4 ноября 2008 г. в США проходят выборы нового президента США. О предвыборных прогнозах социологов – наше интервью с доктором философских наук, независимым исследователем, ассоциированным сотрудником Социологического института РАН в Санкт-Петербурге Борисом Докторовым, который живет и работает в США, а с конца марта 2008 г. занимается ежедневным мониторингом американских выборов. Беседовала Наталия Демина.
На только что завершившемся Всероссийском социологическом конгрессе вы выступили с небольшим сообщением о президентских выборах в США. Это были наблюдения человека, живущего в стране и следящего за происходящим, или итоги вашего специального изучения?
Конечно, живя в США почти 15 лет, невозможно не думать об окружающей политической и социально-экономической реальности, о многомесячной борьбе демократов и республиканцев за Белый дом, так что в моем сообщении было много личностного. Но все же в первую очередь оно базировалось на проводящемся мною с конца февраля социологическом мониторинге избирательной кампании, являющемся частью исследовательской программы Фонда «Общественное мнение». И сам ход борьбы претендентов на пост президента, и особенности её анализа и освещения в прессе, и технология изучения мнения электората весьма не похожи на то, что было в России в конце прошлого года. И, тем не менее, думается, российским политикам, политологам и аналитикам общественного мнения будет интересно знать о развитии президентской избирательной кампании 2008 года, которую уже сейчас многие обозреватели называют уникальной, исторической, эпохальной. Поэтому по итогам мониторинга планируется подготовка серии статей, выступлений и книг.
В чем новизна вашей работы?
В течение ряда лет занимаясь историей социологии, я понимаю, что о степени новизны мониторинга избирательной кампании следует говорить достаточно осторожно, уточняя природу этой новизны. Ведь отслеживание динамики установок электората проводилось штабами кандидатов в президенты еще в середине XIX века. Первым аналитиком, целенаправленно следившим за материалами прессы о результатах общенациональных и локальных соломенных опросов и строившим электоральную карту страны, был Эмиль Хурья, работавший в 1932 году в избирательном штабе Франклина Рузвельта. Начиная с 1936 года, когда родилась современная выборочная технология, мониторинг установок электората стал обязательной частью работы аналитиков, работающих на победу кандидатов на президентский пост.
И все же те далекие опыты мониторинга скорее были политтехнологическими или разновидностями политического маркетинга. В современной американской научной литературе существует несчетное число книг по многим аспектам президентских выборов в США, но ничего, подобного тому исследованию, о котором я рассказываю, нет. Прежде всего, все эти работы выполнены историками и политологами по итогам многолетнего изучения давно завершившихся избирательных кампаний. И здесь принципиально то, что анализ проводится после завершения выборов, нередко – спустя десятилетия, когда многое оказывается упорядоченным и есть возможность посмотреть в прошлое из настоящего. Проведение описываемого мониторинга заставляет смотреть на настоящее из настоящего и немного – из прошлого.
Еще один существенный момент: в историко-политологических штудиях общественное мнение – не главный герой анализа и повествования, там, как правило, ведется с позиции победителя кампании, т.е. человека, вошедшего в историю США как президент. В осуществляемом мониторинге в качестве главного субъекта электоральной кампании выступает само общественное мнение.
Отмечу и тот факт, что проведение мониторинга избирательной кампании в режиме реального времени, пожалуй, стало впервые возможным именно сейчас. Ведь все происходящее можно отслеживать 24 часа в сутки по Интернету.
А как на практике осуществляется ваш мониторинг?
Мониторинг я провожу один и пытаюсь радоваться положительным элементам этого одиночества и гнать подальше мысли о негативных аспектах такой работы. С внешней стороны – все очень просто: надо встать в 6 утра, сразу сесть к компьютеру и завершить работу не позже полуночи. Иначе, с одной стороны, мало, что успеешь сделать, с другой – физически не выдержишь этой многомесячной вахты. Гонка кандидатов не останавливалась ни в выходные дни, ни в момент Олимпийских игр, ни в периоды разрушительных природных и финансовых штормов.
Сама работа несколько напоминает хождение по грибы, когда обязательно заглядываешь на знакомые участки, но одновременно помнишь, что надо искать шире, в надежде найти новые грибные места. Таких постоянных лужаек у меня – дюжина, некоторые из них я посещаю несколько раз в день. Есть – часто навещаемые делянки, есть – куда я заглядываю иногда. Изредка я разрешаю себя просто побродить по виртуальному пространству в надежде обнаружить совсем незнакомый гриб. В целом, в поле зрения постоянно находится около четверти сотни сайтов.
В результате получается упорядоченный архив информации о многих сторонах, аспектах избирательной кампании. Сейчас его составляют порядка 15000 единиц хранения
Если говорить лишь о мнениях избирателей, то опросы каких организаций вы анализируете в первую очередь?
На протяжении всей избирательной кампании две опросные структуры публикуют итоги опросов ежедневно. Это исследовательский центр, созданный в 1935 году Джорджем Гэллапом, и значительно менее известная в России структура – Rasmussen Reports. Организация Гэллапа опрашивает ежедневно не менее 1000 человек и публикует усредненные за последние три дня данные. Опрос проводится как по обычному телефону, так и по мобильному – среди тех, у кого есть только такой. Аналогично построены опросы Скотта Расмуссена, но вопросы респондентам у него задаются не интервьюерами, работает специальная компьютерная технология, при которой вопросы задаются записанным голосом. Естественно, все данные взвешиваются с учетом итогов переписей населения и результатов анализа предыдущих опросов. С начала октября ежедневные опросы проводятся и Zogby International. Если добавить, что десятки организаций ежедневно зондируют электорат всех штатов страны, то можно сделать лишь один вывод – дефицита данных о мнениях американских избирателей не испытывают ни пресса, ни население, ни аналитики.
Приближается вторник, 4 ноября. Каков прогноз – кто станет победителем президентской гонки?
С прогнозами, если говорить о количественных оценках, никто не торопится. Несмотря на то, что демократ Барак Обама последние три недели стабильно опережает республиканца Джона Маккейна на 5-10% в общенациональных опросах и обладает внушительной поддержкой в большем числе штатов, вероятность ошибиться в прогнозе остается значительной, а цена допущенной ошибки может оказаться очень высокой. И дело не только в том, избиратели в силу политкорректности отвечают при опросе, что проголосуют за черного кандидата, но в действительности не отдадут ему свой голос. Прогноз затруднен тем, что в ряде штатов выборы идут с конца сентября, и это усложняет оценку численности избирателей, которые придут к машинам для голосования в день выборов.
Если говорить о конкретных цифрах, то по итогам 13 общенациональных опросов, проведенных 27 октября – 1 ноября, Обаму в среднем поддерживает половина электората, Маккейна – 44%. Приведу эти данные:
Название опроса | Дата | Объем выборки | Обама (%) | Маккейн (%) | ОпережениеОбамы (%) |
Среднее значение | 27/10 – 01/11 | – | 50.7 | 44.3 | 6.4 |
CNN/Opinion Research | 30/10 – 01/11 | 714 | 53 | 46 | 7,0 |
Rasmussen Reports | 30/10 – 01/11 | 3000 | 51 | 46 | 5,0 |
Gallup (Модель 1) | 30/10 – 01/11 | 2503 | 51 | 43 | 8,0 |
Gallup (Модель 2) | 30/10 – 01/11 | 2475 | 52 | 43 | 9,0 |
Diageo/Hotline | 30/10 – 01/11 | 882 | 50 | 45 | 5,0 |
Reuters/C-SPAN/Zogby | 30/10 – 01/11 | 1201 | 50 | 44 | 6,0 |
Pew Research | 29/10 – 01/11 | 2587 | 52 | 46 | 6,0 |
IBD/TIPP | 29/10 – 01/11 | 844 | 47 | 45 | 2,0 |
ABC News/Wash Post | 29/10 – 01/11 | 2172 | 54 | 43 | 11,0 |
CBS News | 28/10 – 31/10 | 747 | 54 | 41 | 13,0 |
GWU/Battleground | 27/10 – 30/10 | 800 | 49 | 45 | 4,0 |
Marist | 29/10 – 29/10 | 543 | 50 | 43 | 7,0 |
FOX News | 28/10 – 29/10 | 924 | 47 | 44 | 3,0 |
Не могу подробно останавливаться на особенностях американской избирательной системы, но отмечу: чтобы победить на выборах, кандидат должен заручиться поддержкой 270 выборщиков из общего числа – 538. По оценкам различных экспертов, Обама набирает от 280 до 350, но никто не предсказывает, что заветное количество выборщиков поддержит Макейна.
Если все же победит Маккейн, о последствиях для США не говорю, но это будет серьезнейший удар по технологии опросов. Более сильный, чем в 1948 году, когда вопреки прогнозам Гэллапа победителем президентской гонки стал Гарри Трумэн.
О чем говорят самые последние прогнозы?
К утру 3 ноября 2008 г. многие ведущие аналитические центры опубликовали свои прогнозы, вот некоторые из них:
Название центра | Избиратели за Обаму (%) | Избиратели за Маккейна (%) |
Gallup Orgaization | 55 | 44 |
Rasmussen Reports | 51 | 46 |
Zogby Interantional | 51 | 44 |
Pew Research Center | 52 | 46 |
Five Thirty Eight | 51 | 46 |
Чей прогноз вернее? Ждать ответ на этот вопрос совсем недолго.
А вы определились со своим кандидатом?
Да, и это – Барак Обама.
Фотография с сайта газеты The New York Times.