будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 15, 2025
Наука
Онищенко Евгений

Как письмо 500 докторов наук Президенту РФ было переправлено "начальнику ЖЭКа"

Как письмо 500 докторов наук Президенту РФ было переправлено "начальнику ЖЭКа"
52_onishenko

В начале сентября 2009 г. более 500 докторов наук направили президенту РФ открытое письмо, в котором они призвали президента неотложно рассмотреть два насущных вопроса. Ученые обратили внимание высшего должностного лица страны на необходимость сохранения существующего статуса научных фондов и увеличения их финансирования, а также на необходимость изменения правил проведения госзакупок по Федеральному закону №94, в нынешнем виде практически не учитывающих особенности научно-образовательной сферы.

Из администрации Президента письмо было сразу же переправлено в Министерство образования и науки. Это ведомство в конце октября 2009 г. направило свой ответ на адрес научного сотрудника, доставившего письмо в приемную президента. Один из инициаторов обращения к Дм. Медведеву, научный сотрудник Физического института РАН Евгений Онищенко рассказывает, довольны ли  ученые полученным от Минобрнауки ответом.

  • См. также: Текст письма

Письмо 500 докторов наук было сразу же переправлено в Министерство образования и науки, а адресат письма, президент РФ, скорее всего, даже не был извещен о его существовании.

Это автоматически предопределило исход дела – очевидно, что быстрое решение поставленных в письме вопросов не по силам одному лишь Министерству образования и науки. Поэтому на свет появилась очередная «отписка обыкновенная»: ученых проинформировали о ведущейся работе, о росте зарплат научных сотрудников и размера грантов президента для молодых ученых, а также высказали готовность учесть «предложения, направленные на решение вопросов, связанных с государственной научно-технической и инновационной политикой». Очевидно, нельзя быть удовлетворенным таким ответом.

Довольно сложно комментировать стандартную бюрократическую отписку по существу, поскольку совершенно неясно, во что и когда выльется «ведущаяся работа». Сказать хочется в первую очередь о другом: о том, что такое отношение к письму – свидетельство весьма формальной организации работы с обращениями граждан.

С точки зрения здравого смысла, было бы логичным сортировать обращения к президенту на основе их содержания. Бессодержательные обращения отправлять в утиль, обращения по частным вопросам пересылать в конкретные инстанции, а проработанные обращения по важным вопросам тщательно изучать и, возможно, докладывать о них наверх.

Понятно, что для определения содержательности может потребоваться хотя бы минимальная квалификация в соответствующей области. Бессвязное и нелогично построенное обращение видно невооруженным глазом. Еще одним критерием оценки обращений к лидеру страны может быть список людей, подписавших то или иное письмо. Чиновникам, работающим с обращениями граждан, простительно не знать, что некоторые из подписавших письмо докторов наук являются учеными с мировым именем, но вряд ли они не должны обращать внимания на хотя бы формальную статусность подписантов, наличие у некоторых, к примеру, премий президента для молодых ученых, учрежденных в прошлом году.

Казалось бы, если президент в Кремле вручает молодому человеку премию за серьезные научные заслуги, то стоило бы принять во внимание мнение этого человека по имеющим отношение к науке и образованию вопросам. Но нет, письмо сходу пересылается «начальнику ЖЭКа».

Говоря в более общем плане то, как власть отреагировала на наше письмо – это один из примеров неэффективности работы бюрократического аппарата в целом. Практика показывает, что он не выполняет одной из важнейших своих функций – не в состоянии отбирать компетентных людей и грамотных предложений, в том числе и в научной сфере.

Неудивительно, что при таком положении дел чиновники часто не слишком разбираются в положении дел в подведомственной сфере, а в первых рядах советников и «эффективных менеджеров» оказываются прожектеры и болтуны, чей апломб несравним с уровнем квалификации, а к сильным чертам можно отнести лишь умение ловко пускать пыль в глаза обывателям и высокому начальству под объективы телекамер и в тиши кабинетов, чтобы выбить деньги.

У всех перед глазами пример чуть ли не главного советника руководства страны в научных вопросах – М.В.Ковальчука: с одной стороны, планов громадье и визиты руководства страны в Курчатовский институт, как передовое учреждение, а с другой – удушающая бюрократизация и недовольство коллективов в возглавляемых им учреждениях, крайне неэффективная работа одного из главных его детищ, синхротрона (см. интервью в № 39 «Троицкого варианта»).

Есть много денег, которые «успешно» осваиваются, но катастрофически не хватает квалифицированных людей для воплощения в жизнь грандиозных планов, а также желания наладить нормальную работу. Да что говорить, порой в президиумах на важных мероприятиях сидят откровенные лжеученые, лоббирующие свои прожекты и коммерческие интересы. Многие, вероятно, могли видеть по телевизору «русского Леонардо», автора множества чудесных открытий и изобретений – если верить ему, – нанотехнолога-самоучку Виктора Петрика, жаждущего облагодетельствовать население России чистой водой с помощью своих чудесных нанофильтров и Единой России.

Наверху понимают, что ситуация, когда экономическая и политическая стабильность в стране в значительной мере определяется ценами на нефть, не является нормальной и при определенном повороте событий чревата серьезными проблемами, в том числе и для правящей элиты. Также там понимают, что пока все разговоры про построение инновационной экономики все больше – «слова, слова, слова», об этом говорит и сам президент. Но до тех пор, пока при отборе и расстановке кадров решающими критериями будут являться не компетентность и порядочность, а то, кто чей брат, кум, сват, к какой группе влияния примыкает и т.д., положение дел вряд ли серьезно изменится к лучшему. 

Выделяемые на инновации средства по-прежнему будут продолжать осваивать некомпетентные чиновники и прожектеры, которых сложно отодвинуть в сторону из-за наличия влиятельных связей, на выходе же будут в основном толстые отчеты, бравурные рапорты и личное обогащение причастных к распилу лиц. Хорошо бы, чтобы наверху поняли это.

Интересный вопрос, осмысленно ли в таких условиях писать письма, публиковать статьи в СМИ и т.д. Если до высшего руководства информация может не дойти, если чиновники, которые должны заниматься решением проблемы, не оценят важности или просто не захотят услышать – зачем попусту тратить время? Мне кажется, что определенный смысл все-таки есть – если это не разовые действия, а целенаправленная активность, в том числе и публичная, некоторой критической массы людей.

По двум причинам. Во-первых, может потребоваться немало усилий просто на то, чтобы донести остроту и серьезность проблемы до чиновников. Представьте сами, у них срочные запросы сверху, отчеты, совещания, комиссии, согласования, презентации, в общем, масса срочной и важной работы, а тут какие-то неизвестные люди со своими проблемами ходят, работать мешают…  Разбирались как-то со своими проблемами раньше, и сейчас разберутся; не до них – а кому cейчас легко? В общем, сложно рассчитывать на быструю реакцию и понимание со стороны чиновников.

Во-вторых, даже при нежелании слушать, публичные выступления и четко аргументированная критика могут создать определенное «некомильфо» для чиновника: вдруг начальство придет в раздражение или недоброжелатели воспользуются удобным поводом, мало ли что? Так что есть определенный шанс, что дело сдвинется с мертвой точки, хотя, конечно, это не гарантировано.

Возможным свидетельством того, что активное недовольство научной общественности может приводить к некоторым подвижкам, является недавнее заявление министра образования и науки А.А.Фурсенко о том, что министерство готовит законопроект по исключению подведомственных ему структур из режима госзакупок, согласно федеральному закону 94-ФЗ ввиду особенностей характера их деятельности.

Хотя чиновники министерства относились к этому закону критически с самого начала, но до сих пор столь активных действий не предпринимали. Не исключено, что последней каплей, подтолкнувшей министерство к такому шагу, послужило начало реализации ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» и критика действий министерства, в том числе и публичное обнародование анализа результатов конкурсов этой ФЦП, проводимых согласно ФЗ-94.

В любом случае, инициаторы письма и поддержавшие его ученые не оставят дело так, постаравшись по максимуму довести свою позицию и аргументы в её пользу как до высокого начальства, так и до широкой общественности.

См. также:

  • РТР обратило внимание на лженауку в России и коррупционную схему Роснауки
  • Письмо докторов наук в защиту конкурсного финансирования российской науки, РФФИ и РГНФ отправлено Дмитрию Медведеву
  • Начат сбор подписей под Открытым письмом Президенту РФ о ситуации в научно-образовательной сфере
  • Видеозапись публичной лекции Е. Онищенко, 28 мая 2009 г.
  •  "Конкурсная поддержка науки: как это происходит в России". Стенограмма лекции Е. Онищенко, 28 мая 2009 г.
Онищенко Евгений
читайте также
Наука
Леонид Костандов: 1915 – 1984
Ноябрь 27, 2015
Руссо Максим
Наука
Сила самоиронии. К 80-летию Юрия Левады. Рассказывают Теодор Шанин и Борис Юдин
Май 13, 2010
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).