В рамках проекта «Вопросы «Полит.ру» мы публикуем ответы на вопросы читатлей «Полит.ру» управляющего директора Nature Publishing Group в Азии, доктора наук, советника императора Японии по научным статьям и докладам Дэвида Суинбэнкса. «Полит.ру» провел 1 июня 2011 г. в интеллектуальном кафе «ПирО.Г.И» на Сретенке» совместно с ОАО «Российская венчурная компания» при поддержке журнала «В мире науки» мастер-класс с Дэвидом Суинбэнксом, а также другими участниками саммита Scientific American на тему «Как написать статью, которую опубликуют в международном научном журнале».
Существуют ли какие-то специальные требования для статей в области международного права? Какие издания вы могли бы порекомендовать для публикаций статей подобной тематики?
Nature и Scientific American не публикуют статьи о международном праве.
Какими качествами надо обладать для того, чтобы пробиться в крупные научные журналы?
Во-первых, ученые должны провести собственное исследование и добиться значительных результатов. Во-вторых, когда ученые пишут статьи о своем исследовании и описывают его результаты, они должны ясно объяснять широкой научной аудитории, почему их исследование важно. Когда ученые присылают свои статьи об исследованиях в Nature, многие совершают одну и ту же ошибку: они полагают, что читатель понимает, почему их работа значима. А автор не должен так думать, он должен приложить усилия и объяснить значение своей работы так, чтобы любому ученому, независимо от сферы его интересов, было понятно, в чем заключается важность и значение этого исследования.
Можно ли написать качественную статью в научный журнал, будучи знакомым только с национальной литературой по вопросу?
Да, это возможно, если автор – блестящий ученый и проделал собственное исследование, которое прежде не проводилось. Но вообще лучше, когда ученые знакомы с работами исследователей из других стран. Это позволяет избегать повторения того, что уже было проделано, а также представлять свою работу вниманию своих коллег, которые могут высказывать критику и комментировать работу; благодаря этому процессу ученый может усовершенствовать свое исследование.
Как бы вы обозначили специфику Nature по сравнению с другими крупными научными журналами?
Ключевые характеристики, отличающие Nature от большинства других научных журналов, сводятся к следующему:
1) У Nature с самого начала (издание появилось в 1869 г.) миссия состояла в том, чтобы сообщать широкой публике о науке, а также выступать посредником для ученых, так как они могут сообщать там о своих последних исследованиях. Поэтому статьи из Nature широко освещаются в прессе и в телепередачах, которые транслируют информацию о результатах научных исследований для широкой аудитории, включающую в себя всё научное сообщество, а также массового читателя (зрителя). Статьи, опубликованные в Nature, сами по себе гораздо более влиятельны, чем статьи, опубликованные в обычном научном журнале, который читают только те, у кого тот же круг научных интересов, что и у автора.
2) У Nature нет редколлегии. Вместо этого есть молодые профессиональные редакторы, которые принимают решение о том, публиковать статью или нет. Кроме того, у Nature есть база данных, куда включены десятки тысяч ученых, к которым редакторы могут обращаться, чтобы получить компетентную оценку статьи. Nature постоянно расширяет эту базу данных. Благодаря этому у Nature нет привязки к одним и тем же экспертам, и издание может принимать независимые редакторские решения относительно статей.
3) Именно профессиональные редакторы Nature принимают предварительные и итоговые решения, касающиеся статей, присылаемых в издание. Внутренние профессиональные редакторы решают, послать ли работу экспертам в соответствующей области, чтобы они высказали о ней свое суждение. И после того, как они получают рекомендации и комментарии от экспертов, они принимают окончательное решение о публикации. Большинство научных журналов принимают такие решения только на основании суждений экспертов, и у них нет профессиональных редакторов, которые принимают окончательные решения.
4) Nature – это коммерческий журнал, получающий прибыль. Первое издание Nature в 1869 г. содержало рекламу на обложке. В результате сейчас Nature самостоятельно себя финансирует и может принимать собственные редакторские решения независимо от какого-либо научного сообщества, ассоциации или лоббистской группы. Благодаря этому у Nature и Nature Publishing Group есть много возможностей делать то, что они хотят.
Существует традиционное противопоставление "природа - культура". Не отпугивает ли читателей Nature его название? Не заставляет ли предположить более "зауженный" взгляд на сферу интересов издания? Нет ли необходимости в параллели Nature создания Culture в вашем издательском доме?
Мы не публикуем журналов о культуре. Название “Nature” придумали в то время (1869 г.), когда ученые вроде Дарвина назывались «натуралистами».
Собираетесь ли вы выпустить русскую версию Nature?
Не сейчас.