будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
богословие
Июнь 16, 2025
Наука
Барсегян Нунэ

Кафедра теологии: годится ли нам немецкий рецепт

Кафедра теологии: годится ли нам немецкий рецепт
teologia-127

В связи с открытием кафедры теологии в МИФИ нередко проводят аналогии с западными (точнее даже с немецкими) университетами, в которых теология давно и прочно обосновалась, и с которых, по мысли проводящих эти аналогии, надо брать пример и России.

Посмотрим на ситуацию в Германии. В целом по всей Германии открыто около 30 факультетов теологии, еще несколько - в немецкоязычных Австрии и Швейцарии. Факультеты имеют католическое или лютеранское направление, а в Бонне, Бохуме, Вене, Вупертале, Мюнстере, Мюнхене и Тюбингене в университетах имеются теологические факультеты сразу обоих религиозных направлений.

При этом нужно отметить, что практически во всех немецких университетах факультеты теологии существуют с момента основания.

Так, католический теологический факультет во фрайбургском университете существует с момента основания университета в 1457 году. Уже к концу 15 века факультет начал славиться своим уровнем и достижениями, из него вышли многие выдающиеся личности того времени. В 1529 году Эразм Роттендамский бежал во Фрайбург из протестантского Базеля именно для того, чтобы быть поближе к знаменитому католическому факультету. С начала 17 века факультетом управлял орден иезуитов, почти до конца 18 го, когда орден запретили. В 20 м веке на факультете впервые начали изучать христианскую археологию и историю искусств.

Университет г. Майнца. Фото: germanmednet.com

Теологический факультет в университете Майнца также был основан при открытии университета в октябре 1477 года, совместно архиепископом Майнца и графом Дитером Изенбургским. И в мюнхенском университете Людвига Максимилиана факультет теологии был с самого основания в 1472 в числе одного из трех "высших факультетов", на которых можно было учиться лишь после завершения начального университетского образования. В Аусбурге также с момента основания университета в 1549 г существовал теологический факультет, который, как сообщает университетская страничка, была переименована "послe секуляризации" Людвигом I в философско-теологический.

Марбургский университет открылся в 1527 году и состоял из четырех факультетов: теологического, юридического, медицинского и философского, штат его включал всего десять профессоров.

В Эрфруте теологический факультет был учрежден еще в 1392 году, получив сразу же признание во всем мире, сразу у августинских, доминиканских и францисканских орденов, все посылали своих будущих епископов учиться там теологии. Сам Мартин Лютер, проучившийся на этом факультете по меньшей мере семь семестров, с презрением отзывался о других школах теологии. Затем в начале 19 века факультет закрылся из за религиозных разделений и споров, но в 1953 году уже в ГДР был вновь открыт на основании "Положения о католической семинарии Эрфрута от 8 июля 1959 года".

Факультеты евангелической (лютеранской) теологии были основаны уже позднее в рамках философских факультетов. С точки зрения церковно-государственного права эти факультеты представляют особый интерес.
С одной стороны, теологические факультеты существуют с незапамятных времен в государственных университетах и представляют часть культуры страны. В то же время, по конституции у граждан есть право на религиозное образование, и, соответственно, их нужно обеспечить квалифицированными преподавателями. С другой стороны, богословие сложно назвать наукой (Wissenschaft) в полном смысле этого слова.

Святой Альберт Мангус

Нынче существование богословских факультетов подвергается массированной критике со стороны светских гуманистических учреждений, рассматривающих эти факультеты в качестве анахронизма, как некогда факультеты астрологии. Критики утверждают, что в отличие от науки о религии (Religionwissenschaft) теологические факультеты не являются научными и не имеют права на существование в университетах. Теология не стоит в ряду с другими науками и не должна оплачиваться государством.

При этом право существования теологических факультетов в государственных университетах не упоминается в Конституции Германии, поскольку это право предоставлено определять суверенно культурным комитетам разных земель (статья 149, 3 Веймарской конституции о "сохранении богословских факультетов в университетах"), и некоторые земли все же отказались от богословских факультетов в университетах.

Многочисленные споры разрешились совсем недавно, когда в 2008 году Федеральный конституционный суд подтвердил конституционность богословских факультетов. Иначе говоря, в Германии теологические факультеты сохраняются по традиции, хотя в общественном поле эта традиция вызывает все больше вопросов, особенно если учитывать модернизационный характер немецкого общества.

В России же история религиозного образования складывалась иными путями. Русские цари, испугавшись униатства, распространившегося в Западной Руси в XVII в., решили пригласить из Греции братьев Лихудов и учредить в Москве Славено-греко-латинскую Академию. Эта Академия была вполне теологической, но в то же время являлась и прообразом Университета. 

Затем, уже при Елизавете, 25 января 1755 г. в Москве был учрежден университет (ныне он носит имя Ломоносова). В нем никогда не было факультета богословия (как правильнее называть по-русски теологию), ибо уже существовали специальные духовные школы и семинарии. Первоначально в МГУ было три факультета: философский, юридический и медицинский. Иначе говоря, в романовской России разграничение между светским и духовным высшим образованием прошло уже в XVIII в.!

МИФИ. Фото: hybrids.ru

Поэтому нынешнее введение таких факультетов в университетах в стране, где отделение произошло уже 200 с лишним лет назад, а церковь отделена от государства по конституции, кажется особенно искусственным. Трудно удержаться от аналогии с так же насильственно открытыми при университетах и ставшими обязательным элементом советского декора кафедрами научного атеизма и марксизма ленинизма. Похоже, именно их зияющее ныне отсутствие призваны заполнить собой насаждаемые повсюду факультеты теологии, неслучайно в пандан к открытию кафедр звучат заявления, что «молодежь разболталась» и «утратила ориентиры».

Барсегян Нунэ
читайте также
Наука
Леонид Костандов: 1915 – 1984
Ноябрь 27, 2015
Руссо Максим
Наука
Сила самоиронии. К 80-летию Юрия Левады. Рассказывают Теодор Шанин и Борис Юдин
Май 13, 2010
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).