будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 3, 2025
Наука
Синельщикова Екатерина

Кудрин в Смольном

Кудрин в Смольном
kudrin
Алексей Кудрин на встрече со студентами Факультета свободных искусств и наук СПбГУ. Источник: Сайт Факультета свободных искусств и наук СПбГУ

27 июня состоятся выборы декана Факультета свободных искусств и наук Санкт-Петербургского государственного университета. Можно надеяться, что им станет вице-премьер России Алексей Кудрин и что это не ослабит управление государственными финансами.

Факультет основан на базе программы «Искусства и гуманитарные науки», которая до последнего времени была известна под именем Смольный институт свободных искусств и наук. Приобретение программой статуса факультета дает новые возможности для развития междисциплинарного учебного плана, который можно назвать первым в России примером современного широкого бакалавриата.

По словам Алексея Кудрина, на сегодняшний день необходимы специалисты широкого профиля, умеющие думать стратегически и концептуально.

«Совмещение гуманитарных и математических, естественнонаучных основ в образовании – это современность. Необходимы комплексное осмысление мира и уход от односторонности», – сказал Алексей Леонидович на встрече со студентами, на которой обсуждались планы по развитию нового факультета (см. также видеозапись встречи).

19 июня состоялось подписание договора между СПбГУ и Бард колледжем — американским вузом-партнером, сотрудничество с которым и дало возможность реализовать традиционную для США и принципиально новую для России модель либерального образования. По сути, речь идет о системе высшего общего образования, в рамках которой ставится задача по развитию личности, по формированию навыков критического мышления, расширению творческого потенциала студентов, а не только о подготовке к конкретной профессии. Это и есть настоящий бакалавриат, отличающийся от магистратуры не формально, а содержательно. Для него характерна так называемая сократическая педагогическая модель, индивидуальный план обучения для каждого студента, реально, а не декларативно предоставляющий студентам гораздо большую свободу выбора учебных дисциплин. Конечно же, и здесь существуют профили подготовки бакалавров, но окончательно определиться со специализацией студент может уже после поступления,  в середине второго года обучения.

Само перечисление профилей подготовки (всего их двенадцать) дает представление о разнообразии учебной программы нового факультета: история искусства; история и культура ислама; история цивилизаций; кино и видео; когнитивные исследования; литература; международные отношения, политические науки и права человека; музыка и театр; сложные системы в природе и обществе; социология и антропология; философия; экономика. Изменения, о которых говорил на встрече вице-премьер Алексей Кудрин, касаются в том числе включения в  список новых профилей: математика, программирование, биология. Эти предметные области должны будут обрести достойное место в учебном плане факультета.

Правда, считать, что точные и естественные науки не представлены в учебном плане вовсе, было бы ошибкой. Студентам читают курсы по таким профилям, как «Сложные системы в природе и обществе» и «Когнитивные исследования». Когнитивная наука является в настоящее время передовым направлением и представляет собой принципиально междисциплинарную область, развиваясь на стыке лингвистики, психологии, нейрофизиологии и др.

На сегодняшний день все эти профили подготовки существуют в рамках одного учебного плана, носящего в министерском перечне направлений название  «Искусства и гуманитарные науки». Задача, которую озвучил Алексей Кудрин, состоит в том, чтобы расширить эту формулировку, вернувшись к более классическому определению «свободные искусства и науки» (по-английски liberal arts and sciences), которое не случайно нашло отражение в названии нового факультета.

В начале выступления министр провел экскурс в мировую историю образования. В античности и средневековье семь базовых дисциплин, необходимых для всестороннего развития личности, делились на два цикла. Первый, трехчастный (тривиум), – грамматика, риторика и логика. Второй, четырехчастный (квадривиум), – арифметика, геометрия, астрономия и музыка. Эти семь дисциплин носили название свободных искусств, свободных – поскольку ими приличествовало заниматься лишь свободным гражданам. Сочетание гуманитарных, математических и естественных наук позволяло сформировать разносторонне образованного человека.

По мысли Алексея Кудрина, современной России не хватает как раз таких людей, обладающих универсальным образованием, широким взглядом на мир и знаниями в различных областях.

– Мы бы хотели, чтобы вы обладали новыми качествами, – отметил вице-премьер.

Новые качества – это настойчивость, мотивированность, кругозор, оригинальность мышления – признаки творческой личности, которой на любом другом факультете было бы тесно. Такие специалисты широкого профиля будут востребованы на современном рынке.

Вспомнив начало 90-х годов, когда он работал еще в команде Анатолия Собчака, Кудрин рассказал, как трудно тогда было даже в Петербурге отыскать концептуально мыслящих людей. Лишь единицы могли адекватно реагировать на нестандартную критическую ситуацию и принимать необходимые оригинальные решения.

– И это очень прискорбно, конечно, – констатировал министр. – Зато кризис породил массу идей – философских, экономических, социальных, политологических.

В разговоре о расширении кругозора гуманитариев Кудрин выделил несколько способов достижения цели. Среди них – междисциплинарные подходы и интерактивный метод преподавания. Оба эти способа успешно применяются на факультете. В то же время непрерывное сотрудничество студента и преподавателя будет разворачиваться в рамках индивидуальных учебных планов, что позволит студенту развиваться быстрее, чем предполагает действующая система. Индивидуализация учебной программы, безусловно, положительная тенденция. Например, успешный студент может выбирать себе более сложные курсы, если он осваивает программу быстрее остальных.

Однако вице-премьер остался не в полной мере доволен нынешним состоянием дел: «У студентов не востребована философия, история цивилизации». В советское время мы были недостаточно знакомы с достижениями мировой науки, той же философии, экономики: «Но вы знаете, нас заставляли учить Маркса. Через него мы изучили всю немецкую классическую философию».

«Должность декана предполагает постоянное пребывание на месте, нужно следить за ситуацией на факультете. Как вы собираетесь совмещать вашу министерскую должность, которая требует путешествия по всему свету и, в частности, в Москву?» – спрашивает студентка.

– Теперь декану не надо все время находиться на своем месте, хотя декан должен быть сотрудником факультета и нести какую-нибудь минимальную учебную нагрузку, – отвечает Кудрин. – Идея ректора такова: привлечь тех людей, которые в своей сфере добились какого-то результата. Поэтому такое совмещение, может быть, даст нужный эффект.

Как отметил вице-премьер, такая практика еще должна подтвердить свою обоснованность. Алексей Леонидович имеет преподавательский опыт: ранее он читал курсы в Высшей школе экономики, руководил аспирантами. Теперь он намерен свои силы приложить в СПбГУ.

На вопрос о возможности общения студентов непосредственно с деканом Алексей Кудрин ответил утвердительно. Современные технические средства, такие как видеоконференционная связь, позволят проводить такие встречи регулярно. Кроме того, не исключено, что студенты получат возможность пройти учебную практику в одном из подразделений Минфина.

«Мы принимаем студентов с экономического факультета, то есть по специальности. У нас имеются специалисты в здравоохранении, в пенсионной системе, а это, по сути, социальные вопросы. – Минфину приходится заниматься экономической стороной различных сфер общества – Если вы захотите, я и вам найду место».

Один из студентов поинтересовался, какими знаниями нужно обладать на выпуске, чтобы сделать успешную профессиональную карьеру. На это Кудрин ответил: «Это достаточно высокие знания в разных областях». То есть, если даже на факультете был определенный крен в область, то теперь учебный план будет дополнен и появятся возможности и для изучения естественных и точных наук.

Выпускник будет одновременно хорошо разбираться в таких разных вещах как математические модели и современное искусство. Большое внимание будет уделено привлечению студентов к исследовательской работе уже на ранних этапах обучения. Алексей Кудрин, как ожидается, станет фигурой, способной возглавить эти преобразования.

Синельщикова Екатерина
читайте также
Наука
Леонид Костандов: 1915 – 1984
Ноябрь 27, 2015
Руссо Максим
Наука
Сила самоиронии. К 80-летию Юрия Левады. Рассказывают Теодор Шанин и Борис Юдин
Май 13, 2010
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).