будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Наука 2.0
Июль 2, 2025
Наука

Эволюция в образовании

Мы публикуем стенограмму передачи «Наука 2.0» - совместного проекта информационно-аналитического канала «Полит.ру» и радиостанции «Вести FM». Гость передачи – российский палеонтолог, кандидат биологических наук, старший научный сотрудник Института палеонтологии РАН, вице-президент Евразийского Арахнологического Общества, автор книги "История Земли и жизни на ней: От хаоса до человека" Кирилл Еськов. Услышать нас можно каждую субботу после 23:00 на волне 97,6 FM.

См. также:

·         «Наука 2.0» с Кириллом Еськовым. Эволюция на марше

·         «Наука 2.0» с Кириллом Еськовым. Эволюция и экология

·         Лекция Кирилла Еськова. Палеонтология и макроэволюция

 

Дмитрий Ицкович: Здравствуйте. Сегодня вновь у нас в гостях очень полюбившийся нам Кирилл Юрьевич Еськов, палеонтолог, кандидат биологических наук и, что важно для сегодняшней передачи, преподаватель гимназии 1543 и автор школьных учебников. В эфире передача, которая называется «Наука 2.0». Это совместный проект портала «Полит.Ру» и радиостанции «Вести.FM”. В студии, кроме Кирилла Юрьевича, я, Дмитрий Ицкович и Борис Долгин, научный редактор портала «Полит.Ру». В предыдущих передачах мы с Кириллом Юрьевичем много говорили о таких сложных вещах, как эволюция и палеонтология. И нас взволновало то, что это сфера очень тесно связана с массовым сознанием людей.

Холодает, теплеет, и вокруг этого происходят какие-то общественные истерики. При этом растет разрыв между школьным образованием и революционно развивающейся наукой, в которой происходят очень серьезные сдвиги. Этот разрыв становится все больше, при том, что школьное образование в России проходит очень сложную и, на мой взгляд, продуктивную реформу. Продуктивную в том смысле, что она коснулась всех.

Борис Долгин: Это называется – эффективная.

Д.И.: Да, и продуктивную. Это как с экосистемами. Старое образование мы уже потеряли; в том виде, в котором было, оно уже не повторится.

Кирилл Еськов: Я резко отрицательно отношусь к ЕГЭ, к деятельности нынешних образовательных начальников. Давайте лучше к созидательной части. Я хочу сказать, что деятельность министра Фурсенко и его предшественника Филиппова нанесла образованию и науке ущерб, не сопоставимый с деятельностью Трофима Денисовича Лысенко[1].

Б.Д.: Но менять советскую школу все равно пришлось бы.

К.Е.: Да, не может быть советской школы вне СССР - это нонсенс.

Б.Д.: А в каком направлении надо было менять?

К.Е.: Школьное образование, в общем-то, достаточно неплохо функционировало. Шел естественный процесс, в который сейчас начали вмешиваться. Я считаю, что то, как школа эволюционировала в 1990-е годы, в целом было правильным. Тогда стоял вопрос радикальной нехватки финансирования, низких зарплат учителей. Вот и все. А теперь есть множество людей, которые являются специалистами по реформе, у которых есть собственное мнение по ЕГЭ. Я отношусь к этому резко отрицательно, но отчетливо понимаю границы своей компетентности. Я не чиновник, не организатор. Более того, я не постоянно практикующий учитель - читаю спецкурсы. Поэтому я бы хотел устраниться от обсуждения этой темы.

Д.И.: Тогда прямо к нашей сегодняшней теме. Каким должно быть естественно-научное образование в школе?

К.Е.: Я являюсь одним из членов образовательной программы «Школа-2100». И в свое время, когда ставились задачи, надо было прежде всего сформулировать, а кого мы, собственно, хотим видеть на выходе. Мы вспоминали сейчас советскую школу. Она в принципе готовила всех к поступлению в ВУЗ.

Д.И.: Нет. Она, прежде всего, формировала советского человека.

К.Е.: Это не совсем так. Она формировала очень разных людей, что мы и видим сейчас.

Б.Д.: Но ее целью было именно формирование советского человека.

К.Е.: Я готов это оспорить. Мне кажется, что идеологическая компонента в советской школе очень сильно преувеличивается. Я же не в штате Вермонт учился! Школа в период, как его сейчас называют, «вегетарианского тоталитаризма» была заведением в достаточной степени деидеологизированным.

Д.И.: Она соответствовала среде вокруг себя.

К.Е.: Я готов отстаивать, что она была менее идеологизирована, чем общество. Так вот, задача советской школы была в том, чтобы готовить всех к поступлению в ВУЗ. Задача была в том, чтобы обеспечить инженерными и естественно-научными кадрами ВПК, который поддерживал стратегический потенциал страны.

Б.Д.: И вообще экономику.

К.Е.: Экономику, которая могла бы поддерживать военно-стратегический паритет[2]. Советская школа давала достаточно приличную основу для получения инженерного и иного образования в ВУЗе. Эта задача вполне успешно решалась.

Б.Д.: Тогда и начался переход ко всеобщему высшему образованию.

К.Е.: Задача всеобщего высшего образования именно в том и состояла, чтобы расширить образовательную базу.

Д.И.: Что такое образовательная база?

К.Е.: Люди, которые в принципе могут получить высшее образование и достичь некоторых высот.

Б.Д.: То есть это был уже переход ко всеобщему высшему образованию?

К.Е.: Фактически решалась именно эта задача. Сейчас в Европе мы это имеем. В мире существует две образовательные стратегии. Одна – в Европе, Японии - фактически это всеобщее высшее образование. Вторая стратегия в неявном виде сложилась в США и в Англии. Она состоит в констатации того факта, что реально все достижения – это дело мозгов 5-7% людей. И вот этих 5-7% надо как следует учить, а всех прочих следует социализировать и т. д.

Б.Д.: То есть учить функционально.

К.Е.: Да, а эти 5-7% надо серьезно искать. Так что все эти представления о тупых американцах с замороженным гамбургером в мозгу и детьми, которые не читают ничего кроме комиксов и не знают таблицы умножения... Да, ужас. Но при этом действует гигантская, скопированная у нас и улучшенная система отбора детей при помощи олимпиад, физ.-мат. школ и т. д. Это все было разработано в СССР.

Д.И.: То есть они осуществляют рекрутинг на более раннем этапе?

К.Е.: Да. Дело идет к тому, что все, кто по мозгам того заслуживают, должны быть рекрутированы. Опять-таки школа школе рознь. У нас очень любят сравнивать нашу 57-ую школу и американскую школу в Плезантвиле. И говорят, что наша лучше. Тогда вы сравните школу в Плезантвиле со школой при сельсовете в Костроме, а 57-ую – со школой при Чикагском университете, где учится внук моего близкого приятеля. Я видел их программы – это программы наших первых курсов. А спецкурсы там читают Нобелевские лауреаты. Им не западло тратить на это свое время.

Д.И.: Это, кстати, старая русская система, когда лучшие читали начинающим.

К.Е.: Я к тому, что ориентируются на то, чтобы возиться с небольшим количеством тщательно отобранных людей, а остальных просто социализировать, готовить к заворачиванию гамбургеров.

Д.И.: Вы рассказали про два подхода к образованию: европейский и англо-американский. Англия, кстати, лидер среди северных стран, где обычные люди, то есть, не пакистанцы, не получили даже общего образования. У них очень либеральные семьи. И если семья считает, что ребенку не надо ходить, скажем, в пятый класс, он не будет туда ходить.

К.Е.: А куча мигрантов там учится со страшной силой. Они должны получить определенный статус.

Д.И.: Учатся, идут в армию и вообще занимаются своей социализацией с напряжением и рвением. Особенно иммигранты первого поколения. Но это не сегодняшняя наша тема. Итак, у нас есть два подхода: один, направленный на всеобщее высшее образование, к которому, кажется, Россия присоединилась.

Б.Д.: Присоединялась.

К.Е.: Фишка в том, что на протяжении двадцати лет так называемой реформы, которая вся свелась к тому, что то вводится, то не вводится 12-летнее школьное образование, то у нас ЕГЭ вводится, то не вводится (а теперь, хотя всем понятно, что это плохо и вредно, но в это дело столько вложено, что отменить уже нельзя), так и не появилось четкой стратегии, так и не определились, по какому из двух путей мы пойдем.

Д.И.: Какой из подходов вам ближе?

К.Е.: Несомненно, европейский.

Д.И.: Почему?

К.Е.: Потому что при другом подходе идет жесткий отбор тех, кого мы учить будем, а остальные списываются, вернее социализируются. В обществе богатых…

Д.И.: В США, кажется, таких больше, чем 5-7%.

К.Е.: 5-7% - это те, кто все решает. Реальное образование дается, конечно, большему количеству. Так вот, в обществе, которое богатое, свободное, основанное на законах, где уровень коррупции во всех смыслах меньше, это, может быть, и применимо. Во что это выльется в нашем обществе, с нашими замечательными традициями? Если мы будем учить только элиту, а остальных списывать, как и из кого будет формироваться элита, объяснять не надо.

Д.И.: Это интересно. В медийной и вполне интеллигентной элите такой тренд тоже наметился - закрытое сообщество по отношению к размазанному далекому и серому большинству.

К.Е.: Это просто на математических моделях показано. Есть такой математический раздел – теория элит[3]. Есть выборка, не важно, по какому параметру. Вы берете часть, лучшую по избранному параметру. Дальше она воспроизводится и вы выбираете по новой. Есть просто замечательные математические модели на этот счет. Действительно, путем такого отбора можно добиться улучшения качества этой элиты. Опять-таки элита – это просто лучшие, без эмоционального подтекста. Если вам нужны гренадеры, вы выбираете самых высоких. Потом вы отбираете уже лучших из гренадеров. С помощью такого естественного отбора можно добиться хороших результатов. Но для этого предметом отбора должна быть вся выборка. Математически показано, что как только у вас возникает закрытость системы, то есть не вся выборка участвует, элита деградирует быстрее, чем выборка в целом. И через три года у вас элита по этому показателю становится хуже, чем общество в целом. Это чистая математика. Именно поэтому этот «американский путь» для наших российских условий не является приемлемым.

Д.И.: Кстати, американцы тоже волнуются по этому поводу. Обама объявил в своих программах в том числе и реформу школьного образования.

К.Е.: Я вообще не знаю страны, где постоянно не было бы реформы образования.

Д.И.: Там вот что удивительно. Общепринятое утверждение – в США плохое среднее образование. Все про это вроде бы знают, но при этом все знают, что среди первых ста лучших университетов почти все американские.

Б.Д.: В которых учится очень много неамериканцев.

Д.И.: Процентов 5 там неамериканцев, ну 10%. Не большинство – это точно.

К.Е.: Это некоторое преувеличение. Если бы система образования была реально плохой, 80% Нобелевских премий в области естественных наук не уходило бы в Штаты. Они предоставляют возможности ученым из других стран, мир открыт, но Нобелевские премии все равно получают американцы. Именно поэтому довод, что у них нет школы, а дальше они тупо все покупают на кэш... Это не работает. Покупают, конечно, много. Но очень все по-разному в разных областях - это как средняя температура по больнице.

Д.И.: А такая средняя температура есть?

К.Е.: Не интересовался, в связи с полной бессмысленностью этой цифры. Речь идет вот о чем. Идея, что система американского школьного образования в корне порочна и так плоха, что наша советская была сильно лучше, не верна. Это надо понимать и принимать. Вначале задача реформы образования у нас состояла в том, чтобы определиться, какую из двух стратегий мы выбираем. В итоге ничего не было выбрано. Я бы сказал, что старательно от обеих моделей выбирают отрицательные черты, а потому не имеют плюсов ни одной из них.

Д.И.: Среднюю температуру по больнице нам все-таки приходится учитывать в образовании. Мы говорим о том, что школьное образование должно опираться на определенную цель: кого мы готовим, делаем.

К.Е.: Для начала должна быть определена цель.

Б.Д.: Как и у любого инженерного процесса.

К.Е.: Да. А дальше мы под цель подбираем средства.

Д.И.: Образование – это инженерный процесс?

Б.Д.: Конечно.

К.Е.: Я понимаю, что есть такая концепция - мы должны воспитывать государственно-мыслящего человека. Я же полагаю, что мы должны воспитывать человека, который хотя бы умеет и этому государству служить мозгами.

Б.Д.: Оба варианта все равно предполагают инженерный процесс.

Д.И.: Напомню тебе, что у Коменского была другая идея по этому поводу[4].

К.Е.: Это тоже инженерный процесс. Главный мой упрек нынешней системе в том, что за время всей этой так называемой реформы так и не было сформулировано самое фундаментальное – по какому пути мы собираемся идти. Путей два. Они подразумевают концентрацию ресурсов на чем-то одном. В итоге получилось как обычно: ресурсы, сколько их есть, размазывают ровным слоем. Вначале их не было, и это было понятно. Но потом наступили так называемые «тучные годы», когда очень даже можно было что-то делать.

Д.И.: Ситуация в школах в тучные годы стала получше.

К.Е.: Зарплаты увеличились.

Д.И.: Новые управленцы пришли.

К.Е.: Зарплаты действительно стали повыше. Более того, внешкольные программы под всякие экспедиции и прочее стали реально получать финансирование. Столько было этих нефтедолларов, что даже на школу стало хватать! Но стратегия не была определена. Что мы хотим получить? Мы начинали с советской школы, которая должна была готовить людей к дальнейшему получению высшего образования. Школа была неизбежной ступенью к высшему образованию. Понятно, что не все пойдут, но в принципе все могут пойти, все были на это ориентированы. Дальше стало понятно, что это не вполне так. Мы можем пойти по этому пути, но тогда в рамках европейской концепции должна быть реальная возможность, чтобы высшее образование мог получить любой выпускник.

Д.И.: У нас в постсоветские годы был такой взрыв высшего образования.

К.Е.: Это просто покупка отсрочки от армии.

Д.И.: Не только. Это покупка социализации и всего прочего.

К.Е.: Хорошо. Но это именно покупка, а не получение реального образования. Не надо это путать. Либо мы должны определиться, что всеобщее образование мы давать не можем, поэтому надо учить элиту, а других – социализировать. Но и этого не делается. Возможен и принципиально другой подход. Почему, собственно, конечной целью является человек, готовый к поступлению в вуз? Вообще-то человек, по моим представлениям, должен выносить из школы некую цельную картину мира. Понятно, что и навыки, но главное – это цельная картина мира. Причем основа этой цельной картины может быть разной. Это может быть научная, художественная, религиозная картина мира. Но для религиозной и художественной картины существуют отдельные типы школ. А государственная школа должна давать научную картину мира. И критерий тут очень простой. На выходе должен быть человек, которому трудно компостировать мозги при помощи телевизора на предмет ГМО и всего прочего[5].

Б.Д.: Критически мыслящий человек.

Д.И.: Почему мы предполагаем такой разрыв между научной, художественной и религиозной картиной мира? Это разные картины мира?

К.Е.: Я полагаю, что да. Есть люди, более склонные к одной или другой картине.

Д.И.: Но для физиолога Павлова это была одна картина мира.

К.Е.: В какой связи вы упомянули физиолога Павлова?

Д.И.: Это человек был религиозный.

К.Е.: Вы ошибаетесь. Академик Павлов был совершенно отмороженным атеистом, а на каждую церковку он крестился и пел в церковном хоре исключительно в рамках антибольшевистской фронды.

Б.Д.: Не вызывает сомнений, что есть много религиозных ученых.

К.Е.: Мы говорим немного о другом. Любой ученый в рамках своей лаборатории является агностиком[6]. Ньютон, который был еще и богословом, сформулировал это так (это иногда называется нулевым законом Ньютона): вездесущее божие влияния на движение тел не оказывает. В рамках своей лаборатории любой ученый является агностиком. Не атеистом, а именно агностиком. Он рассматривает совершенно определенный класс и тип явлений. А вне своей лаборатории он может быть отмороженным атеистом, добрым католиком, плясать вокруг идола. Это факт его личной биографии, который не имеет никакого отношения к его научной деятельности.

Д.И.: Спасибо большое. Мы сегодня поговорили о школьном образовании. По-моему, в чем-то разобрались. С нами был Кирилл Юрьевич Еськов, преподаватель гимназии 1543, известный ученый, писатель-фантаст, я, Дмитрий Ицкович, и Борис Долгин, научный редактор портала «Полит.Ру».


[1] Трофим Денисович Лысенко – крупнейший функционер в сфере организации сельскохозяйственной и биологической науки в 1930-1960-е гг. Сыграл решающую роль в обосновании репрессий против крупных отечественных биологов и в фактическом уничтожении генетики в СССР в 1940-1950-е гг. Известен некорректностью проводимых экспериментов, малограмотностью теорий и многочисленными невыполненными обещаниями практических достижений своей «мичуринской» агробиологии.

[2] Условное равенство военно-стратегического потенциала сторон, не предполагающее тождество по каждому конкретному показателю, но делающее почти невозможной военную победу одной стороны над другой и обессмысливающее войну как способ решения политических проблем между сторонами.

[3] Совокупность концепций социальных наук, которые исследуют элиты как часть общества, определяющую модели поведения в обществе, а также способы реакции общества на вызовы извне или изнутри.

[4] Ян Амос Коменский – чешский педагог и общественный деятель, живший в конце 15-го – начале 16-го вв. Был сторонником всеобщего образования как инструмента воспитания детей в духе религиозного гуманизма.

[5] ГМО – живой организм, генотип которого был искусственно изменен при помощи методов генной инженерии. Такие изменения, как правило, производятся в научных или хозяйственных целях. Генетическая модификация отличается целенаправленным изменением генотипа организма. Использование ГМО является предметом дискуссии как ученых, озабоченных воздействием этого на биологическое разнообразие, состояние популяций и биоценозов, так и медиа-спекуляций на мнимой угрозе изменения генотипа организма, потребляющего в пищу генетически-модифицированные продукты.

[6] Агностицизм – философско-идеологическая позиция, отрицающая возможность какого бы то ни было ответа на вопрос о существовании трансцендентного,  в том числе, о существовании бога или сверхъестественных существ или сущностей.

См. также:

  • «Наука 2.0» с Михаилом Гельфандом. Российская наука: постановка диагноза
  • «Наука 2.0» с Сергеем Неклюдовым. Как работает народная традиция
  • «Наука 2.0» с Кириллом Еськовым. Эволюция на марше
  • «Наука 2.0» с Сергеем Ениколоповым. Агрессивное неблагополучие
  • «Наука 2.0» с Даниилом Александровым. У колыбели науки
  • «Наука 2.0» с Александром Аузаном. Выгоды от издержек
  • «Наука 2.0» с Николаем Кавериным. Жизнь с вирусами
  • «Наука 2.0» с Игорем Коном. Как появляется детство
  • «Наука 2.0» с Сергеем Гуриевым. Как продать ожидания
  • «Наука 2.0» с Алексеем Миллером. Украина: между нами и не-нами
  • «Наука 2.0» с Сергеем Градировским. Миграция в России
читайте также
Наука
Леонид Костандов: 1915 – 1984
Ноябрь 27, 2015
Руссо Максим
Наука
Сила самоиронии. К 80-летию Юрия Левады. Рассказывают Теодор Шанин и Борис Юдин
Май 13, 2010
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).