будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 14, 2025
Наука

Частные гражданские инициативы в образовании: "Большая перемена"

Несогласованное управление и  хаотичное финансирование, которые нанесли огромный ущерб российскому образованию в последние два десятилетия, тем не менее, возымели и ряд позитивных последствий. В том числе, они позволили равзиться частным граджданским инициативам в образовательной среде. Хорошо это или плохо, когда в летнем лагере, принадлежащем костромским партнерам-предпринимателям готовят сборную России по инофрматике?  С одной стороны, вроде бы негоже упускать из-под госконтроля такие статегически важные сферы. С другой - "частная" сборная возвращается домой с медалями.  О  том, как зарождаются подобные проекты, "Полит.ру" рассказал депутат Костромской областной Думы, организатор детской образовательной  программы «Большая перемена» Михаил Батин. Беседовала Ольга Орлова.

Как возникла идея проекта "Большая перемена"?

Давно известно: если хочешь добиться глобальных изменений в обществе, начинать надо с образования. Истина, может быть, банальная, но актуальная сейчас, как никогда. На мой взгляд, на сегодняшний день основная проблема российского образования заключается в том, что зачастую детей учат не так, не тому и не те люди. В целом по стране уровень школьного образования катастрофически падает. В то же время существуют очень хорошие школы, но в большинстве своем они сосредоточены в Москве.

В регионах же ситуация очень непростая, остро стоит проблема дефицита педагогических кадров. К примеру, в Костроме всей системой городского образования руководит бывший замполит стройбата. Государство  декларирует высокую ценность образования и уважение к учительскому труду, но при этом слова очень сильно расходятся с делом. У талантливого молодого человека сегодня нет стимула работать в школе, слишком низко оплачивается труд педагогов. Положение дел в образовании невозможно изменить без очень серьезных государственных инвестиций. Бюджетные средства надо тратить не на войну в Чечне, не на депортацию грузин, а вкладывать их в будущее страны, в наших детей.

Российское образование нуждается не только в капитальных вложениях, но и в новой идеологии – идеологии творчества. Конечно, мы не открываем здесь Америку. О необходимости творческого подхода учителя говорили, говорят и будут говорить. А мы решили – делать. Сформулировать педагогические идеи и донести их до общества. «Большая перемена» собирает энтузиастов - тех, кому это действительно интересно, и по-настоящему нужно лично. Мы хотим объединить людей, которые готовы вкладывать средства, силы, время в профильное образование детей. Перед нами - две цели. Во-первых, поддержка и развитие современных образовательных методик, внедрение их в педагогическую среду, развитие российских традиций летних школ самой разной направленности. Во-вторых, глобальная цель – создание педагогического сообщества, которое могло бы повлиять на государственную политику в области образования. Мы пытаемся изменить сегодняшнюю неэффективную, на наш взгляд, систему образования при помощи частных инициатив. Считаем, что сегодня это необходимо.

Почему?

Наглядный пример. Посмотрите, что происходит с национальным проектом «Образование». В Костромской области 15 школ получили гранты по миллиону рублей, еще 15 школ и 49 учителей -  по сто тысяч рублей. Большинство школ эти деньги потратят на ремонт текущих крыш, покупку новой мебели, прочие неотложные бытовые проблемы, которые копились годами. Но разовая раздача денег ничего не изменит в системе образования. В Центральном федеральном округе я не знаю ни одного человека, который лично заинтересован в национальном проекте «Образование», который хочет и может работать над его реализацией и добиваться конкретных результатов. Сегодня существует лишь декларация «надо помочь учителю».  А в это время мы теряем детей.

Наверное, вам легче найти единомышленников среди людей, которые готовы нести детям знания. Часто ли вы находите понимание среди тех, кто может вложить в  образование собственные деньги?

Нахожу, но не так часто, как хотелось бы. Традиции меценатства сегодня, к сожалению, почти утрачены. В последние десятилетия наша страна была ориентирована на построение общества потребления. В итоге выросла новая российская «элита», которая не ставит перед собой глобальных задач общественных преобразований. Для нее естественная форма самореализации – потребление все большего количества материальных благ: все больше новых яхт, личных самолетов, дач на Рублевке...

Конечно, и сегодня есть люди, которые смотрят в будущее и готовы вкладывать средства в образование. При этом большинство из них сталкиваются с тем, что для получения ожидаемого результата помимо денег надо вложить много собственного времени и усилий. Нельзя просто отдать средства, пусть даже миллион долларов, какой-то школе и быть уверенным в том, что все получится так, как ты планировал. Скорее всего, этого как раз и не произойдет. И не потому, что там плохие люди работают. Просто у нас нет грамотного менеджмента в образовательной среде. Поэтому приходится самому отстраивать всю систему, находить и проверять в деле людей, а потом уже делегировать им полномочия. А у большинства бизнесменов, которые осознают необходимость поддержки образования и готовы инвестировать в это деньги, просто нет времени на отстраивание этой системы, не хватает объема внимания. Они отдают проекты на откуп каким-то людям или организациям, потом видят, что их ожидания не оправдываются, разочаровываются, и их инициатива сходит на нет. Поэтому успешные проекты в области образования достаточно редки. И удается их реализовать только там, где есть сильная команда менеджеров, работающих на заданный результат. 

У вас были случаи, когда не удавалось воплотить идею в жизнь?

Не без этого. Мы же все время учимся. И каждый раз приходим к одному и тому же – кадры решают все. Бывает, что ты начинаешь думать, что хорошо разбираешься в людях, и система уже нормально работает, а значит, можно ослабить контроль… И тут же получаешь обратный результат. Но это не значит, что надо опускать руки. Приходится собираться и начинать все заново.

Вы вкладываете в «Большую перемену» собственные средства?

Да, это деньги, заработанные мною, моей семьей и моими друзьями.

А бюджетные средства для поддержки образовательных программ не удается привлечь?

У нас в Костроме на детский отдых выделяется порядка 100 миллионов рублей. Это большая сумма, которая в принципе позволяет обеспечить детям нормальный познавательный отдых. Но порой к этому делу подходят формально. Большая часть выделяемых средств идет на содержание пришкольных лагерей. Как может ребенок отдохнуть от школы в школе? Это то же самое, что взрослых людей заставлять проводить свой отпуск на работе... Впрочем, и организация отдыха в загородных лагерях тоже нередко оставляет желать лучшего. Большую часть времени дети бывают предоставлены сами себе, и вместо того, чтобы научиться чему-то новому и полезному, от скуки зачастую учатся пить и курить. Хотя у нас в Костроме очень давние традиции организации летнего отдыха. «Кентавр» и «Надежда» - одни из лучших игровых лагерей в стране. Они реализуют очень интересные методики: придумывается игровой сюжет, основанный на фантастических и исторических  реалиях – две цивилизации  борются между собой… Дети проживают смену на одном дыхании. Но в этом году организаторы этих лагерей не получили из бюджета ни копейки! Так же как не получила ни копейки летняя многопредметная школа, которая существовала в Костромской области на протяжении 14 лет. Почему-то принцип выделения бюджетных средств таков: все, что хорошее, лишается государственной поддержки в первую очередь. А серость и убогость финансируются. Я потому и стал депутатом областной Думы, что хотел повлиять именно на образовательную политику. В одиночку сдвинуть эту гору очень тяжело.

И что, помогло?

Если честно – не очень. Убеждать других вкладывать средства в образование гораздо труднее, чем сделать это самому. Но одной из наших основных задач по-прежнему остается эта - быть убедительным по отношению к государству. И мы будем продолжать работать над решением этой задачи. Для этого и нужна программа «Большая перемена».

А ваша программа-минимум – развитие традиций летних школ?

Да, это то, что позволяет получить педагогический результат за короткий срок. В летней школе создается творческая среда, в которой значительно увеличивается интенсивность педагогического процесса, многократно повышается мотивация ребенка к получению новых знаний и навыков. Дополнительное детское математическое образование в нашей стране имеет огромные традиции. Первые математические кружки начали создаваться еще в 30-х годах прошлого века. Но наиболее ярко нестандартные подходы к образованию педагоги стали реализовывать, пожалуй, в перестроечные годы. Тогда стало больше свободы. И хотя денег на образование по-прежнему не хватало, учителя-новаторы получили возможность внедрять в жизнь свои оригинальные педагогические методики. Это было время расцвета летних математических и многопредметных школ. Появилось много новых профильных лагерей по всей стране  - в Новосибирске, Челябинске, Туле, Нижнем Новгороде. У нас в Костроме тоже существуют давние традиции летних детских лагерей. Был такой замечательный человек Анатолий Лутошкин, и у него была методика развития детского коллектива, которую он реализовывал в лагере «Комсорг» в 70-е годы. Я тоже был в этом лагере и тогда «заразился» общественной  деятельностью на всю жизнь. Мой опыт показывает, что ребенка можно один раз увлечь, и эта увлеченность останется на долгие годы, а может быть, навсегда.

И вот уже шесть лет я каждое лето работаю в детских лагерях, развивая традиции летних школ. Мне всегда была интересна работа с детьми. Наверное, сказываются учительские гены и педагогическое образование.

Какой была ваша самая первая летняя школа?

Многопредметной. Педагоги занимались с ребятами химией, математикой, информатикой, физикой и биологией, и нам хотелось создать по-настоящему творческую атмосферу. Мы стремились зажечь в детях интерес к знаниям. Для этого  приглашали лучших учителей из Костромы, Москвы, Петербурга, Нижнего Новгорода…

По какому принципу вы подбираете преподавателей?

Главное – это репутация в педагогической среде, в кругу людей, которые много лет занимаются профильным детским образованием. И мы всегда рады талантливой молодежи, на которой, в общем-то, и держатся летние школы. В них существует особая атмосфера, создается особая среда, в которую хочется возвращаться снова и снова. Так сам собой реализуется принцип преемственности. Сначала ребенок ездит в летнюю школу как ученик, а, став старше,  приезжает в лагерь уже как стажер, а потом – как преподаватель.

Когда вы начали сами организовывать летние школы?

С 2004 года. Тогда мы решили объединиться с моим коллегой - математиком Григорием Кондаковым, чтобы построить свой лагерь. Мы оба независимо друг от друга поняли, что невозможно работать с существующей системой организации детского загородного отдыха. Базы старые, полуразрушенные, повара воруют продукты, а директорам лагерей вообще нет дела до детей, их главная задача – хорошо выглядеть в глазах начальства и заработать побольше денег. Тогда мы приобрели старый лагерь под Костромой, который не работал уже десять лет. За год построили его заново. Потом появился второй лагерь. И эти два лагеря стали базой для нашей новой программы «Большая перемена».

В чем основная педагогическая задача «Большой перемены»?

Задача предельно ясная - выявить способности у ребенка, развить их и дать возможность применить в жизни, сориентировать в выборе будущей профессии. Ведь ребенок, как правило, знает всего о нескольких профессиях в своей жизни, с которыми сам успел столкнуться – врач, учитель, продавец, шофер и профессии его родителей. А наша задача - рассказать ему о том, чем еще можно заниматься, выяснить, какое занятие ему по душе.

Свои усилия мы воспринимаем, как борьбу за детей. Чем раньше мы приложим эти усилия, тем больше детей мы спасем от дивиантного поведения, от алкоголизма, от наркотиков и просто от глупости, от неразвитости… Для нас изучение предмета – во многом повод для встречи детей с интересными людьми, возможность творчества. При этом мы стараемся, чтобы у талантливого ребенка, как это порой бывает, не возникало зацикленности на любимом предмете, стараемся «отнять» математиков у математики.

Поясните, пожалуйста.

Во-первых, ребята, серьезно занимающиеся с детства математикой, нередко испытывают проблемы с коммуникабельностью. Известно, что аутизм развивает возможность сосредоточиться, а постоянное состояние внутренней сосредоточенности в свою очередь вызывает аутизм. И как результат – многие математики не владеют социальными навыками: они с трудом общаются с миром вокруг них, не слышат и не понимают этот мир.  Во-вторых, необходимо расширять кругозор таких ребят. Ведь именно они – наш высокоинтеллектуальный ресурс, который не совсем эффективно используется в обществе. Скажем, биология  - наука, изучающая кодировку и раскодировку информации, заложенную в генах, - становится уже почти математической дисциплиной. Открытия в этой области могут успешнее совершаться как раз людьми с высокоразвитыми  математическими способностями.

Вы знакомы с психологией «математических мальчиков» не понаслышке? 

Да, я тоже в советское время прошел через систему математических олимпиад и хорошо знаю изнутри психологические проблемы этого возраста и этой среды. Увлечь ребенка математикой – это уже большое дело. Но дать возможность это увлечение реализовать с пользой для его личности и для общества - это уже сверхзадача, которую мы тоже все время имеем в виду. Есть еще один пример - связанный с физикой. Здесь у нас еще больше проблем. Преподавание физики в большинстве школ сводится к тому, что некоторое количество символов  нужно преобразовывать в другие символы. Есть некая физическая задача, и ребенок должен ее решить, используя заученные формулы и полученные навыки решения типовых задач. А вот пониманию физики как способа познания мира через определенные модели в школе обычно не учат. И лагерей-то по физике, обратите внимание, очень мало, в отличие от математических. Поэтому сегодня необходимо уделять гораздо больше внимания методике преподавания физики. Следующая проблема, которую мы для себя выделяем в образовании, связана с русским устным языком. В современном мире мы очень мало пишем, но много говорим. Это не означает, что надо отменить письменное обучение русскому языку – ни в коем случае – но развивать искусство риторики, которое помогало бы избавиться от косноязычия, просто необходимо. Человек должен уметь посредством слова установить контакт, донести свою мысль, быть убедительным. Это необходимо в любом деле. Это сказывается на всем, в том числе и на политической ситуации. Гражданин России, который не может сформулировать свои требования, заявить о своих интересах – в конченом итоге не может и добиться реализации своих гражданских прав.

Ваша образовательная программа распространяется только на костромских ребят?

Так было изначально. Но сейчас мы проводим много мероприятий для московских ребят, питерцев, к нам приезжают дети не только из разных уголков России, но и из Украины, Казахстана. Только в этом году в рамках «Большой перемены» работали летние многопредметные школы, всероссийские математические и компьютерные школы, экономические школы, лингвистические смены по изучению английского языка, прошел математический турнир на призы журнала «Квант» имени А.П.Савина. Но мы не ограничиваемся работой только со школьниками. Зимой приглашали в Кострому международную диффеотопическую школу,  в которой принимали участие талантливые студенты из России и Италии. Занятия вели академик Российской академии наук, профессор университета города Салерно (Италия) Александр Виноградов и заведующий  лабораторией Института народохозяйственного программирования Российской академии наук Михаил Виноградов. Работаем мы и с учителями. Для проведения семинаров приглашаем лучших российских и зарубежных педагогов.

  Однако замечу: мы наблюдали множество замечательных образовательных программ, которые тихо угасали с потерей организатора. Уходил человек, и заканчивалась работа проекта. Очень многие процессы в образовании основаны на личности. Единственный способ дать программе долгую жизнь, независимо от присутствия в ней организатора – наличие сильной идеологии. В образовании нужны идеи, которые пробивают время. Мы понимаем, что все говорят одни и те же правильные слова, но главное все же – конкретный результат. Практика – критерий истины. Еще раз повторю, наша задача - сформулировать педагогические идеи и донести их до общества. А в рамках «Большой перемены» мы на практике добиваемся  реализации этих идей.

Как можно оценить результат этой работы?

Иногда он вполне очевиден. Скажем, выпускники летней компьютерной школы (ЛКШ), которую мы проводим под Костромой, неоднократно становились призерами всероссийских олимпиад по информатике. Наши ребята завоевывали золотые медали на международных олимпиадах по математике и информатике. Наша ученица Маша Илюхина взяла «золото» на Всекитайской олимпиаде по математике. В прошлом году по итогам одной из лингвистических смен с изучением английского языка наш лагерь «Алые паруса» получил диплом Министерства образования как лучший образовательный лагерь. Наши выпускники без проблем поступают в лучшие российские вузы… 

А что в перспективе?

Определенного качества мы уже достигли, теперь хотим развивать нашу программу количественно: больше олимпиад, больше кружков. Собираемся организовать в Москве кружки по изучению новых компьютерных технологий. Кроме того, в наших планах внедрение методики раннего обучения математике. Очень хочу увлечь ребят изучением генетики и молекулярной биологии. А для всестороннего развития детей - специальная программа «Математика плюс футбол» и организация ролевых игр.

Как вы ищете единомышленников?

Через личные знакомства, через Интернет, проводим свои форумы, ездим на форумы коллег. Мы открыты для новых контактов. Может быть, и это интервью тоже поможет нам найти единомышленников.

Часто вы сталкиваетесь с непониманием?

Нередко. Когда я занимался бизнесом и параллельно работал над образовательными программами, часто ловил на себе недоуменные взгляды. А сейчас, после избрания меня депутатом областной Думы, кое-кто мою педагогическую деятельность воспринимает  как пиар - кампанию. Ничего страшного. Время все расставит на свои места. 

 Я знаю, что у вас есть намерения проявить некоторые гражданские инициативы и в отношении науки. Расскажите об этом.

В России вообще-то довольно слабы пока традиции гражданских инициатив, а хотелось бы их развивать. Одно из направлений связано вот с чем. В любой деятельности – в том числе и в деятельности правительства  - существуют критерий оценки работы. Где эта планка? Одним из самых объективных показателей деятельности государства является продолжительность жизни людей. Если они живут дольше, позвольте предположить, что и качество их жизни лучше. От плохой жизни долго не живут. И потому одна из задач – продлить жизнь нашего населения. Способы есть разные: социальная политика, развитие медицины, административные методы. У нас 37 тысяч человек в год гибнет в автомобильных авариях. Можно задаться вопросом: «А как сделать так, чтобы аварий стало меньше? Что для этого нужно предпринять?» И это одна сторона вопроса. Другая – это продление жизни путем развития науки. Передовые идеи сегодня нуждаются в продвижении. Поэтому мы решили создать общественную организацию «Будущее», которая в частности пропагандировала бы и поддерживала научные разработки в области продления жизни. Я думаю, что мы стоим на пороге фундаментальных открытий  в этой области. И основной задачей нашего государства должно стать продление жизни россиян. Нужен аналог Манхэттенского проекта со знаком плюс. В нашей стране сегодня нет ни Института геронтологии, ни Института продления жизни. А именно такой проект, направленный на реализацию самой гуманной идеи, мог бы мобилизовать и науку, и медицину, сделать более эффективной социальную политику. В этом я уверен.

читайте также
Наука
Леонид Костандов: 1915 – 1984
Ноябрь 27, 2015
Руссо Максим
Наука
Сила самоиронии. К 80-летию Юрия Левады. Рассказывают Теодор Шанин и Борис Юдин
Май 13, 2010
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).