Мы публикуем одну изстатей недавно скончавшегося выдающегося российского информатика, одного изсоздателей легендарной КАИССЫ Михаила Донского, найденную в его бумагах.
Сила тяготения существовала до Ньютона. Все люди на землехорошо ее чувствовали, но не могли сформулировать, в чем дело. Точно так жесуществуют объективные законы информации, которые работают вне зависимости отнашего желания. Попытки идти против этих законов кончаются столь же болезненно,как полет Икара.
Я не Ньютон и сформулировать эти законы не могу, нонекоторые мысли по этому поводу изложить хочется. Заранее прошу прощения уэрудитов за то, что буду использовать свою терминологию, поскольку в разныхисточниках одни и те же вещи называются по-разному.
Информация – это природное явление, и она существует всегдаи везде. Каждый человек воспринимает информацию, генерирует новую и передаетинформацию другим людям. Можно сказать, что существуют информационные узлы, которыеполучают информацию извне, обрабатывают ее, генерируя новую информацию, принадобности хранят какую-то ее часть и, наконец, передают какую-то частьполученной или сгенерированной информации другим узлам.
Получение и передача информации имеют не одномоментный, апостоянный характер, поэтому нужно говорить об информационных каналах междуинформационными узлами. Информационный канал – это канал передачи информациимежду двумя определенными информационными узлами.
Информационными узлами могут быть не только люди, но и животные,компьютерные программы, системы, организации, приборы и так далее. Мы находимсяв рамках глобальной информационной системы, в которой постоянно возникают иисчезают информационные узлы, постоянно образуются и удаляются информационные каналымежду узлами. Сами узлы в свою очередь могут рассматриваться каксамостоятельные информационные системы со своими подузлами и каналами междуними.
Кстати, важным частным случаем передаваемой информацииявляются управляющие сигналы в системах управления. Вообще, большинствоинформационно-управляющих систем создаются с целью улучшения качествауправления, которое в приведенной схеме должно пониматься как качествоинформации в управляющих сигналах.
Каждый узел воспринимает полученную через свои входные каналыинформацию в соответствии со своими свойствами. Например, человек невоспринимает ультразвук, но воспринимает цвет, а летучие мыши – ровно наоборот,воспринимают ультразвук, но плохо видят.
При переработке информации внутри узла, его свойства так жеиграют существенную роль. Плохо написанная компьютерная программа можетнеправильно вычислять по формуле. Человеку свойственно понимать чужие слова вмеру своей испорченности, и так далее.
Хранение полученной или сгенерированной самим узломинформации упирается в объемы доступной памяти, способы хранения и поиска и,таким образом, тоже зависит от свойств узла.
Наконец, передача информации другим узлам диктуетсядоступными каналами передачи, и, в случае людей или человеческих коллективов,их интересами.
Из этого перечисления видно, что информационный узел снеобходимостью искажает информацию. Что-то не воспринимается, что-тозабывается, что-то неправильно домысливается, а где-то имеет место намеренноеискажение информации вследствие интересов узла. В некоторые каналы нет никакогожелания посылать достоверную информацию, а в некоторые – принципиально неттакой возможности. Таким образом, можно говорить о качестве информационногоканала как коэффициенте искажения информации в этом канале.
Другим важным свойством информационного канала являетсяскорость передачи информации. Она существенно зависит от физического свойстваканала, по которому передается канал.
Кроме того, в случае, когда принимающий узел – человек,большую роль играет способ представления информации, грубо говоря, еепонятность. Известно, что графики воспринимаются человеком лучше, чемпоследовательность чисел. Следует отличать способ представления информации (какпередается одна и та же информация - либо как график, либо как последовательностьчисел) и передачу различной информации об одной сущности (выборочныепоказатели).
Прогресс постоянно идет по пути организации новыхинформационных каналов с целью ускорения передачи информации и повышения еекачества. Однако следует помнить, что важнейшими узлами в информационныхсистемах были и остаются люди, имеющие свои ограничения, недостатки и интересы.Есть известная формула информационных систем – «Мусор на входе – мусор навыходе». Если люди по каким-то причинам генерируют некачественную информацию,то никакие средства передачи и обработки информации не сделают ее верной, иуправляющие сигналы, сгенерированные на базе этой информации, будутнеэффективными.
Это, увы, не значит, что управляющие сигналы,сгенерированные на базе качественной информации, будут эффективными, потому чтокакое-то искажение все равно имеет место, в том числе и в узле, генерирующемуправляющий сигнал. Переводя на бытовой язык: если начальник дурак, то честныеподчиненные дело не поправят.
К этому стоит добавить, что некоторые информационные каналыпо определению не могут иметь высокого качества. К таким каналам относятся,например, вертикальные каналы, а именно каналы между начальником и подчиненным.Это порождает проблемы управления большими коллективами.
Есть много разных наук в разных областях человеческогознания, рассматривающих построение информационных систем как организациюструктуры каналов. Кроме очевидных проблем информационных технологий –топологии компьютерных сетей, организации систем связи и так далее, есть игуманитарная ветвь – теория организационного управления, политология и другие.
Всюду стоит одна и та же задача. Как построить эффективнуюинформационную систему, имея заданный набор информационных узлов илиограниченый выбор из узлов определенных типов. Какие узлы выбрать, как связатьих каналами для эффективного управления этой системой. Решается эта задача сучетом скорости и качества каналов.
Если строить систему управления коллективом людей на основегоризонтальных информационных каналов, то есть, имея небольшое число уровнейуправления, высшее управляющее звено будет иметь слишком много входящих каналови не будет успевать с ними работать. А если их строить по принципу вертикали,то есть с большим числом уровней, то по дороге к высшему управляющему звенуинформация исказится до неузнаваемости. В этом контексте «властная вертикаль» -гарантия неэффективных решений.
Мне было очень интересно наблюдать, как управление большимиИТ фирмами в США в 90-е годы с ростом компаний стремительно приближалось ксхемам управления в СССР. Апофеозом стала реформа фирмы Apple Computer, проведеннаяД.Скалли. Это до боли напомнило роль Евстигнеева в «Берегись автомобиля».
Интересна теория А. Левенчука, что управленцев надо учитьсначала программированию, как способу организации информационных систем, апотом уже переходить к методам организации человеческих коллективов.