университетские кадры конкурируют между собой на открытом рынке труда: диплом получил в одном университете, аспирантуру – там, где есть интересующее тебя направление исследований и профессор согласен тебя принять; а работу – где лучше условия и нужны именно такие специалисты. Иначе говоря, социальная мобильность предполагает неограниченную «пространственную» мобильность.

И если трудоустройство само по себе всегда в той или иной мере происходит в конкурентной среде, то собственно жизнеустройство в аспекте быта – уже не проблема. Везде, где есть работа, найдется все, что вам по карману – от скромной квартиры до достойного дома; везде будет обеспечена медицинская помощь, школа для детей и библиотека. Тем самым, точнее было бы сказать, что социальная мобильность обеспечивается среди прочего простотой жизнеустройства, в том числе – простотой пространственных перемещений. Поэтому американский университет и не берет к себе в преподы своих же PhD, а устраивает конкурс.

В упомянутой выше статье подчеркивается, что замыкание студентов, аспирантов и молодых преподов исключительно на своих учителей способствует провинциализации нашей науки. Бесспорно. Но в еще большей степени провинциализации московской, питерской или новгородской науки способствует отсутствие библиотек, разрушение сети библиотечного обмена, и, даже при наличии Интернета, – усложненность доступа к оцифрованным массивам научной литературы.

Как известно, в сегодняшней России любой переезд остается тяжелой проблемой даже для довольно молодых людей. Что уж говорить о людях постарше! В нынешних условиях едва ли кто из московской профессуры рискнет оставить московскую квартиру и переселиться из столицы в провинцию – разве что на семестр и без семьи, то есть на правах командировочного. А попробуйте ежедневно ездить из Москвы даже в уникальные, привилегированные места – хотя бы в Пущино или Дубну – если вам за пятьдесят, посмотрим, на сколько вас хватит…

И что-то я не слышала, чтобы окончившие аспирантуру МГУ, МВТУ или РГГУ стремились уехать – ну, хотя бы в Тверь или в Томск, то есть в российские университетские города. Тенденция ровно обратная. Уезжают оттуда – и не обязательно в Москву. Судя по ЖЖ, есть виртуальные сообщества прежних обитателей разных российских городов и весей, ныне обретающихся на Западе.

Как известно, у нас нет кампусов и колледжей, где одновременно живут, учатся и учат. А ведь университетский кампус – особенно в англоязычных странах – это весьма сложная социальная структура, а не просто комплекс общежитий, аудиторий, кабинетов, библиотек и спортплощадок. Так откуда может взяться академический рынок в масштабах страны?

Нью-бакалавры и магистры: в «глянце» и в шоколаде

Провинциальные вузы успешно поставляют в столицу и другие зоны активного развития своих выпускников – современных Растиньяков, явившихся не столько «покорять Москву», сколько прежде всего не остаться там, где родились и/или учились. Самый простой путь в данном случае лежит через аспирантуру или какой-нибудь вариант стажировки, где предоставляется временная жилплощадь – фактически за гроши.

Чтобы «зацепиться», надо быть энергичным и иметь «связи» – это куда важнее, чем вузовская специальность, потому что рынок рабочей силы и оплата квалифицированного труда у нас как-то особенно «криво» соотнесены с подготовкой в вузах. Поэтому не будем возводить напраслину на тех, кто получил диплом не в столице – молодые люди с дипломами Бауманского и других столичных вузов подобного профиля сегодня редко востребованы в качестве дипломированных инженеров, разве что они успешно переквалифицировались в направлении IT.

А после любого филфака выгоднее всего пойти работать в фирму, где из полученных ранее знаний востребован будет иностранный язык и некий минимум компьютерных умений. Зато зарплата будет в разы превосходить профессорскую. При этом «фирма» может торговать детской обувью или дорогими канцтоварами, или печатать рекламные листовки, или издавать глянцевый журнал, или клепать пиратские диски – какая, вообще говоря, разница, если только «фирма», а вовсе не университетская лаборатория может предложить вам зарплату, гарантирующую независимость?

Среди моих знакомых есть кандидаты медицинских наук, успешно возглавляющие рекламные фирмы и торговлю медоборудованием; кандидаты филологических наук – владельцы маркетинговых агентств; доктора наук – руководители разнообразных чисто коммерческих проектов. Можно возразить, что такая жизненная траектория и в Америке отнюдь не редкость. Это верно. Более того, везде в мире в бизнесе заработки выше, чем в академической среде. Но нигде нет такой убийственной разницы, которая вынуждала бы медика с ученой степенью уходить из академической среды в фирму, торгующую медоборудованием, потому что врач-специалист (это вуз + ординатура + интернатура) не может заработать на няню для единственного ребенка.

За последние годы в аспирантуру моего академического Института (и персонально ко мне в том числе) регулярно поступают молодые люди, окончившие в других городах вузы по привычной схеме – пять лет обучения. Казалось бы, «академический обмен». Проходит три-четыре года – и они, как теперь говорят, «в шоколаде»: они успешно устраивают свою жизнь без всякой диссертации. Где – см. выше. Быть может, схема 4+2 позволит оказаться «в шоколаде» годом раньше. Или повысит шансы оказаться там же годом позже. Но причем тут академическая жизнь?

См. также другие тексты автора:

  • Создавая время
  • Загадка Печерина
  • «Кто греков разделил на древних и на просто греков…»
  • Двадцать лет спустя…
  • Между красными и белыми, или за двадцать лет до Холокоста
  • "Позорно, ничего не знача..."
  • Обещание будущего: «…в какое время гонит обломки льда советский календарь»?
  • Экзистенциальная аналитика истории
  • Анатомия провинции
  • Эпизоды истории будущего историка
Фрумкина Ревекка
читайте также
Наука
Леонид Костандов: 1915 – 1984
Ноябрь 27, 2015
Руссо Максим
Наука
Сила самоиронии. К 80-летию Юрия Левады. Рассказывают Теодор Шанин и Борис Юдин
Май 13, 2010
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).