будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Соцфак МГУ
Июль 1, 2025
Наука

Кризиз: крах или точка роста?

То, что произошло на социологическом факультете, позволяет мне рассмотреть  внутренние проблемы социологии с позиций состояния нашей науки и подготовки молодой смены, которые характерны для социологических факультетов и отделений всей России.
В своем анализе я исхожу из следующих принципов, которыми я пытаюсь руководствоваться  всю свою научную и педагогическую жизнь. Во-первых, я исхожу из того, что то, что сегодня хорошо, завтра будет посредственно (удовлетворительно), а послезавтра – плохо. Думаю, что многие из нас, в том числе и на соцфаке МГУ,  успокоились после того, чего мы добились в конце 1980-х – начале 1990-х годов и стали во многом жить старым багажом. И слабо, недостаточно инспектируем то, чего мы добились, сопоставляя с тем, что соответствует требованиям времени, какие новые запросы появились среди молодежи и насколько мы требовательны к себе как трансляторам знаний. Не думаю, что и мы на нашем факультете в РГГУ в полном объеме отвечаем этим требованиям. Но мы каждый год пытаемся корректировать наши усилия, вводя новые курсы, предлагая новые программы, модернизируя старые. К сожалению, такое самоуспокоение присуще многим учебным подразделениям по социологии, что может и приводит к снижению качества нашей работы.

Во-вторых, на нашем факультете  (как и в университете в целом) мы максимально стимулируем творческую мысль преподавателей, призывая читать авторские курсы, предлагая новые спецкурсы и спецсеминары. Ведь не секрет, что среди нас немало тех, кто из года в год повторяет одно и тоже, что конечно не может удовлетворить наших слушателей. Этот поиск нового, неизведанного поискового всегда замечается молодежью, ибо в этом проявляется наш потенциал по соответствию требованиям времени.

В-третьих, я исповедую и стремлюсь повести в жизнь принцип: хорошее преподавание может быть основано на добротной научной базе. А если ее нет, если доцент, профессор годами отделывается тезисами на какой-то конференции в течение ряда лет, не участвует в прикладных исследованиях, ждать от такого преподавателя высокой отдачи - напрасный труд. К сожалению, это не такое уж редкое явление.

В-четвертых, а  мы до сих пор не избавились и не отторгли прокрустово ложе, которое предлагает нам Федеральное агентство по образовании, которое по прежнему жестко и беспредельно ограничивает права вуза, факультета по  объему преподаваемых дисциплин, что приводит к стагнации и ограничивает стремление изменять, совершенствовать учебный процесс, вводить новые и новаторские курсы. Представьте ситуацию – многие преподаватели, работая над собой, предлагают новые  курсы, новые спецсеминары. Кроме того, появляются новые преподаватели, которые приносят новые идеи и новые области знания. Но вписаться в эту жесткую регламентацию практически невозможно или затруднительно.

В-пятых,  социологи-преподаватели постоянно сталкиваются с проблемой, как соблюсти пропорцию между теоретическим и прикладным знанием. Молодежь стремится скорее получить те навыки, которые пригодятся в будущей, проектируемой работе и им кажется, что получение теоретического знания лишь отдаляет их от заветной мечты. Этот вечный спор между этими двумя формами знания приобрел новый поворот: на мой взгляд, он требует от преподавателя, чтобы он нашел правильную пропорцию одновременного обсуждения как научной, так и прикладной информации. Чтоб не получалось, что уровень прикладного знания значителен, а компетентность, которая обеспечивается теорией, не выдерживает никакой критики. Именно в этой ситуации появляются фирмы и турагентства с именем «Кассандра» или «Хорон», что знаменует просто низкую  степень профессиональной состоятельности.

И наконец, надо сказать, что социологию (как кстати и другие науки) поразили «болячки», болезни, которые могут привести и приводят к  конфликтным ситуациям. На мой взгляд, осложнило ситуацию введение платного образования, когда  для студента оплата за обучение  является, по его мнению, гарантией получения диплома. И хотя среди студентов, оплачиваемых обучение, немало способных людей, тем поразительней контраст с теми, кого родители «запихнули» в вуз, когда обучение в нем не соответствует определенным требованиям. Далее, к «болячкам» я отношу так называемый плагиат, который проявляется в «скачивании» рефератов, курсовых работ с  различных сайтов Интернета. И преподавателю иногда в этом трудно уличить своих подопечных. А это порождает уверенность, что можно обмануть, можно провести  и дать основания «качать права», если это не совпадает с желанием такого любителя знаний.

Именно нарушение таких принципов и как со стороны преподавателей (и соответственно руководства факультетов), так и со стороны студентов может привести и приводит в к таким конфликтным ситуациям, которые нужно и важно упреждать, прогнозировать и предвидеть.

См. также:

  • Валерий Анашвили. Социологический факультет МГУ: как хвост иногда помахивает собакой

См. также ответы других опрошенных экспертов:

  • Владимир Малахов
  • Александр Фридрихович Филиппов
  • Никита Покровский
  • Гарольд Ефимович Зборовский
  • Александр Юльевич Чепуренко
  • Александр Бикбов,
  • Александр Анатольевич Ослон
  • Павел Романов
  • Галина Иосифовна Саганенко
  • Нина Сорокина
  • Михаил Рожанский
  • Сергей Ушакин
  • Виктор Вахштайн
  • Данаил Живков Кондов
читайте также
Наука
Леонид Костандов: 1915 – 1984
Ноябрь 27, 2015
Руссо Максим
Наука
Сила самоиронии. К 80-летию Юрия Левады. Рассказывают Теодор Шанин и Борис Юдин
Май 13, 2010
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).