Никто не усомнится, что в образовании, как нигде, кадры решают все. Вот почему роль НФПК (Национального фонда подготовки кадров), учрежденного в 1994 году для создания эффективной системы переподготовки кадров, в период реформирования российских школ чрезвычайно велика. За более чем 10 лет существования Фонд реализовал несколько проектов, связанных с модернизацией образования, один из которых - Инновационный проект развития образования - по рейтингу Всемирного банка был признан самым успешным проектом в области образования не только в России, но и в странах Центральной и Восточной Европы. На родине деятельность Фонда также не остается незамеченной – за ощутимый вклад в поддержку российских школ директор фонда Елена Соболева была признана «Человеком года-2004». Именно она отстаивала займы для российского образования и доказала их эффективность. О том, как будет развиваться деятельность фонда в новых условиях, о специфике национального образовательного проекта с директором НФПК Еленой Соболевой беседовал Александр Никулин.
Елена Николаевна, можете ли вы привести примеры проектов уже состоявшихся, которые удалось провести в реальной жизни? Каков их эффект в рамках работы НФПК?
Да, конечно. Понимаете, здесь сложно быть воспринятой объективно, потому что понятно, что говорить о том, что удалось или не удалось, я буду как руководитель этой структуры. С моей точки зрения, Национальный фонд подготовки кадров – полезная структура, потому что с её помощью можно создать эффективную систему проектной поддержки системы образования, начиная от распределения средств и заканчивая оценкой достигнутых результатов. Суть заключается в том, что займы, которая Россия до последнего времени брала у Всемирного Банка…
Она вообще перестала брать? Или временно?
Я думаю, что этот процесс заканчивается. По той простой причине, что мы даже по показателю ВВП на душу населения вышли из числа стран, которые нуждаются в займах ВБ. Банк все-таки работает со странами, которым нужно помочь решить какие-то важнейшие экономические проблемы, осуществить реформы за счет внешних средств, то есть средств, которых нет внутри страны. При наших темпах экономического роста брать в долг действительно как-то нелепо. Другое дело, что, научившись на примере займов Банка реализовывать крупномасштабные проекты, рассчитанные на долгий период времени, в рамках которых осуществляются мониторинг, оценка рисков и социальных последствий, оценка результатов, надо было бы перейти к освоению проектным методом российских средств, полученных от бизнеса или государства. Но я пока не вижу такой возможности.
Значит, финансирование ВБ заканчивается, а собственных средств нет? Или все же есть в области образования такая органичная передача дел – Всемирный Банк уходит, а государство приходит?
Очевидно, что государство уже пришло. Примером этому является Национальный проект в образовании, объявленный Президентом. Другое дело, что вряд ли нам удастся с помощью Национального проекта поддержать инновации в области образования. Потому что все-таки у Национального проекта другая задача. А именно: заявить о том, что образование и медицина являются приоритетами для государства, что в образование мы готовы вкладывать средства с одной целью – поднять его качество. Это системный проект, он должен охватить все субъекты РФ, помочь каждому учителю… Например, поддержать классных руководителей. Классный руководитель должен получить надбавку за доброкачественную работу. Или лучшие учителя должны получить большие денежные премии за то, что они лучшие, а хорошие школы должны получить классы информатизации и доступ в Интернет. Так что это, скорее, серьезная акция со стороны государства по поддержке всей системы образования.
Проекты же, которые мы реализовывали, были связаны с поддержкой реформ, они были более локальными, скажем так, пилотными: мы должны были отработать определенные модели, которые затем государство могло распространить уже на всю систему образования без помощи Банка. Поэтому пока я не вижу механизмов, которые бы дали возможность перенять у Фонда эту поддержку инноваций в системе образования. Федеральная программа развития образования, которая определяет целевые функции и выделяет средства? Но там слишком много ограничений (например, годичный цикл финансирования), которые мешают развернуть полномасштабную проектную деятельность.
Какие из проектов НФПК уже реализованы?
Первый проект подготовки финансовых и управленческих кадров. Это был проект поддержки бизнес-образования в 90-е гг: 1995-2000 гг. Он внес существенный вклад в становление рынка бизнес-образования. Так как приоритетом государства являлось создание рыночных механизмов, а у нас не было традиций такого образования (программ переподготовки управленческих кадров, программ MBA и др.), то за счет займа Всемирного Банка были созданы центры бизнес-образования, кстати, один из них – АНХ при Правительстве РФ.
Второй проект – Инновационный проект развития образования, закончен в 2005 г. Был направлен на поддержку трех дисциплин в области высшего образования: социологии, политологии и экономической науки, а также рынка школьного учебного книгоиздания. В сфере высшего профессионального образования он был распространен на 40 ВУЗов РФ. Задача была изменить как содержание преподавания по этим дисциплинам, так и формы и методы организации учебного процесса.
А как вы отбирали эти ВУЗы?
На конкурсной основе. Процедура открытая и ясная: обязательно публикуется Положение о конкурсе, критерии отбора. При НФПК создан соответствующий экспертный потенциал. В нашей базе более трехсот экспертов, с которыми мы постоянно работаем. Это специалисты всех уровней образования. Несмотря на то, что проекты заканчиваются, экспертов мы все равно сохраняем. Мы ищем такие способы поддержки профессионального сообщества, как конференции, издание научных сборников, учебно-методических пособий. Я все-таки очень надеюсь, что экспертный потенциал будет востребован на ближайшем этапе развития системы образования. Так как экспертиза – это международно признанный механизм оценки, направленный на повышение качества создаваемых образовательных продуктов и улучшение образовательного процесса.
Что касается учебного книгоиздания, то следует отметить, что с помощью грантов, которые издательства получили на продвижение учебников и учебных пособий, нам удалось поддержать не только издательства, но и авторов учебников для школ, и учителей, которым предстояло работать по новым учебникам.
Сейчас мы работаем над проектом «Реформа системы образования». Это уже третий проект в области развития образования, осуществляемый на кредит Всемирного банка. Он заканчивается через год и ориентирован на изменение организационно-экономических механизмов функционирования системы общего среднего и начального профессионального образования»: введение подушевого финансирования; реструктуризация сети школ, в том числе, сельских, с целью создания для детей условий получения качественного образования. При этом начальная школа должна быть в каждом селе. Что касается старшей школы, то, конечно, хотелось бы, чтобы это была крупная школа, куда можно направить профильных педагогов, оборудовать компьютерные классы. Это можно сделать тогда, когда мы решим проблему подвоза детей, поэтому мы тратили большие деньги на то, чтобы в экспериментальном режиме показать, как можно оптимально организовать работу сельских школ, не создавая трудностей, связанных с разрушением села.
В проекте участвуют три региона: Воронежская и Самарская области, Республика Чувашия. Все три региона вложили много денег и сил, чтобы эти проекты имели эффективные результаты. Оцениваем мы это, в том числе, с помощью социологов. Периодически мы отправляем социологов в село, они опрашивают население, проводят фокус-группы. Используются различные методы, позволяющие определить с социологической точки зрения, каков результат наших проектов, в правильном ли направлении мы идем. Это, в свою очередь, является основой для корректировки деятельности. Кстати, социальные проекты такого типа требуют очень осторожных и продуманных действий, ведь нередко негативные социальные последствия от поспешных шагов могут перечеркнуть положительный эффект проводимых реформ.
Нам бы очень хотелось, чтобы результаты проекта были востребованы. Поэтому на последнем году его реализации мы объявили конкурс еще для 40 регионов, которые тоже включились в проект. Они уже не получают миллионы долларов на автобусы и дороги. Предполагается, что регионы сами будут изыскивать ресурсы для решения инфраструктурных проблем. Однако они получают деньги на подготовку управленческих кадров, разработку соответствующих документов и материалов, связанных с введением подушевого финансирования, с реструктуризацией сети школ, общественно-государственного управления школой.
И, наконец, в 2005 г. мы начали новый проект «Информатизация системы образования». На него выделено 100 миллионов долларов, которые мы получили на поддержку следующей идеи: внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в учебный процесс. Цель проекта – создать условия для активного применения ИКТ в работе учителей, что позволит в будущем перейти к внедрению современной системы организации процесса обучения школьников.
Параллельно мы создаем большое количество электронных учебных пособий. Если это учебные пособия по физике, математике, химии (а мы создаем и межпредметные циклы), то они должны быть инновационными.
Для участия в проекте на конкурсной основе было отобрано семь регионов, по одному в каждом Федеральном округе. В семи регионах создана сеть межшкольных методических центров. Задача сети – стать центром постоянно действующей системы методической поддержки учителей.
Действительно, это интереснейшие проекты. Есть ли информация об их реализации на сайтах, в газетах?
Она есть в прессе, особенно региональной. Я с удивлением обнаружила, что регионы решают эти проблемы значительно лучше, чем мы на федеральном уровне. Может быть, в силу того, что их масштаб меньше или они ближе к практике, к реальной жизни. Например, в каждом из семи регионов блестяще решаются вопросы, связанные с освещением в прессе. Мы приезжаем в регионы с миссией Банка, и они используют наш приезд как информационный повод для популяризации приоритетных направлений развития образования.
Сейчас региональная пресса - в отличие от многих столичных изданий - в большей степени ориентирована на местные примеры положительных дел, которые для них чрезвычайно важны, и они их моментально распространяют.
Это так. К примеру, у нас уже пять лет идет полемика «Нужны ли займы Всемирного Банка?». «Почему мы оставляем долги следующему поколению?». Вместо того, чтобы озаботиться тем, какое образование мы оставляем, качественное ли, конкурентоспособное ли, мы начинаем дискуссию «а зачем?». На самом деле, раз уж мы взяли деньги в долг, и эти деньги нужно будет отдать, мы тем более должны передать будущему поколению адекватную требованиям времени систему образования. Нет смысла доказывать всем, что наше образование лучшее в мире, а надо делать все, чтобы стать одной из ведущих стран мира в области образования. У нас есть шанс это сделать. Пока еще сохраняются мощные традиции естественнонаучного образования. Мы уже сейчас сильно продвинулись в области гуманитарного образования за счет, в частности, того же Инновационного проекта НФПК. Нам кажется, что все это надо складывать вместе и работать над дальнейшим усилением потенциала системы образования.
А потенциал системы образования – это люди. Надо вкладывать в учителей, и не бояться этого делать. Причем, не только раздавая им по тысяче рублей, как это делается для классных руководителей, а создавая им условия для развития, чтобы они перестали чувствовать себя обделенными, не статусными людьми.
У нас такой критерий. В России, в основном, учителя – женщины в возрасте. И, как пример того, что престиж профессии падает, меня в 90-е гг. поразило, когда в одном из регионов я услышал, что в советское время было престижно жениться на сельской учительнице, а сейчас нет.
Как показали последние исследования, проводимые по заказу Фонда специалистами МГУ, средний возраст учителей в России – 52 года, молодые учителя в школах не удерживаются. Могу сказать, что психологически, да и физически трудно выдерживать тот объем нагрузок, которые испытывает учитель. Необходимо сформировать нормальный рабочий график, облегчить условия труда, в том числе, за счет внедрения современных средств обучения, научить их использовать.
Сейчас на базе семи пилотных регионов создается новая инфраструктура методической поддержки учителей, в которую входит региональный координационный центр с прекрасным оснащением и набором квалифицированных методистов, которых мы вместе с регионами отобрали и обучили. Это расширенный методический центр. И элементарный методический центр, который находится, к примеру в селе. В современных условиях школьные центры могут взять на себя очень важные функции. Всего одна школа, и в этой школе появляется оазис, куда хочется идти и учителю, и родителям. Мы предполагаем, что межшкольные центры должны работать с утра до позднего вечера. Какой-то период времени они работают для учителей, а какой-то период времени для населения.
Вы говорили о критике, в том числе о критике проектов, о боязни долгов. Как я вас понял, фактически вкладываются зарубежные средства и может быть отечественные в мастерство. В России как раз очень популярно выражение «мастерство не пропьешь», т.е. пропить можно что угодно, а вот квалификация международного уровня - это единственное, что у человека и у общества остается, и поэтому стоит этого не бояться, а развивать.
Да, если есть такие возможности, то, конечно, это надо делать. И, безусловно, надо развивать мастерство, потенциал людей, как я это называю. Потенциал людей, если он есть, его просто надо постараться сделать востребованным. Опять же надо вложить в это и средства, и силы. А учительство, с моей точки зрения, нуждается в том, чтобы государство о нем позаботилось. Под учительством я имею в виду не только учителей средней школы, но и преподавателей ВУЗов.