будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Наука 2.0
Май 13, 2025
Наука

Как работают историки

Как работают историки
kamenskiy_hse
А.Б. Каменский. Фото с сайта ГУ-ВШЭ

Мы публикуем стенограмму передачи «Наука 2.0» – совместного проекта информационно-аналитического портала «Полит.ру» и радиостанции «Вести FM». Гость передачи – декан Факультета истории ГУ-ВШЭ, специалист по отечественной истории XVIII века, а также в области архивоведения и вспомогательных исторических дисциплин, доктор исторических наук, профессор Александр Каменский. Услышать нас можно каждую субботу после 23:00 на волне 97,6 FM.

Анатолий Кузичев: Итак, в студии «Вестей FM» Анатолий Кузичев, представляющий «Вести FM», Борис Долгин от портала «Полит.ру» и наш крайне интересный собеседник - Александр Борисович Каменский, специалист по отечественной истории XVIII века, доктор исторических наук, профессор, декан факультета истории государственного университета - Высшая школа экономики. Сегодняшнюю беседу мы хотим посвятить проблемам современной исторической науки России. Трудно припомнить, вокруг какой еще научной дисциплины в постперестроечное время было сломано столько копий. История сегодня – это самая проблемная область науки.

Борис Долгин: С этим же связаны проблемы исторического образования, поскольку в них и упираются проблемы с исторической наукой.

А.К.: Александр Борисович, есть проблема?

А.Каменский: Проблема есть. Можно говорить, что есть большая проблема, и что есть много проблем поменьше. Начнем с фундаментальной проблемы, которая, на мой взгляд, связана с тем, о чем вы уже отчасти сказали. С одной стороны, мы наблюдаем колоссальный интерес к истории, к прошлому и острейшие дискуссии вокруг самых разнообразных событий прошлого. Мы прекрасно понимаем, что эти дискуссии в значительной степени носят политизированный характер. И мы наблюдаем, как различные политические силы пытаются интерпретировать историю, те или иные события так, как им это видится наиболее верным. Они пытаются, как теперь принято говорить, «присвоить себе историю».

Б.Д.: Инструментализировать.

А.Каменский: Да. В современной науке даже существует понятие «присвоение истории», под которым понимается определенная интерпретация.

А.К.: Но это ведь не ноу-хау наших времен. Всегда же говорили, что историю пишут победители.

А.Каменский: Да, но сейчас в России и других посткоммунистических странах это особенно острая проблема. Она обострилась в связи с тем, что все эти страны занимаются заново построением своей государственности. Это одна сторона медали. Другая сторона в том, что в обществе существует некоторое представление, что историческая наука во всех эти процессах занимает маргинальное положение. Ведь существуют разные интерпретации…

Б.Д.: Вчера писали так, а сегодня уже так.

А.К.: А если студенты об этом спрашивают, вы им что говорите? Что так писали не историки, а политики?

А.Каменский: Нет. За этим стоит, прежде всего, непонимание существа исторической науки. Ведь никого не удивляет, что физики или химики передумали и решили, что 50 лет назад про что-то думали неправильно. Изменение научных позиций в рамках научного знания в естественных науках представляется совершенно естественным. А в исторической науке это вроде бы противоестественно. Но чем занимается история? Прошлым людей. А человек мыслящий, несомненно, переосмысливает события своей жизни. И человечество в целом тоже. Но историческая наука делает это не только потому, что происходит такое переосмысление. Наука ставит новые вопросы к уже известным историческим источникам. Происходят новые события, новый опыт, который заставляет нас иначе взглянуть на наше прошлое. Идет процесс накопления нового знания.

А.К.: Откуда оно берется?

А.Каменский: Из исторических источников, которые до этого не были известны или не привлекали внимания. Осваивая их, мы получаем новое знание, которое заставляет нас по-новому интерпретировать события прошлого. Это естественный процесс и доказательство научности исторической науки.

А.К.: А в какой степени история – это фотография, и в какой – интерпретация?

А.Каменский: Это сложный вопрос. Историки владеют опытом работы с историческим источником. Существует целый комплекс процедур, которые историк должен осуществить, чтобы извлечь информацию из исторического источника и убедиться в ее достоверности. Достоверность – это одна из основных проблем для истории. Всегда есть барьер между историком, его миропониманием и опытом и человеком другой эпохи. Историки понимают, что, во-первых, мы знаем о прошлом только то, что зафиксировано в источнике. Историки изучают только то прошлое, которое зафиксировано в историческом источнике.

Б.Д.: Но при этом историческим источником является не только то, что создано человеком.

А.Каменский: Историческим источником является как раз то, что создано человеком.

Б.Д.: Но анализ остатков деревьев, не посаженных человеком, является частью исторического знания.

А.Каменский: Эти остатки изучает не историк. И они не дают непосредственной информации о человеке. Эту информацию мы можем опосредованно использовать, если, например, делаем вывод об изменениях климата.

Б.Д.: Или если пытаемся выяснить датировку.

А.Каменский: Такая датировка осуществляется химическими методами, это не историческая наука.

Итак, мы вывели информацию из источника. Дальше начинается интерпретация. Здесь довольно сложная дискуссионная проблема – это те границы, в которых находится историк в плане интерпретации. Она может быть более или менее точной. Важно, чтобы она не выходила за рамки информации, которая заключена в источнике.

А.К.: На моем уровне важно, убедительна она или нет.

Б.Д.: Это социальный факт, более точный или менее точный, но факт.

А.К.: Мы никак не можем это проверить.

А.Каменский: Еще один признак того, что история – это наука, верифицируемость знания, возможность проверить.

А.К.: В этом смысле астрофизика – это не наука.

Б.Д.: Почему?

А.К.: А как проверить-то?

А.Каменский: Запросто. Открытие осуществлено астрономом, который смотрит в телескоп и говорит: «Камень состоит из:….» Он пишет об этом статью, другой астроном посмотрел в свой телескоп и подтвердил.

А.К.: Но проверить невозможно.

Б.Д.: Для науки принципиально важна воспроизводимость.

А.К.: Вы проверяете стройность логических построений, но не объект.

А.Каменский: Если в физике открытие осуществлено в результате серии экспериментов, и ученые, ее осуществившие, написали об этом статью, то их коллеги могут провести аналогичную серию и проверить. То же самое и в истории. Бывает, что историк пишет статью, основанную на источнике или группе источников, делает выводы, а потом другой историк приходит из тех же источников к другим выводам.

Б.Д.:Он говорит: «Вы не заметили этого, не учли противоречия…»

А.Каменский: Зачастую даже неправильно прочитали.

А.К.: Мы еще поговорим про взаимопроникновение наук. Но вот что мне пришло в голову. Вы говорите «история» - и я сразу представляю ее себе некоторым единым полотном. Хотя понятно, что мы говорим об узловых точках. Вы ведь не всю историю изучаете. Вы изучаете, условно говоря: войну, коронацию Елизаветы, а не вообще полотно этого века. Или то, как это происходит.

А.Каменский: По-разному. Разные историки занимаются разными вещами.

Б.Д.: До читателя популярных книг, безусловно, доходит изучение самых громких событий.

А.Каменский: Да. Здесь опять возникает достаточно сложный момент. Если мы с вами возьмем школьный учебник по истории, в конце всегда есть хронологическая таблица - список дат важнейших событий. Но кто-то ведь определил, что именно это важнейшие события, в том числе и историки. Здесь уже есть некоторая субъективность. А во-вторых, эти две странички – некоторая квинтэссенция истории, которая затем закладывается в головы учащихся. Но история – это очень сложный многофакторный процесс, в котором очень много всего разного. Помимо таких знаковых событий есть просто жизнь людей. Надо сказать, что в исторической науке во второй половине ХХ века возникло разочарование нарративом, состоящим из знаковых событий. И возникло оно потому, что стало очевидно: вроде бы мы реконструируем прошлое, но при этом есть ощущение, что мы все равно чего-то в этом прошлом не понимаем. У нас все равно возникает вопрос: «Почему произошло именно так?» Стала возникать неудовлетворенность, которая привела к тому, что в исторической науке возникло представление о том, что нужно попытаться реконструировать ментальный мир, мир человека, его мыслей, восприятия и т. д. и посмотреть, как в разное время в прошлом протекала повседневная жизнь, и как она соотносилась с большими событиями и процессами. И возник целый ряд новых направлений в исторической науке: история повседневности. Это возникло и в других науках, например, есть социология повседневности. Возникла такая вещь, как история семьи, частной жизни, детства, смерти.

Б.Д.: Интеллектуальная история.

А.Каменский: Да. Целый ряд новых направлений, которые последние два десятилетия развиваются и у нас в стране. И сегодня я бы затруднился сказать, что важнее.

А.К.: Сейчас выходит серия книг «Повседневная жизнь». Я себе купил почти все. Это фантастически интересно.

А.Каменский: Я недавно этим интересовался. В этой серии вышло значительно больше книг, и интерес к серии является показателем того, что это интересует читателей. Хотя, конечно, далеко не все изданные там книжки равноценны.

А.К.: У меня было подозрение, что не все они равноценны именно с научной точки зрения. Но я вынужден доверять издательству.

А.Каменский: Понятно, что у издательства есть коммерческие интересы. С другой стороны, я знаю людей, которые этим занимаются. Они имеют историческое образование и немного разбираются в предмете.

А.К.: Итак, появились новые направления.

А.Каменский: И они находятся сейчас в развитии. Мы пока не можем сказать, каковы будут результаты, насколько это приблизит нас к пониманию прошлого, к которому мы стремимся.

А.К.: А к чему мы стремимся?

А.Каменский: К познанию истины. Но полностью мы ее никогда, конечно, не познаем.

А.К.: А что такое истина в исторической науке?

А.Каменский: В XIX веке, когда формировалась историческая наука, был сформулирован принцип: историки реконструируют то, как было на самом деле.

А.К.: То, как, - или то, почему?

А.Каменский: Как. Но сегодня историки понимают, что это невозможно, потому что мы ограничены источниками. Мы работаем только с теми, что до нас дошли. Но понятно, что они не отражают всего.

А.К.: Они не дают ответов почему. Вы понимаете, что персы пошли завоевывать Трою, но не понимаете, почему. Не понимаете причинно-следственные связи.

А.Каменский: Мы пытаемся их реконструировать по тем источникам, которые нам доступны. Где-то мы знаем больше, где-то – меньше. Вы привели пример, относящийся к совсем далекому прошлому. Но даже если мы обратимся к истории ХХ века, мы далеко не всегда можем сказать почему. Мы недавно наблюдали дискуссию, во время которой говорили о расстреле польских офицеров в Катыни. И участники говорили, что они не понимают, зачем и почему это было нужно. Конечно, мы не в состоянии проникнуть полностью во внутренний мир человека прошлого. Но согласитесь, что это не большая трагедия. Ведь мы не можем и проникнуть во внутренний мир нашего современника. Тем более, мы не можем проникнуть в голову Иосифа Сталина.

А.К.: В той же мере, что и в голову Дмитрия Медведева.

А.Каменский: Совершенно верно. Мы недавно слышали Путина, который сказал, что Катынь была местью за смерть советских военнопленных во время советско-польской войны. Это одна интерпретация. Кто-то говорит, что Сталин вообще ненавидел поляков, в том числе и за события той же войны. Ведь известно, что Сталин там был сильно виноват в разгроме советских войск.

А.К.: Историку приходится иметь дело не только с логическими построениями, но и с эмоциональными. «Ненавидел». Как это формализовать?

А.Каменский: Это специфика исторической науки.

Б.Д.: И всех социальных наук.

А.Каменский: Да. Но согласитесь, что общество в гораздо меньше степени волнуют эти проблемы в связи с психологией и социологией, нежели в связи с историей. Нет понимания специфики истории как профессионального научного знания, которое имеет дело с человеком. Со всеми вытекающими отсюда последствиями.

А.К.: Понятно, что это наука о человеке.

Б.Д.: Но это и наука для человека.

А.Каменский: Как и все.

А.К.: Есть еще и параллельная история. Вы правы, интерес людей к истории огромный. История проникает в нашу жизнь не только с кафедр, из учебников, из книжек. Она проникает к нам из документального кино на всех каналах. Это самое главное направление документального кино сейчас. И не только документальные фильмы, игровое кино тоже. Посмотрев «Бесславных ублюдков», я подумал, что это абсолютно параллельная история. Там есть ключевые понятия: Вторая мировая война, Гитлер, немцы и т. д. Во всем остальном это не имеет отношения к истории. Люди рисуют параллельную историю. И какая история останется в головах наших потомков, мы не знаем. Или знаем?

А.Каменский: То, о чем вы спрашиваете, – это проблема массовых представлений о прошлом. Надо заметить, что существуют разные формы знаний о прошлом. В рамках религиозного учения существует одно знание о прошлом. Массовые представления о прошлом формируются из самых разных источников. Прежде всего, из тех, которые вы назвали: кино, телевидение, художественная литература. Плюс к этому - семья, церковь, школа и где-то рядышком еще историческая наука. В силу этого массовые представления о прошлом, причем не только в России, представляют собой смешение. Эти массовые представления в основном носят мифологический характер, они очень далеки от профессионального знания.

Б.Д.: Вообще массовые представления обычно мифологичны.

А.К.: И, как правило, далеки от профессионального знания.

А.Каменский: Конечно.

А.К.: Хотя сейчас многие уже знают, что не Солнце вращается вокруг Земли, а наоборот.

Б.Д.: И в этом утверждении тоже есть некоторая мифологичность. Это вопрос точки отсчета.

А.Каменский: Здесь, на самом деле, довольно серьезная проблема. Дело в том, что представления о прошлом – это часть идентичности, часть нашего миросознания. И это то, что влияет на наше социальное поведение. Соответственно, хорошо бы нам пытаться добиться того, чтобы эти представления о прошлом были адекватны.

А.К.: То есть, наша пресловутая Комиссия по противодействию фальсификациям истории направлена как раз на то, чтобы сформировать и защитить общественное представление об истории.

Б.Д.: На что она направлена, боюсь, это как раз вопрос к реконструкции намерений людей, ее создавших.

А.Каменский: Это отдельная тема. Вы сказали про Солнце и Землю. Мы с вами знаем, что не надо трогать руками оголенный провод. Что это значит? Значит, что мы обладаем некоторым знанием и в силу этого знания мы ведем себя адекватно. Точно то же самое происходит и с любым другим знанием, в  том числе, с историческим. Оно обеспечивает адекватность поведения.

А.К.: А где тут оголенный провод?

А.Каменский: Если человек, например, полагает, что офицеры в Катыни были уничтожены немцами, у него в голове неадекватная картина мира, которая ведет к неадекватному поведению.

Б.Д.: Я бы сказал, что оголенный провод в истории там, где он настраивает человека на конфронтационность к другим.

А.Каменский: Да. Это ведет к неадекватности поведения. А если речь идет о больших массах людей, это негативно сказывается на судьбе страны и народа. Таких примеров немало.

А.К.: Давайте поговорим о взаимопроникновении разных наук.

А.Каменский: Это общий процесс, который идет в гуманитаристике во всем мире. Это своеобразный и сложный процесс. Он ведет к реструктуризации гуманитарного знания вообще. Размываются границы между привычными социальными науками и на пограничье возникают новые направления, которые часто становятся магистральными.

А.К.: Мы недавно беседовали об истории эмоций.

А.Каменский: Да. Это одно из чрезвычайно важных направлений. Приведу пример. Опять же речь идет о понимании человека прошлого. Несколько лет назад у нас была переведена книга известного историка Роберта Дарнтона «Великое кошачье побоище», где он описывает забавы парижских подмастерьев. В частности, он пишет, что современный человек совершенно не может представить себе, что в этом смешного. И таких примеров очень много. Это имеет прямое отношение к пониманию.

Мы говорили, что не можем проникнуть в голову людям, даже жившим недавно. Сегодня, в канун юбилея Победы, мы видим огромное количество публикаций на темы войны. И мы понимаем,  что до сих пор по-настоящему не знаем историю войны, в том числе и в этом человеческом измерении. Как люди жили, быт во время войны. Подумайте вот о чем. Во всем мире известно слово «Холокост». Об этом очень много написано. Но если вы посмотрите огромное количество литературы на Западе, которая издана по Холокосту, вы увидите, что там нет почти ничего о Холокосте на территории СССР. Эти данные в СССР были закрыты, а историки работали с теми источниками, которые были. После войны была создана специальная комиссия по расследованию преступлений нацизма. В свое время Ильей Эренбургом и Василием Гроссманом была подготовлена «Черная книга», где были собраны материалы о Холокосте на территории СССР. Она не была опубликована. Это первый момент. Второй. Холокост – это геноцид в отношении евреев. А что, только евреи уничтожались нацистами? Нет. Вторая по численности группа людей, которая подвергалась уничтожению, – это советские военнопленные разных национальностей. И мы про это очень мало знаем. А как сложилась судьба перемещенных лиц? Мы на факультете истории предполагаем в ближайшее время создание специального исследовательского центра, который будет заниматься именно этой проблематикой, тем, что я бы назвал персональной историей Второй мировой войны.

А.К.: У нас образовалась хорошая точка для завершения этой беседы. Напомню, что наш гость сегодня - Александр Борисович Каменский:, доктор исторических наук, профессор, декан факультета истории Государственного университета - Высшая школа экономики. С ним беседовали Анатолий Кузичев и Борис Долгин. До встречи через неделю.

См. также:

  • Интервью с Александром Каменским. «История – это опыт постоянного преодоления человечеством разного рода проблем, кризисов, катастроф…»
  • Лекция Александра Каменского. Реформы в России с точки зрения историка
читайте также
Наука
Леонид Костандов: 1915 – 1984
Ноябрь 27, 2015
Руссо Максим
Наука
Сила самоиронии. К 80-летию Юрия Левады. Рассказывают Теодор Шанин и Борис Юдин
Май 13, 2010
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).