будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Наука 2.0
Май 21, 2025
Наука

Еще раз о «нормальной жизни»

Мы публикуем стенограмму передачи «Наука 2.0» – совместного проекта информационно-аналитического портала «Полит.ру» и радиостанции «Вести FM». Гость передачи – профессор, замдиректора Санкт-Петербургского филиала ГУ-Высшая школа экономики, профессор Европейского университета, директор Центра социальных исследований «Хамовники» Даниил Александров. Услышать нас можно каждую субботу после 23:00 на волне 97,6 FM.

Анатолий Кузичев: И вновь Борис Долгин, Дмитрий Ицкович и Анатолий Кузичев в студии «Вести FM». Я напомню, что это совместный проект радиостанции «Вести FM» и информационно-аналитического портала «Полит.ру». Наш гость - вновь Даниил Александров, известный социолог, замдиректора по науке, профессор филиала ГУ - «Высшая школа экономики» в Питере, профессор Европейского университета в Санкт-Петербурге же, директор Фонда поддержки социальных исследований «Хамовники». Если помните, в прошлый раз мы говорили о детях мигрантов.

Борис Долгин: И о детях-мигрантах.

А.К.: И о детях-мигрантах. Тогда мы закончили на высокой толерантной ноте, а сегодня у  нас более общая  тема для беседы, философская такая.

Б.Д.: Да, про нормальную жизнь.

Дмитрий Ицкович: И я, Дмитрий Ицкович, её начну, потому что я её предложил. Очень странная вещь: у нас на «Полит.ру» вышла статья замечательного писателя Лёни Костюкова про нормальную жизнь, которая вызвала достаточно ожесточённое неприятие у многих…

А.К.: Она сейчас висит на «Полит.ру?»?

Д.И.: Да, и как сюжет она развивается. Для кого-то это было неожиданно, но для нас с Юрием Александровичем вполне понятно, почему это вызывает такую полемику. Казалось бы, очень простые слова такого типа: «в школу хорошо ходить», «соблюдать правила общежития нормально». Но в нашей культуре и в нашем рефлексирующем сообществе интеллектуальном нормальность – это самое трудное состояние.

Даниил Александров: Я хочу сказать пару слов в оправдание и защиту людей, которые стали рьяно возражать против костюковской статьи. У Лёни там был более сильный тезис, чем то, что «хорошо нормально жить». Это был бы тривиально, а Костюков…

Д.И.: Он писатель…

Д.А.: Умный, остроумный писатель. Его тезис был примерно такой: у нас в стране сложилась нормальная жизнь – и это прекрасно. Может, какое-то время назад она была ненормальная.

Б.Д.: На каких островках, во всяком случае, сложилась.

Д.И.: И ценности этой нормальной жизни выше, чем участие в политике.

А.К.: Для тех, кто не читал, это надо бы объяснить подробнее. Это – основная мысль статьи.

Д.А.: Там две мысли. Первая – это такое эмпирическое наблюдение, что у нас жизнь нормализовалась, Россия стала нормальной страной. Он там говорит, приводит какие-то примеры, что раньше люди боялись друг с другом разговаривать, давать друг другу книжки было опасно, а сейчас жизнь, в общем, нормализовалась.

Б.Д.: На уровне частной жизни.

Д.А.: Дальше второй тезис, что эта частная нормальная жизнь важнее, чем какие-то прелести политики, чем достижения демократии и режима. При том, что он говорит: «Я не одобряю то, сё, пятое и десятое, но жизнь нормализовалась для какой-то группы людей, можно честно зарабатывать, и как-то на эти деньги жить».

А.К.: Я правильно понимаю, что для Леонида Костюкова нормальная жизнь ценнее абстрактных идеалов свободы, из-за которых люди борются и выходят на улицы?

Д.А.: Этого он не говорит.

А.К.: Но это имеет в виду или нет? Я пытаюсь понять, в чём здесь контрапункт.

Д.И.: Идея следующая: что внутри нормальной жизни эти идеалы есть, они не снаружи, они не абстрактны.

Б.Д.: Эти идеалы из неё прорастают.

А.К.: Вот оно, понятно.

Д.А.: И в ней реализуются.

Д.И.: Внутри полемики во второй своей статье по этому поводу поэт Цветков сильно зацепился, вот за какое утверждение: война в Афганистане и Чечне преступна, но люди, воевавшие там, – герои. Это не очень понятно. Это и понятно, и не понятно. Потому что это из личной жизни… Человек, который был послан, защищал своего собрата с оружием в руках, был в каком-то братстве, воевал – он герой, он вёл себя героически, при том, что рамка может быть как угодно преступна.

Д.А.: И это демонстрирует такую острую проблему, как двойственность нашей жизни в общежитии: у нас могут быть дурные политические рамки, а личная жизнь – нормальная. Это один из тезисов, который вызвал, как мне кажется, сопротивление. Что вот нельзя чувствовать, что вы живёте нормальной жизнью, если вы живёте в стране, в которой нет законности.

Д.И.: Суды плохие. Или вы участвуете в преступной войне, Цветков говорит, что тогда получается - если человек, который во время Великой Отечественной войны в понятных войсках воевал, – он тоже был герой. Что с Лёниной точки зрения, если он воевал на линии фронта и вёл себя героически – да, герой.

А.К.: Если он пошёл на войну с той стороны и там же закончил – да, конечно. А никакого парадокса нет. Да, враг, но герой. Бывает.

Д.А.: Дело в том, что в позиции, что нельзя радоваться нормальной жизни, когда вокруг творится неправосудие и несправедливость, есть своя правда. Эта правда основана в России на столетней, если не на 200-летней традиции русской культуры и литературы. Мы отдаём своё право на счастье, если это стоит слезинки одного ребёнка. Понимаете? Не может быть частного счастья, если где-то плачут дети. Это в острой форме выражалось русской литературой, и у образованной, гуманитарной части нашей интеллигенции, которая на ней воспитывалась, это глубоко заложено.

Хотя сам Достоевский, который любил эти максимы и воспроизводил их, а мы на них учились, – он был человек государственный. Государственный в широком смысле, а не то, что он служил на государство, и, в общем, он был не очень склонен обращать внимание на разные слёзы в реальной российской жизни того времени. Он прошёл через каторгу и знал, что такое страдания и слёзы. Но мы относимся к этому, как мне кажется, более поверхностно, чем Достоевский. Достоевский понимал разницу между максимами, которые он провозглашает, и реальностью жизни, которой живёт страна.

Д.И.: Не то, что мы поверхностно относимся. Потому что даже в этом споре, при неизбежно возникающей определенной глухоте к позиции друг друга, каждый участник разговора пытается все до максимума довести. В том же примере с войной: «Хорошо, а если ты идёшь концлагерь защищать или расстреливать мирное население, – ты тоже герой?» Это же максимальная позиция, поведение в крайней ситуации. Мне кажется, у Костюкова есть по этому поводу ответ – и он важный. Только в  нормальной жизни формируются те ценности, которые заставляют человека нормально реагировать, в том числе на предельное безобразие.

Д.А.: Если перейти от темы геройства и формирования нормальных реакций (т.е. геройство как нормальная реакция в ненормальных ситуациях), если перейти от некоторых крайностей и вернуться к проблеме нормальной жизни во дворе каком-то, то мне кажется, у части критиков Костюкова проявляется реакция российской интеллигенции на то, что Костюков-де предлагает нам какой-то мещанский, обывательский образ жизни.

Б.Д.: Мы честно воспитываем детей, мы честно работаем – и это уже хорошо.

Д.А.: Уже хорошо. Вот что-то удалось там – и хорошо. Посидели – погуляли, вечер хороший. Понимаете, да? С детьми – хорошо. А зачем нам больше?

Д.И.: Ребёнок в школу пошёл.

Д.А.: Люди говорят с возмущением: т.е. как это? А как же у нас гражданское общество? А какое же у нас будущее? Была сказана фраза о том, что Костюков даёт индульгенцию нашему среднему классу на то, чтобы быть политически пассивными. Меня эта фраза сильно задела, потому что я тогда подумал, а потом написал, что российский обыватель, в том числе провербиальный средний класс абсолютно не нуждается ни в индульгенции, ни в разрешении ни от каких интеллигентов, чтобы жить своей нормальной жизнью. И слава Богу, потому что бедному несчастному российскому обывателю, которому через 1990-ые годы к нашим дням удаётся постепенно строить какую-то нормальную жизнь там, где его оставляют в покое, где на него не нажимают.

Д.И.: Десятину каждый год не забирают.

Д.А.: Где ему не приходится всё время стоять в каких-то чудовищных очередях в мелких местных конторах, чтобы получить какую-то справку. Ему, наконец, удалось построить новую жизнь, отремонтировать квартиру и купить подержанную машину. И он этому рад, и он чувствует себя средним классом, и он едет на своём шестисотом жарить барбекю. Не надо читать ему моральные лекции по поводу того, что он ещё что-то кому-то должен. Понимаете? Это была моя первая реакция, я её не полностью в той статье выразил, но меня задевает, что наша образованная гуманитарная интеллигенция пренебрежительно относится к обывателю. А зря, потому что на людях, которые честно работают, довольны собой, живут нормальной жизнью, – вообще стоит человеческая жизнь. Если этих людей не будет, то не будет общества. Общество не может состоять из поэтов и героев.

Б.Д.: А если не будет поэтов и героев, то общество навсегда останется спящим.

Д.А: Мне кажется, я сейчас выскажу крамольную для русского человека мысль. Лучше жить в спящем обществе, чем в обществе, которое всё время страдает.

А.К.: Напомним, что в рамках проекте «Наука 2.0» мы беседуем с Даниилом Александровичем Александровым, который говорит, что пусть лучше наше общество будет сонным, спящим, чем страдающим.

Б.Д.: Но тогда оно до сих пор было бы и сонным, не очень страдающим, но в пещерах.

Д.А.: Не думаю. Вы знаете, спать в пещерах было холодно и неприятно.

А.К.: Но двигали-то его герои и поэты или всё-таки люди честные, ежедневно работающие муравьи, и обыватели?

Д.И.: Нет, Боря! Это все такой, эпитетов подставлять не буду, даже называть это не буду разговором, потому что это не разговор. Во всех нас питекантропного много всякого героизма такого дурного, а нормальной жизни – мало.

Б.Д.: В любом обществе должно быть то, что его удерживает в традиции, и то, что его как-то двигает.

Д.И.: Вот пример, который мы обсуждали много раз, и про который говорил Даниил Александрович. После революции остатки недобитых дворян и офицеров – чем они выделялись и почему они всегда устраивались? Тем, что они сохраняли нормальную укладную жизнь, представления о чистоте, о том, какие мы люди, что детям надо учиться.

Д.А.: Своей нормальностью.

Д.И.: И это их устраивало в жизни. Демограф Анатолий Григорьевич Вишневский, который был нашим гостем, рассказывал, как он познакомился со своей женой, которая была дочкой иммигранта из Франции, приехавшего в СССР на рубеже 1950-ых годов. Они приехали из Франции более или менее от бедности. Потому что там он был сомелье, ресторан, в котором он работал – закрылся, образования никакого не было. Он был дворянин, офицер, т.е. образование у него было, а профессионально он ничего не умел. Был сомелье, разбирался в винах, в хорошей еде – и вот они приехали. Их, слава Богу, послали не в Узбекистан, а в Харьков, такая разнарядка была. Их даже где-то поселили, а девочку, чтобы сразу понятно было, где они живут, – послали работать на завод и учиться в вечернюю школу. Люди, которые могли до них добраться, – познакомились, ходили к ним в дом смотреть, как живут настоящие люди. Это при том, что они жили в крайней бедности, что-то было просто сколочено из ящиков. Но к ним ходили восхищаться и смотреть, как живут настоящие богатые люди! А у них и еды-то толком не было.

Д.А.: Да, это к вопросу о противопоставлении «сонного» и «геройского». Наверное, это ложное противопоставление.

Д.И.: А в чём, кстати, больше героизма?

Д.А.: Дело в том, что требуется некоторое время устойчивой жизни, чтобы сложились какие-то нормы поведения и определенные практики, которые потом воспроизводились бы в любых условиях. Джентльмен – это тот, кто остаётся джентльменом, даже когда его никто не видит, – есть такое старое английское выражение. Соответственно, какой-нибудь европейский учёный XVIII-XIX века – он с огромным трудом, но сохраняет все свои привычки, даже во время экспедиции в Сибирь. Есть такие замечательные истории, описанные в дневниках европейских учёных, которые туда приезжали.

А.К.: Или классический английский пример по поводу «doctor is living still I suppose?» - помните, после многомесячной малярийной экспедиции.

Д.А.: Да-да, и при этом важно понимать, что это устойчивая нормальная жизнь есть не только у дворян или учёных, она есть и у рабочих. Быть рабочим в Германии – это престижно. Это достойная жизнь.

Б.Д.: Произнесено слово «достойный».

Д.А.: Это очень важно. Значит, чтобы разные люди – рабочие, владельцы маленьких лавочек, ремесленники, да кто угодно -  понимали, что их жизнь нормальная, достойная, и от них не требуется каких-то потусторонних подвигов. А если без потусторонних подвигов, например, какого-то особенного образования, какой-то интеллигентности. У нас, мне кажется, стандарты очень завышенные внутри самого общества, нормативные представления об образовании и интеллигентности. У нас все хотят получить высшее образование. Даже в тех специальностях, где это не нужно. Мы знаем прекрасно: для того, чтобы быть хорошим бухгалтером, не нужно учиться пять лет в финансово-экономическом институте. Мы ведь знаем кучу людей, которые переквалифицировались в бухгалтера – из инженеров, окончив просто короткие курсы бухгалтеров. Но у нас же вузовские специальности - бухгалтер-финансист. Куча людей работает на каких-то работах, где им не нужно было бы никакого пятилетнего специального правоведческого образования.

Б.Д.: Двухэтапная, двухэтажная система в вузах вводится, многие будут вынуждены идти в бакалавры.

Д.А.: И слава Богу. А нужно ещё меньше. Потому что если мы посмотрим на уровень образования в разных странах – они очень разные. Меня поразило, что если во всех европейских странах люди школы кончают, то в Англии – заметный процент людей, которые не закончили ничего, кроме начальной школы или что-то вроде этого. Я пытался понять, что это такое.

А.К.: Они идут в футбольные фанаты, мы знаем.

Д.А.: Но при этом они работают.

А.К.: Я тоже футбольный фанат.

Д.А.: Идея такая: если, допустим, твои родители были рыбаками, и ты можешь продолжать этим заниматься, зачем тебе высшая математика?

Д.И.: Тебе радостно, тебе нравится.

Д.А.: В либеральной Англии есть идея, что любая жизнь достойна, если она при этом не задевает других. Поэтому если ты живёшь и работаешь, допустим, в шотландской компании по производству виски, зачем тебе что-то большее, чем четыре года образования? Это же прекрасная работа, все мы ловим этот сорт виски, туда ездят туристы, и смотрят, как он там ворошит ячмень и ни капли не стесняется этого. Понимаете, очень важно, чтобы наши установки на какое-то ожидаемое образование не погубили в стране чувство собственного достоинства у людей, которым это образование (такое, как у интеллигенции) – совершенно не нужно. Я абсолютно убеждён: это мы, образованные люди, хотим, чтобы все остальные были такими же.

Д.И.: Это крайне нетолерантно.

Б.Д.: Но при этом очень важно, чтобы дети таких людей, достойных на своём месте, имели при желании возможность для социальной мобильности.

Д.А.: Это правда.

Б.Д.: Чтобы это не превращалось в сословия.

Д.А.: Да нет, это может превращаться в сословия, ради Бога. Важно, чтобы у них были жизненные шансы, если они хотят реализовать себя иначе.

Б.Д.: Я именно об этом.

Д.А.: В Англии, судя по всему, это есть. Там сохраняется ощущение своей социальной прописки и достойной, нормальной жизни в любых условиях и без образования. Но при этом возможность, если надо, из этого выйти.

А.К.: Может, это леность наша? Смотрите, у нас, если ты получил образование, вроде как у тебя появляется некий статус.

Д.И.: Если говорить про ту же Англию, мы же знаем, что некоторые музыканты или философы – рабочего происхождения. Или даже, хуже того, люди еврейского происхождения становились там лордами. Т.е. высшее признание, высший статус человек может получить вне зависимости даже от сословного происхождения.

Д.А.: Социальная мобильность там очень неплохая. И просмотр таблиц, сколько какого образования есть у людей, демонстрирует, что Великобритания, с точки зрения инновативности, не хуже Франции с Германией или других стран. Нельзя сказать, что она как-то отстаёт.

Д.И.: В смысле образования долгое время вполне даже лидировала.

Д.А.: Выясняется, что не нужно для того, чтобы страна была инновативной, в ней была хорошая инновационная промышленность или центр моды, как сейчас в Лондоне, чтобы все кончили колледж.

Д.И.: И презрение к простым людям точно не есть необходимое условие.

Д.А.: Странно, но в Англии это есть. Мы как-то с Димой говорили, что у нас писатели любили маленького человека, но как-то не очень его уважали. Я не знаю у нас писателей типа Честертона, разве что Лесков. Дима сказал, что, может, Лесков так же относился к людям, как Честертон.

А.К.: Мы продолжаем, точнее, к сожалению, завершаем беседу с Даниилом Александровым. Мы начали с чего? С «нормальной жизни».

Б.Д.: А продолжили «достойной».

Д.И.: И хотелось бы, чтобы у нас тоже была достойная жизнь.

А.К.: И мы изучаем на примерах передового западного опыта, как бы нам это тоже получить.

Д.И.: Мы говорим о разных местах жизни, и это не обязательно передовой Запад. Это укладный образ жизни, который есть где угодно, кроме тех мест, где его насильно разрушают и не любят.

Б.Д.: Дмитрий Александрович Пригов, покойный замечательный писатель, и не только писатель, говорил о том, как важно, чтобы каждый чувствовал себя чемпионом, но в некоторой своей номинации. Это я к тому, как важно ощущение достоинства в разных местах и отсутствие попыток увязать всех в одну шкалу.

Д.А.: Это очень важно, потому что гении могут быть в любом деле. Был такой Владимир Павлович Эфроимсон, выдающийся генетик, который пытался изучать наследственные механизмы гениальности на примере всяческих клинических форм. Он обнаружил, что некоторые болезни чаще всего встречаются у каких-то выдающихся людей: полководцев, политических деятелей – подагра, например. Он мне рассказывал, что обратился с этим к одному врачу, который ему ответил: «Да ладно, у меня ни одного гения, маршала и политического деятеля среди больных нету». Далее Эфроимсон рассказывал, что через день или два этот врач ему позвонил мне и сказал: «Я был неправ. Я подумал, что у меня, конечно, всё больше шофёры, сапожники, токари – но они все лучшие в своей специальности». Этот - лучший сапожник Москвы, этот - очень известный токарь… «Вы, наверное, правы, просто среди них нет маршалов». Это, мне кажется, очень важная вещь, чтобы люди могли чувствовать себя маршалами сапожного дела.

Б.Д.: Возвращаясь к статье Леонида Костюкова, спрошу вот о чем. Да, очень хорошо, когда есть нормальная жизнь; просто замечательно, если достойная жизнь. Но не самообман ли мысль о том, что существуют такие изолированные островки в ситуации нерешённости проблем независимого правосудия и других всем нам известных проблем – не слишком ли проницаемы эти островки? В ситуации, когда ты не можешь быть уверен, что завтра твоя нормальная жизнь не будет нарушена каким-то, скажем, подвыпившим милиционером

Д.А.: Это верно. Но дело в том, что это важно, но не нужно.

Б.Д.: Проблема уверенности в завтрашнем дне и в стабильности этих правил.

Д.А.: Да, безусловно. Мой полевой, исследовательский опыт показывает, что уверенность в завтрашнем дне у людей постепенно нарастает. Мы сейчас пытаемся построить новые исследования, где постарались увязать нынешнюю жизнь школ и местных сообществ, в которых эти школы устроены, России сельской, с историей этих сельских поселений. Потому что меня тут пронзила простая мысль, что мы всё меряем какие-то результаты по выпускникам: ЕГЭ или число поступлений в вузы – не важно. Но это же результат работы учителей, директоров и местной жизни не сегодня, а пять-восемь лет назад, когда дети были маленькими. А давайте посмотрим на то, что было с этими посёлками и школами семь-восемь лет назад. Может быть, у них сейчас плохие результаты экзаменов, дети - двоечники и наркоманы, потому что в то время в посёлке был развал и хаос. По нашим наблюдениям, жизнь в этом смысле нормализуется. У людей раньше было ощущение, что у них, вот в этом поселке нет будущего. Отсюда надо бежать. Но постепенно появляется ощущение, что здесь есть будущее. Что ученики сюда могут вернуться уже учителями. Это дорогого стоит.

Я как-то статью написал, что для меня поездки и встречи с людьми, у которых жизнь нормализуется, у них растет горизонт жизненного планирования, - они такие душеспасительные. Потому что эти люди и строят наше будущее. В каком смысле? По мере роста их горизонта планирования, у них возникает повышенная требовательность к муниципальным органам власти. Пока они не знали, что будет через несколько месяцев, какая им была разница, кто руководит их муниципальными органами власти? Главное, чтобы вообще прожить ещё полгода. У нас страна живёт четырёхлетними выборами, электоральными циклами.

Б.Д.: Уже пятилетними

Д.А.: Да, а в 1990-ые годы народ жил очень короткими циклами. Купил товар, его не украли, продал, вернул долги, поел… Мы же помним, какой оборот челночная жизнь творила. Теперь у людей есть какие-то перспективы. Они видят: сегодня мы отремонтировали эту часть школы, в следующем году мы эту отремонтируем… Видно, как это растет на моих глазах за последнее пятилетие. Растёт горизонт планирования этих людей. У них другое будет отношение к муниципальной власти. Постепенно у них сложится и другое отношение к политике.

Д.И.: И с милиционерами своими они как-то разберутся, если они надолго будут планировать.

Д.А.: Если люди живут не сегодняшним днём, у них нормализованная жизнь, достойная, с планированием на себя и на детей, у них появится другая требовательность к окружающей среде.

Б.Д.: У них расширяется пространство, которое они будут готовы защищать до крови.

Д.А.: Ну, не обязательно до крови.

Д.И.: Какой-то вы кровожадный. Жалко, что у радио нет картинки, чтобы Борю кровожадного показать.

Д.А.: Мне действительно кажется, что многие люди, которые строят сейчас какое-то муниципальное самоуправление по всей стране, делают не менее, а более важную работу, чем политологи, политики и политтехнологи, которые выдумывают, по какой избирательной системе нам голосовать в следующий раз. Потому что там строится демократия и умение голосовать, выбирать и делать это ответственно.

Д.И.: Один из главных парадоксов недавнего, пяти-восьмилетнего времени, я помню, что нормальный местный, локальный избиратель почти везде хорошо знал, за кого он голосует: за президента, за какого-нибудь большого депутата – и не знал своего депутата. Это нормальная ситуация, когда человек в своей жизни чего-то там ещё видит, потому что по телевизору показали.

А.К.: Чтобы поучаствовать в большом деле.

Д.И.: Даже не то, чтобы поучаствовать, просто это интересно.

Д.А.: Почему по телевизору голосуют за каких-то известных людей на пост губернатора, раньше, когда были выборы губернатора? Потому, что это известные люди. а на низовом муниципальном уровне…

Б.Д.: Голосуют не за имя, а за интерес.

Д.А.: Да, за свои собственные интересы. Мне кажется, это очень важно, чтобы на низовом уровне у людей складывалась нормальная жизнь, за которую они могли бы бороться в таком муниципально-политическом смысле. На этом и будет строиться низовая демократия в стране.

Б.Д.: И расширится до верха.

А.К.: Мы только что замкнули круг - красиво и логично… Спасибо всем за внимание, спасибо коллегам за беседу. Напомню, что мы – это Анатолий Кузичев и Дмитрий Ицкович беседовали с Даниилом Александровым, и Борис Долгин с окровавленным кинжалом тоже с нами. Боря, я вот что вспомнил. Ты тут процитировал Пригова, можно я тоже процитирую маленький стишочек, очень красивый?

«Так, во всяком безобразьи/ Что-то есть хорошее./ Вот герой народный Разин/ Со княжною брошенной./ Он за борт её бросает -/ Дочь живую Персии. /Так посмотришь— безобразье,/ А красиво, песенно».

Вот такая вот штуковина. Спасибо вам большое, «Наука 2.0» прощается с вами на неделю.

См. также:

  • Даниил Александров. О нормальной жизни и мещанском обществе
  • Леонид Костюков. О том же. Неполемическая статья
  • Павел Чувиляев. Ненормальная жизнь
  • Открытое письмо Леонида Костюкова Сергею Гандлевскому
  • Сергей Гандлевский. Открытое письмо Леониду Костюкову
  • Леонид Костюков.  «Нормальная жизнь и ее значение»
  • «Наука 2.0» с Даниилом Александровым. У колыбели науки
  • Даниил Александров. Миграция в современной России
  • Даниил Александров. Ученые без науки. Институциональный анализ сферы
  • Даниил Александров. Наука и кризисы XX века: Россия, Германия и США между двумя мировыми войнами
  • Даниил Александров. Места знания: институциональные перемены в российском производстве гуманитарных наук
  • Даниил Александров. Системная благотворительность
читайте также
Наука
Леонид Костандов: 1915 – 1984
Ноябрь 27, 2015
Руссо Максим
Наука
Сила самоиронии. К 80-летию Юрия Левады. Рассказывают Теодор Шанин и Борис Юдин
Май 13, 2010
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).