будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 15, 2025
Наука
Усыскин Лев

Гибкий источник знаний

Гибкий источник знаний
PL100_InUse
Plastic Logic 100

Прыжок в будущее

Поднятый в начале осени всеобщий шум вокруг анонсированного Чубайсом школьного электронного ридера Plastic Logic 100 привлек мое внимание не столько даже своим предметом, сколько очень выраженным духом типичной неадекватности – когда высказывающиеся спорят скорее с собственными фантазиями, нежели по поводу реальности. Едва ли не самым здравым в этом хоре откликов стоит считать реплику А. Навального о том, что, дескать, надо бы поглядеть, что за читалка за 12000 рублей, если в рознице самая хорошая стоит от силы 5000. Алексей хоть заявил, что надо бы поглядеть – прочим и глядеть-то не требуется: очевидно же – происходит втюхивание гражданам или госбюджету (что, в конце концов, одно и то же) какой-то импортной фигни по в разы завышенным ценам! То, что называют в народе «распил».

Природа такой реакции понятна и не стоит того, чтобы на ней останавливаться. Мне, однако, захотелось составить собственное мнение о предмете – по некоторым личным причинам, которые станут ясны ниже. Я это, в целом, и сделал: покрутил в руках сам артефакт, поговорил с представителями изготовителя, понаблюдал ход одного из связанных с предметом мероприятий с участием педагогической общественности и т.д. Соответственно, некоторое представление возникло, изложу его максимально сжато, по максимуму вычесывая прочь техническую информацию.

Компания Plastic Logic – это такой британский стартап, выросший из Кембриджского университета и там же, в Кембридже заимевший свою первую производственную площадку. Нынешняя его штаб-квартира, однако, расположена в Калифорнии, а основное производство – в Дрездене (ФРГ). Занимается компания разработками пластиковых дисплеев (см. ключевые слова eINK, electronic paper) и здесь действительно имеет довольно интересные и обещающие перспективу ноу-хау, доведенные до стадии коммерческого использования. Соответственно, и производит в Дрездене свои изделия для «Сименс» и других потребителей. Корпорация «Роснано», один из государственных институтов развития, вложила серьезные деньги и получила контроль над компанией и собирается вместе с ней строить крупный завод в Зеленограде (это в России, чуть более 600 км от Санкт-Петербурга) – завод должен начать дымить в 2013-2014 г. и станет самым большим производителем подобных изделий в мире. Еще раз: он будет производить собственно пластиковые дисплеи всех типов и назначений, а не планшетные читалки. И еще раз: этот бизнес-проект никакого отношения к российской школьной тематике, в целом, не имеет. Утверждается, что его параметры просчитаны, исходя из того, что вышеозначенной школьной темы не существует вовсе.

Важно понимать, что эта инвестиция – вовсе не покупка вечно выигрышного лотерейного билета. Дело происходит в поле крайне высокой рискованности – есть конкуренты и у них ведутся собственные разработки. В зависимости от маркетинговой ситуации цены на подобные изделия могут меняться крайне значительно, скачками. Ситуация меняется крайне быстро и вполне можно разом оказаться на обочине и в технологическом, и в коммерческом смысле. То есть, новому хозяину компании надо не просто получать доход от имеющихся ее разработок, а обеспечить постоянное развитие исследовательской части. Фактически, куплен движущийся велосипед.

Теперь про школьную читалку. В настоящее время это – некий готовый продукт, выпускаемый пробными, некоммерческими партиями. В конце текста приведены его параметры, согласно официальному пресс-релизу.

Это действительно такой электронный эквивалент обычного учебника – разве только без цветных картинок. То есть, в него закачиваются файлы учебников, они воспроизводятся с размером шрифтов, эквивалентным бумажному прототипу. Дополнительно есть возможность ставить разного рода пометки и закладки, а также – осуществлять контекстный поиск (не всегда, однако, на высоте). Звука нет.

В принципе, объявленная его цена – эти самые 12000 руб. – выглядят вполне адекватной с учетом размеров экрана и соответствия картинки специфическим санитарным нормам для детских учреждений – полного аналога по свойствам нет, но сравнение с ближайшими как будто нашептывает именно такую цену – 12 или даже, может быть, 15 тысяч. Все бы хорошо, но одно но: эта самая объявленная цена 12 000 – в общем, почти не имеет смысла. Так, некоторая учетная величина. Поскольку для расчета реальной цены необходимо знать потенциальный спрос, который в свою очередь, определит, во-первых, тираж, влияющий на себестоимость, а во-вторых, платежеспособность покупателей (свою стоимость имеет не только сама железка, но и закачанный контент – то бишь, учебники, права на которые принадлежат издательствам). Ничего этого на сегодня нету, потому, что… о закупках этих изделий в серьезных количествах и речи пока не идет.

А о чем идет? Есть такая государственная контора, подчиняющаяся Минобрнауке «Федеральный институт развития образования». Кстати говоря, ее научным руководителем с 2005 г. был умерший в 2009 г. Евгений Сабуров – экономист, педагог, поэт, экс-премьер-министр Крыма и пр., и пр. Так вот, в эту структуру спустилось, пройдя по положенным инстанциям и в силу этого преобразуясь, некоторое поручение президента Медведева, касающееся внедрения в школьный учебный процесс современной техники. Едва ли изначально это поручение было содержательнее прочих подобных распоряжений, однако в ФИРО оно приняло вполне осязаемую форму. Был проведен некий конкурс идей и их технических воплощений, в результате четыре (из восьми) предложения от четырех производителей были отобраны для… нет, не для внедрения, а для обсуждения в кругу преподавателей и, возможно, последующего экспериментального опробования. Важно, что эти четыре решения – достаточно разные и по предлагаемым возможностям и по прочим параметрам. Ни про одно из них нельзя сказать, что оно во всем превосходит другое. Причем, не исключается вариант того, что на последующих этапах могут появиться и иные варианты или же вновь подключаться какие-то из четырех отвергнутых. В общем, как я понял, на сегодня специалисты ФИРО пытаются просто «прощупать» учителей: выяснить, какие идеи и потребности у них уже сформировались, а также – как они в принципе способны воспринимать новые возможности. Иначе говоря, о распиле бюджета сегодня вопрос не стоит и даже завтра не встанет – а когда встанет, не факт, что произойдет это именно с помощью роснановской читалки.

Теперь поговорим по существу. Судя по всему, проблема изначально ставилась так: маленькие дети таскают в школу уж слишком неподъемные рюкзаки и баулы. Заменим большую часть их содержимого вот этой электронной штукой, весом менее полкило. Мне, собирающему каждый день в школу восьмилетнюю дочь с не слишком благоприятной наследственностью по части осанки, эта проблема представляется и в самом деле актуальной донельзя. Решений тут возможно несколько и понятно, что самым простым и дешевым является простое создание дублирующего комплекта книг, хранимого в школе. Предлагается, однако, иное – можно привести определенный набор доводов в пользу предложенного планшета, предположив, что он в самом деле протянет года четыре, а тогда вполне окупится в плане родительских затрат: изготовители не упускают случая рассказать о выдающейся вандалоустойчивости изделия и т.д. Естественно, есть аргументы и у их оппонентов.

Мне, однако, хочется взглянуть на ситуацию не в критической, а, напротив, в креативной модальности. Иначе говоря, попытаться сфокусировать внимание не на препятствиях, а на открывающихся возможностях и новых вызовах.

Так вот, замена бумажных учебников точной электронной копией напоминает мне следующую ситуацию: было, как известно, немое кино, в котором кадры с актерами и декорациями перемежались кадрами с титрами. А в кинотеатре сидел тапер и играл на пианино. Потом, допустим, изобрели способ записи/воспроизведения звука на ленте – и появились звуковые фильмы вот в каком виде: все то же самое, только тапер играет в записи, а титры не только видны, но и проговариваются вслух. Мы понимаем, что это еще не звуковое кино, а просто озвученное немое – настоящее же звуковое начинается там, где самостоятельное художественное значение приобретают те средства, которыми немое кино не обладает в принципе. Причем, знатоки непременно скажут нам, что немые фильмы могут быть совершенны и даже бессмертны, а вот такие озвученные – никогда.

Так и в нашем случае: кардинальная смена технической платформы должна как-то соответствовать смене всего остального, что надлежит привести в соответствие с новыми возможностями – а иначе картинка будет вроде той, что мы видели в фильмах Кустурицы про цыган, где в легковушку БМВ запрягают живую лошадь.

Попробуем теперь прикинуть, какие тут открываются возможности, и что с этим связано. Первое, что приходит в голову – это банальное многообразие вариантов учебных пособий. Дело в том, что учебное книгоиздание для школы – это мир совершенно отдельный и крайне своеобразный. И предельно жесткий – как все, где крутятся большие квазигосударственные деньги. Здесь даже убивают. Так вот, в этом мире есть много разных гитик. Скажем, по одному и тому же предмету для одного и того же класса существует несколько учебников (разных авторских коллективов) – и все они имеют необходимые грифы. Теоретически, преподаватель имеет право выбрать учебник, который ему (или его директору) больше нравится. Но на практике он должен выбирать тот, который физически имеется в наличии на оптовой базе. Причем, все здесь детерминировано по времени – начало школьного года нельзя перенести и подождать завоза нужных книг… То есть, происходит та или иная неявная, но очевидно, корыстная монополизация рынка. Что, понятно, идет во вред потребителю, как и всякая монополизация. Что же касается планшета, то ведь в его память можно закачать весь перечень одобренных министерством пособий разом – и проблема исчезнет сама собой. Важно при этом понимать, что само по себе установление юридически и финансово выверенного порядка взаимодействия производителей планшета с обладателями прав на учебные пособия (т.е. нынешними издательствами) обещает быть предельно сложным и драматичным процессом – как по причине противонаправленности интересов сторон, так и в силу технической сложности контроля соблюдения авторских прав.

Следующее соображение касается монохромности устройства. С одной стороны, даже географические и исторические карты вполне различимы. Коли не путаю, в мои школьные годы учебники 6-7 классов также были, максимум, с несколькими цветными вкладками. Тут, однако, имеется заковыка. Возможность полномасштабного использования по назначению еще не дает гарантию того, что пользователь не станет воспринимать вещь, как нарочито обедненную функциями. Ну, в самом деле: мои глаза различают цвета – почему же в школе это их свойство не задействовано? При том, что во всем остальном окружающем меня мире – задействовано вовсю. В результате, школа и учение станет ассоциироваться у ребенка именно с таким, монохромным, обедненным миром – хотя, по идее, должно быть ровно наоборот.

В принципе, Plastic Logic ведет достаточно продвинутые работы над созданием цифрового дисплея. Но и тут важно, чтобы в итоге появился именно цветной электронный учебник, а не раскрашенный монохромный – то есть, чтобы цвет нес какую-то смысловую нагрузку, трудно реализуемую в его отсутствие.

Аналогичные же рассуждения можно построить, касаясь отсутствующих на сегодня возможностей воспроизведения анимации и вообще движущихся картинок.

Еще интереснее собственные коммуникативные возможности читалки. В нынешнем виде они сведены к минимуму: никакого вайфая, только загрузка через мини-USB с помощью специального, не совместимого ни с чем драйвера – дабы хитрые школьники не смогли использовать электронный учебник для посторонних целей. (Сразу отметим, что подобные ухищрения, похоже, не делают прибор дешевле, то есть отсутствие вайфая – это на самом деле «наличие отсутствия вайфая».) Напрашивается, однако, прямо противоположное – система беспроводной коммуникации, позволяющая компьютеру преподавателя перехватить управление читалками учеников и выполнять разного рода действия, как то: рассылка персонифицированных заданий и сбор ответов на них, контроль открытой в настоящее время учеником страницы, добавление методических материалов по инициативе учителя и т.д. В принципе, такие штуки программно реализовать не сложно – и какие-то наработки вроде бы даже есть уже. Но надо отдавать себе отчет, что использование подобных возможностей – это уже серьезнейшее переформатирование всего процесса обучения, которое потребует новых учебников, новых методик и вообще много нового. Да и в целом – положение, в котором учитель постоянно контролирует твой рабочий стол – это для школьника качественно иная ситуация. Следует, по меньшей мере, отдавать себе в этом отчет и поразмышлять над возможными реакциями таких школьников.

Еще о культурных сдвигах. Специалисты ФИРО, как я понял, вполне осознают, что само по себе наличие в распоряжении школьника такого дорогостоящего учебного пособия (независимо от источников финансирования его приобретения) – это тоже проблема. Причем, проблема комплексная – если родители оплачивают все из своего кармана, то это проблема доступности. А если получают бесплатно – то это проблема бережного отношения к вещи, ответственности. Должны быть какие-то механизмы воспитания ответственности/облегчения бремени – система ссуд, страхование, поощрение бережливости и т.д. На мой вкус, подобную задачу надо воспринимать не как досадную помеху на пути реализации образовательного проекта, а как самостоятельную национальную воспитательную программу – да, в отношении взрослых, а что такого? Никого ж не коробят раздающиеся сверху призывы повышать финансовую грамотность населения…

И еще одна мысль приходит в голову при знакомстве с данным кейсом. Обучаясь по бумажным учебникам, мы, волей-неволей, проникались убеждением, что «книга – источник знаний». Те, кто станут учиться по планшетам, обретут какое-то иное понимание роли и смысла книги в жизни общества – и книги как вещи, и книги как носителя информации. Собственно, жизнь подталкивает к этому и без всяких электронных учебников, но с ними процесс явным образом активизируется. Возможно, это будет важный мировоззренческий сдвиг между поколениями – по меньшей мере, стоит иметь это в виду заранее.

Технические характеристики Plastic Logic 100

  • Тип дисплея: Plastic Logic PlasticPaper™ с технологией E-Ink.
  • Покрытие экрана: ударопрочный полимер, с антибликовым покрытием, защитой от отпечатков пальцев, с прочной поверхностью.
  • Размер экрана: диагональ 10,7” (27 см).
  • Разрешение экрана: 1280 x 960, 150 точек/дюйм.
  • Форм-фактор: планшет.
  • Цвет и покрытие корпуса: передняя панель — угольно-серый с матовым покрытием.
  • Габаритные размеры: 216 х 280 х 7,65 мм.
  • Масса: 475 г.
  • Интерфейс: сенсорный экран емкостного типа.
  • Процессор: Marvell 800 МГц.
  • Память: встроенная память 4 Гб.
  • Продолжительность работы: более недели в режиме средней интенсивности использования.
  • Разъем подключения: Micro-USB.
  • Операционная система: WinCE.
  • Приложения (установленные на устройстве): быстрый доступ к содержанию и на главную страницу, чтение и примечания, поиск, перекрестные ссылки между документами.
  • Совместимость: ГОСТ-Р, CE, RoHS, FCC, UL.
Усыскин Лев
читайте также
Наука
Леонид Костандов: 1915 – 1984
Ноябрь 27, 2015
Руссо Максим
Наука
Сила самоиронии. К 80-летию Юрия Левады. Рассказывают Теодор Шанин и Борис Юдин
Май 13, 2010
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).