будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Шанинка Теодор Шанин Наука 2.0
Май 12, 2025
Наука

Крестьянство и семейный уклад

Мыпубликуем стенограмму передачи «Наука 2.0» – совместного проектаинформационно-аналитического портала «Полит.ру» и радиостанции «Вести FM».Гость передачи –  выдающийся английский и российский социолог и историк,один из основателей западного крестьяноведения, профессор Манчестерскогоуниверситета, член Российской Академии сельскохозяйственных наук, кавалерордена Британской империи, основатель и президент Московской высшей школысоциальных и экономических наук Теодор Шанин. Услышать насможно каждую субботу после 23:00 на волне 97,6 FM.

См. также часть 1. Как появилась Шанинка

Анатолий Кузичев: Приветствую нашихслушателей. В студии сегодня несколько усеченный состав, но уверен, что беседаокажется не менее интересной, чем на прошлой неделе. Мы приветствуем Теодора Шанина,выдающегося российского и английского социолога и историка, одного изоснователей западного крестьяноведения, основателя и президента Московскойвысшей школы социальных и экономических наук. В прошлый раз мы выяснили, чтоэто за учебное заведение, которое в просторечии называется «Шанинкой». Крометого, Теодор Шанин – профессор социологии Манчестерского университета, членРоссийской академии сельскохозяйственных наук и кавалер ордена БританскойИмперии. Кроме гостя, в студии радиостанции «Вести FM» Борис Долгин, научныйредактор «Полит.ру» и Анатолий Кузичев, ведущий. Как мы и договорились, втораячасть нашей беседы будет посвящена крестьянскому вопросу. В качестве эпиграфа -Публий, занимаясь со Сципионом Африканским младшим, говорил ему: «Не трожьзаконы о земле. Все законы о земле, которые я знаю, всегда приводят к войнам».А теперь возвращаемся к крестьянству. И все ли законы о земле приводят квойнам?

Теодор Шанин: Есть несколько разных причин.Одна из причин того, что меня вопросы крестьянства заинтересовали достаточнорано, - мой отец был эсером. Он не был членом партии, он был в студенческойорганизации. И я от него наслышался всяких романтических рассказов, про эсеровкак про движение и про крестьянство, которое они считали своей базой, своимэлекторатом. И это, конечно, было правильно. Когда дошло до выборов вУчредительное Собрание, большинство крестьян проголосовало за эсеров. И поэтомуэсеры стали большинством, а большевикам пришлось разгонять это собрание. Такчто это был отдельный элемент, семейный.

Я довольнорано сообразил, что большая часть населения мира – это крестьяне. Крестьяне внаиболее широком смысле – это люди, занятые сельскохозяйственным производством.В более узком – люди, занятые семейным сельскохозяйственным производством.Акцент именно на семейном характере труда помогал отличить крестьян, например,от советских инженеров, постоянно привлекавшихся к сельскохозяйственнымработам. И большая часть населения тех стран, где я тогда жил, – это крестьяне.Несмотря на это, про них практически ничего не знали. Многими годами позже яназвал хрестоматию по крестьянству, которая вышла в России, «Великий Незнакомец».

А.К.: Вы сказали про страны, где выжили. А есть ли разница между негородским населением и крестьянством? Или этоодно и то же?

Т.Ш.: Есть разница. В том числе с точкизрения классического определения крестьянства. Крестьянство – это семейноехозяйство на земле, и есть люди, которые живут в селе, но не ведут такогохозяйства.

Б.Д.: Представим себе сельскуюучительницу, которая не является крестьянкой.

Т.Ш.: Да, хотя она жительница села. Такчто есть эта разница. И есть четкое определения крестьянства – это семейноехозяйство. Между прочим, то, что это четко выражено, в большой мере связано сроссийской и с польской наукой. Это две страны, которые сильно развиваликрестьяноведение в свое время. В какой-то степени, еще Румыния. Но в Россиибыли великие имена: Чаянов, Макаров и другие. Вся эта школа. А в Польше был такойвеликий ученый, как Знанецкий[1], главнаякнига которого посвящена польским крестьянам. Так что развитие шло оттуда, ионо сильно повлияло на другие страны. Я бы сказал, что не случайно познаниекрестьянства в Западной Европе было очень ограниченным. Это был райониндустриализации.

А.К.: Почему? Недооценивали значениекрестьян для страны или его значение не было определяющим?

Т.Ш.: Было хуже. Считалось, иногдаинтуитивно, а иногда и говорилось в открытую, что настоящий ученый должензаниматься будущим, а не прошлым, а крестьяне – это прошлое. Хотя их может быть90% населения, но они – прошлое. А нас интересует настоящее и будущее. Поэтомукрестьян откладывали.

А.К.: А разве крестьянство – это непрошлое? Мы сейчас говорим о том, что нам необходимо развивать инновационнуюэкономику. Разве крестьянство в эту парадигму вписывается?

Т.Ш.: Может вписаться. Это зависит отметодов развития сельского хозяйства. Если возьмете книгу Чаянова по кооперации,одну из двух центральных книг, которыми он славен на весь мир, то там системакооперации напрямую перекликается с индустриальным развитием страны. Онпоказывает, как это можно сделать при быстром и эффективном развитии сельскогохозяйства. И это может быть куда более эффективно, чем другие методы -например, чем выбросить всех крестьян к чертовой матери и сконцентрироваться наиндустрии. Наоборот, одним из лучших способов может стать концентрация насельском хозяйстве, потому что это даст лучшее развитие индустрии.

А.К.: А насколько мы сейчаскрестьянская страна?

Т.Ш.: Это зависит от того, как выопределяете крестьян. Если классически, то есть как семейное хозяйство...

А.К.: Да, мы так договорились.

Т.Ш.: То вы имеете ясно выраженноеменьшинство практически во всех районах Сибири, кроме, скажем, Алтайского края.Коллективизация создала систему, которая не является в полном смыслекрестьянской. И ставится вопрос: колхозные крестьяне – это крестьяне?

А.К.: Да.

Б.Д.: И совхозные тоже.

Т.Ш.: А часть исследователей считает,что нет, потому что это не семейные хозяйства. Другие считают, что этосемейные, потому что есть подсобные хозяйства. И подсобные хозяйства иногдадавали куда больше, чем колхозные.

А.К.: Мы до сих пор ощущаем последствияколлективизации в этом смысле?

Т.Ш.: Несомненно.

Б.Д.: Собственно, мы не смогливосстановить крестьянство.

Т.Ш.: Да. Было усилие восстановитькрестьянство. Это видно из материалов 1990-ых годов. Там беспрестанно шелразговор о том, что надо создать фермерское хозяйство. На данный моментфермерское хозяйство – это около 3%.

Б.Д.: Но они дают заметную частьпродуктов.

Т.Ш.: Зависит от места. Есть места, гдеда, а есть, где ничего не дают. Но ясно, что восстановления семейного хозяйстване произошло, и страна, по-видимому, движется в сторону крупных хозяйств.

А.К.: Получается, что страна, гдепревалируют крупные хозяйства, вообще лишена крестьянства?

Т.Ш.: Возможно, что так. В 1920-1930-ыегоды Англия стала почти такой страной, когда индустриализация высосала изсельской местности почти все население. Хотя нет, раньше – еще в конце XIX века. Но после этогопришла война, которая показала, насколько опасно для страны остаться безсельского хозяйства. Потому что немецкие подводные лодки чуть не угробили Англию- есть-то нечего. Тогда правительство резко повернуло.

А.К.: Есть ли в истории, в том числесейчас, пример успешной аграрной страны без крестьянства?

Т.Ш.: На данный момент нет. Но это незначит, что это невозможно. Ведь работа, особенно работа теоретиков – это нетолько то, что есть, но и то, что может быть.

Б.Д.: Создание некоторых клеточек, вкоторые потенциально что-то может вписаться.

Т.Ш.: Да. И нет сомнения, что многие изруководителей сельского хозяйства видят будущее в крупных единицах. Какие-то,конечно, будут и подсобные хозяйства. Идеи этого рода принимаются.

А.К.: Я представил Теодора Шанина какодного из основателей западного крестьяноведения.

Б.Д.: Тогда вопрос, а что такоекрестьяноведение: это часть социологии, антропологии, еще чего-то? И ктоотцы-основатели?

Т.Ш.: Во-первых, по уже названнойпричине - будущее виделось как некрестьянское. В ситуации, когда доминировала теорияпрогресса, создалось положение, когда изучения крестьянства почти непроисходило. И это в странах, где большинство населения было крестьянским. Агде происходило развитие крестьяноведения? В тех местах, где к этому вопросуподошли по-другому, где теория прогресса не была абсолютно доминирующей, тоесть в странах Восточной Европы: России, Польше, Румынии, Болгарии. Это былитакже районы так называемого «Зеленого интернационала», где политическиеорганизации крестьянства стали решающим фактором в политической жизни, а потомувлияли на политику страны и на интеллектуальную жизнь.

А.К.: А что это за  страны «Зеленого интернационала»?

Т.Ш.: Болгария,Румыния, Чехословакия. Там были свои крестьянские партии.

А.К.: Но в России тоже былакрестьянская партия – эсеры.

Т.Ш.: До тех пор, пока их не разогнали.К тому же они были нелегальной партией. В Болгарии крестьянская партия набралаогромное большинство и создала свое правительство, что кончилось военным переворотоми убийством крестьянского премьер-министра. В Польше и Румынии было что-то вэтом духе. С одной стороны, сильное развитие крестьянского движения, с другой –сильный нажим, чтобы его прекратить, не допустить, чтобы они пришли к власти.Потому что их приход к власти означал удар по хозяевам земли. Это привело кклассовой войне почти во всех странах, где крестьянство заняло определеннуюпозицию. Были как бы три силы: консерваторы; партии, которые считали себяпролетарскими (коммунистическая, социалистическая, социал-демократическая ит.д.); и партии «Зеленого интернационала». И они имели довольно большуюподдержку, и в некоторых местах эта поддержка привела к диктатуре и убийствуруководства крестьянского движения. Были страны, где этого убийства не было. ВПольше их не переубивали, но оттолкнули от власти.

Б.Д.: Что все-таки такоекрестьяноведение?

Т.Ш.: Крестьяноведение западного мираначало возникать вокруг ситуации, в которой у крестьянства оказалось важнаяроль в мире с политической точки зрения. Китайская коммунистическая революциябыла ясным выражением воли крестьянских масс. Что-то схожее происходило в ряде азиатскихи, в какой-то мере, латиноамериканских стран. Это увеличило интерес ккрестьянству. Наиболее выраженным этот интерес был там, где были университеты,а не там, где крестьянское движение начало борьбу: Вьетнам, например. Ауниверситеты – это Западная Европа и Америка.

Поэтому и былвзлет заинтересованности крестьянством, начало создаваться крестьяноведение. Сталисобирать статистику, теоретически изучать мышление крестьянства. Выяснилось, чтов теоретическом плане у Восточной Европы было гораздо больше разработок, чем ихимел к тому времени западный мир. Тогда начинается взлет заинтересованности вэтой проблематике, тогда впервые перевели на английский книгу Чаянова «Теориякрестьянского хозяйства», что прозвучало, как взрыв бомбы. Тогда же началипереиздавать Знанецкого и т. д. В этот период в Европе и Америке сыграли сравнительноважную роль несколько ученых. Среди них несколько антропологов, несколькосоциологов и несколько экономистов.

Б.Д.: Еще в XIX веке антропологизанималась этнографией обществ третьего мира.

Т.Ш.: Это непростой вопрос. Я знаю напрактике, что меня все считали антропологом в Латинской Америке, экономистом вИндии и социологом в Англии. Почему? Да потому что в разных странах по-разномуопределяли, что такое крестьянство. Когда началась заинтересованностькрестьянством, это как-то завязалось на Вьетнамскую войну – это 1960-ые годы. Тогдаособое влияние оказали три человека: Эрик Вульф[2] в США,Знанецкий в Польше, а в Англии – я. Я помню, когда я предложил эту тему для докторскойдиссертации, реакция была такая: «Прекрасно. А то у нас уже более 10 лет небыло ни одной книги, связанной с крестьянством». Это было в 1962 году. К томувремени 20 лет практически никто не писал о крестьянстве.

А.К.: Видимо, просто крестьянства небыло.

Т.Ш.: Оно было большинством - до 70%.

А.К.: А сейчас в Британии естькрестьяне?

Т.Ш.: Я думаю, что нет. Хотя естьэлементы чего-то, что можно было бы так назвать.

А.К.: А где в мире сосредоточеныкрестьяне?

Т.Ш.: Азия: Индия, Китай, Вьетнам.

Б.Д.: Африка?

Т.Ш.: Да. И Латинская Америка.

А.К.: Мы начали эту часть беседы стого, что инновационный путь развития экономики не предполагает полногоотсутствия крестьянства. С другой стороны, крестьяне «водятся» в слаборазвитых,развивающихся странах и регионах. Это случайность?

Т.Ш.: Само понятие «слаборазвитые»...

А.К.: Я не хотел обидеть...

Т.Ш.: Это не вопрос обиды, а вопроспонимания.

Б.Д.: У Теодора есть замечательноепонимание того, что такое развивающиеся страны.

Т.Ш.: В этом смысле, только если тысчитаешь, что индустриализация есть показатель развития...

А.К.: Я считаю, что это уровень жизни.

Т.Ш.: Тут тоже не так просто. Я жил вВильно, в Литве, и я думаю, что условия жизни литовцев были очень хорошими. Жилиони лучше, чем во многих индустриальных странах. А есть, конечно, крестьянскиестраны, где бедность была решающим элементом. Взять хотя бы Индонезию тоговремени. Огромная бедность этого населения была напрямую связана с тем, что этобыло сельское население, которое не могло заниматься сельским хозяйством,потому что не хватало земли. С этим надо разобраться.

Вы мне задаливопрос, зачем я полез в крестьяноведение. Я полез туда, потому что это былоинтересно. Это была довольно закрытая зона, этим занималось мало людей. А сдругой стороны, это было большинство населения в мире. Это меня и подтолкнуло.

Б.Д.: На самом деле индустриализациясейчас уже не может быть критерием. Мы живем в том, что условно называетсяпостиндустриальным обществом. А где в нем может быть место для крестьянства?

Т.Ш.: Это вопрос широкий. И это вопроссемейного хозяйства. Вопрос, насколько оно нужно в мире, где компьютерыявляются центральной частью жизни людей. Это вопрос, который остается открытым.Потому что в ту минуту, когда это становится не вопросом крестьянства в узкомсмысле, а вопросом крестьянства в смысле семейного хозяйства, семейнойэкономики, вместо крупной, мы опять возвращаемся в Англию. Страну, где людиживут неплохо, хотя жалуются беспрестанно. Есть те, кто говорит, что жизнь наземле и жалобы на правительство – эти вещи, идущие вместе.

А.К.: Жаловаться на жизнь – этосвойство человека вообще, а не только крестьянства.

Т.Ш.: Не только. В условиях, когдагосударственный бюджет начинает играть центральную роль в жизни сельскогохозяйства, создается ситуация, когда ты непрестанно жалуешься на правительство.

Б.Д.: Сельское хозяйство почти всегдадотационно?

Т.Ш.: Вообще говоря, нет. Но в Европесегодняшнего дня – да. Потому что так построили. Если ты входишь в дом фермера,ты сходу замечаешь две вещи. Это библиотека, которую не заметишь в домерабочего...

А.К.: А там Чаянов, Теодор Шанин?

Т.Ш.: Нет. Как раз они их неинтересуют, потому что Чаянов и Теодор Шанин – это этап, который уже прошел.Там книги технические о том, как вести сельское хозяйство.

Б.Д.: Как сделать нужный гибрид и т.д.?

Т.Ш.: Совершенно точно. И с этой точкизрения фермеры более образованные в том, что они делают, чем, скажем, рабочийкласс. Это интересная характеристика. Там в каждом доме стоит компьютер. Когдаездишь по Англии, место, где часто ночуешь, – это bed and breakfast, где люди живут ивыделяют комнату для тех, кто задерживается в пути. Там ты смотришь на тех, ктоживет, и точно знаешь, что у них есть. Если там комиксы в библиотеке, значит,это рабочий класс. С некоторыми исключениями. Например, там профсоюзникиработают иногда. В этом смысле неясно, куда все идет. Вся идея была в том, что крестьянствастанет меньше, а рабочих – больше. Эта простота передается в своемпервоначальном виде там, где индустриализация – это центральный элемент всего.Для настоящего ученого это, на мой взгляд, уходит в прошлое. Я писалпредисловие к новому изданию «Теории крестьянского хозяйства», и закончил тем,что жизнь интересная штука и у меня есть чувство: может оказаться так, чтоЧаянов станет особо важным в мире без крестьян. Его бы это, наверное, удивило, таккак он считал себя теоретиком крестьянства. Но то, что он написал, важно длясемейных экономик.

Б.Д.: А как быть с провозглашаемымкризисом семьи? Какая может быть семейная экономика в ситуации столь резкихтрансформаций в самом институте семьи?

Т.Ш.: Ну, это еще надо посмотреть,будет ли этот кризис, и как он будет себя вести.

Б.Д.: Его вроде бы сейчасдиагностируют. Разве нет?

Т.Ш.: Спешат, как всегда. Ученыезанимаются тем, что дает им докторские и профессорские звания. Конечно, этовлияет. И нет никакого сомнения, скажем, что когда люди уходят с земли, а этовсюду, человек, который вытаскивает семью из села, – это женщина. Так как еежизнь особую зависть не вызывает в условиях сельского хозяйства, она хочетуйти.

А.К.: Женщина как разрушительница агрокомплекса.

Т.Ш.: Ну, не агрокомплекса, а семейногохозяйства.

А.К.: И тогда разрыв семьи в том виде,в котором мы его понимаем, парадоксальным образом сыграет на крестьянство.

Т.Ш.: Может быть. Женский труд всовременном сельском хозяйстве скучен, требует меньше знаний, дает меньшеудовлетворения и т. д.

А.К.: Есть и еще один очень важныйаспект. У мужчины компьютер есть, футбол можно посмотреть - и нормально. А вотженщина меньше найдет в компьютере.

Т.Ш.: Есть совершенно ясное чувствоопустения женской жизни. В сельских районах оно куда сильнее, чем опустение мужскойжизни.

А.К.: А можно придумать компромисс?

Т.Ш.: Придумать всегда все можно.

А.К.: Например.

Т.Ш.: Сделать всех женщин мужчинами.

А.К.: Технически это возможно. Но вотоживит ли это нашу экономику?

Б.Д.: На деле стереть границу впрофессиональном смысле между так называемыми мужскими и женскими работами –значит воплотить мечту феминизма.

Т.Ш.: Это надо придумать. Но придумать– это для писателей и пророков, а для ученых – это не придумать, а определить,куда уже сдвинулось и куда движется сейчас.

Б.Д.: Есть еще социальные работники исоциальные инженеры. Те, кто пытаются дальше эти придумки реализовывать. Гдездесь границы опасности?

Т.Ш.: Опасность в делах человеческих.Если люди ломают существующую систему и не имеют альтернативы, это опасно. Ноэто делают люди, а не технологии.

А.К.: Что касается мечты феминизма, каквыразился Боря, здесь дело же не в объективной интересности мужской работы иобъективной неинтересности работы женской. Гораздо более прав был Теодор,говоря, что легче сделать операцию по изменению пола. Потому что это твоеощущение. И если ты дашь женщине смотреть футбольный матч, он ей будет так жеотвратителен, а тебе он будет так же интересен. Здесь дело не в этом.

Б.Д.: Это не граница полов, это границасоциальных ролей, которые могут быть изменены.

А.К.: И ты думаешь, что если женщинедать возможность ездить на комбайне, она будет счастлива?

Б.Д.: Некоторые это с удовольствиемделают, точно так же, как некоторые женщины смотрят футбол.

А.К.: Как аттракцион, не более того.

Б.Д.: Нет.

Т.Ш.: Вопрос смены ролей – один изсамых трудных вопросов. И как это происходит – непонятно. Но я опять призываювас вернуться в действительность. Вопрос не в том, что может быть, а в том, чтоесть. Женские роли на данный момент остаются.

Б.Д.: Они меняются.

Т.Ш.: Меняются, но куда меньшесменились за последние 100 лет, чем можно было ожидать.

Б.Д.: Это не совсем так. Основнойтраекторией для женщины в западном мире и в городской России стала женщинаработающая, и кроме того что-то делающая в семье, а отнюдь не женщина в семье,которая как-то иногда работает. А это принципиальное изменение роли.

Т.Ш.: Но в этом принципиальномизменении ты сам отметил, что центрально то, что женщина и работает, и должнадобавить к этому все остальное. И это ставит ее в незавидное положение, откоторого люди хотят отойти. Сама идея, что женщина работает, с работы бегомотправляется забрать детей, оттуда бегом домой, чтобы успеть помыть тарелки, апотом еще надо что-то сварить. А если она плохо сварила, она еще и получаетнагоняй от мужа, который вернулся и сел перед телевизором!

А.К.: Вы сейчас описываете идеальнуюсемью?

Б.Д.: Не стал ли муж, рассевшийся передтелевизором, к счастью, потихонечку вымирающим типом?

А.К.: Стал, даже у нас.

Т.Ш.: Надеюсь. Я мужчина - и все же я надеюсь,что эти мужские обычаи вымрут.

А.К.: Мне нужно усилием воли закончитьнашу беседу, поблагодарить Теодора Шанина, участника двух последних программпроекта «Наука 2.0», совместного проекта радиостанции «Вести FM” и портала «Полит.ру». Теодор Шанин –выдающийся английский социолог и историк, один из основателей западногокрестьяноведения, основатель и президент «Шанинки», известной также какМосковская высшая школа социальных и экономических наук, профессор социологииМанчестерского университета, член Российской академии сельскохозяйственных науки кавалер ордена Британской Империи. Это, кстати, значит, что нужно вамговорить «Сэр»?

Т.Ш.: Сэр – это если бы я поднялся ещедвумя шагами вверх по лестнице значений. Я бы тогда вышел на дворянство, но яне стал дворянином. Я только скромный обладатель ордена Британской Империи завклад в развитие российского образования.

А.К.: У нас, к сожалению, нет аналоговбританского рыцарства. От всей души мы с Борисом Долгиным от имени всех нашихслушателей говорим вам большое спасибо! Я не знаю, «господин» - это аналог«сэра»?

Б.Д.: Нет.

А.К.: Тогда просто Теодор Шанин,спасибо вам огромное.

Б.Д.: Спасибо.

Т.Ш.: И вам.


[1] Флориан Знанецкий –польско-американский социолог и философ. В соавторстве с американскимсоциологом Уильямом Томасом написал классическое исследование в пяти томах«Польский крестьянин в Европе и в Америке» - построенное на материалеэмигрировавших с родины польских крестьян и их социальной адаптации в Америке.Одним из важнейших источников в исследовании послужила переписка польскихкрестьян.

[2] Американский антрополог иисторик, автор книг «Крестьянские войны XII века» и «Крестьяне». Много занимался Латинской Америкой иисторией колониализма, много внимание уделял полевой антропологии.

См. также:

  • «Наука 2.0»: Разговор с Теодором Шаниным. Часть 1
  • Беседа с Теодором Шаниным. О жизни и науке
  • Теодор Шанин. Детство социолога
  • Теодор Шанин. Перекресток мира
  • Борис Фирсов. Слово о Теодоре Шанине
  • Теодор Шанин: «Ректор не должен занимать свой пост пожизненно»
  • Государства благих намерений. Лекция Теодора Шанина, Ревекки Фрумкиной и Александра Никулина
  • Теодор Шанин: «В России перебор всегда опаснее, чем недостаток». Интервью Ольги Орловой с Теодором Шаниным, 23 января 2006 г.
  • Теодор Шанин. История поколений и поколенческая история России
  • Теодор Шанин. О пользе иного: британская академическая традиция и российское университетское образование
  • Теодор Шанин. 1968 год в мировой истории
читайте также
Наука
Леонид Костандов: 1915 – 1984
Ноябрь 27, 2015
Руссо Максим
Наука
Сила самоиронии. К 80-летию Юрия Левады. Рассказывают Теодор Шанин и Борис Юдин
Май 13, 2010
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).