Призрак бродит по страницам – призрак формализма. Все силы старой науки объединились для священной травли этого призрака: либералы и охранители, конструктивисты и эссенциалисты, ординарные профессора и бунтующие студенты. Пора уже молодым доцентам перед всем миром открыто изложить свои взгляды, свои цели, свои стремления и сказкам о нашей дикости противопоставить манифест движения диких молодых доцентов. Всю ночь просидели мы с друзьями в электрическом свете. На нейтральной территории собрались молодые доценты самых различных теоретических ориентаций и составили следующий манифест.
Манифест ДДМД (27.11.2010 – 6.02.2011)
1. Социология мертва. Те, кто был в ответе за нее – живы.
1.1. Не конфликты социологов привели к ее гибели, а их интеллектуальное бесплодие.
1.2. Все твердят об отсутствии «общего языка», но есть ли им что сказать?
1.2.1. Те, кому нечего сказать, говорят о «социуме».
1.2.1.1. Те, кто не может заниматься социологией, занимается социоложеством.
1.2.2. Нам нужна морфология, а не космология.
2. Те, кто писал доносы, пишут трактаты; те, кто писал трактаты, пишут e-mail’ы.
2.1. Всякая подлинная наука предельно бесполезна.
2.1.1. Абсолютный дух не считает ПРНД.
3. Социолог исчерпывает свои основания, не достигнув скального грунта. Социология ударяется о скальный грунт, не исчерпав своих оснований.
3.1. Боязнь скального грунта порождает любовь к корням.
3.2. Долой старьевщиков и таксидермистов – достанем классиков из формалина!
3.2.1. На смену почитателям должны прийти прочитатели.
4. Чешуйчатый зверь «Общество», искрясь золотыми искрами, лежит нам на дороге, и на каждой чешуе его блестит, как золото, «Общество»!
4.1. Они ищут пользы, но находят лишь солидарность. И чем больше им солидарности, тем меньше у них истины.
4.2. Свобода от ценностей – это цель, а не средство.
4.2.1. Целящийся в правду жизни промахивается мимо истины мира.
4.2.1.1. Целящийся в современность промахивается.
5. Искусство социологии подобно искусству фехтования.
5.1. Есть три типа фехтовальщиков. Первые фехтуют сердцем. Они ни на что не годятся. Вторые фехтуют головой – они лучше. Третьи фехтуют глазами. И только они по-настоящему опасны.
5.2. Не обнажай клинок, если не хочешь им воспользоваться.
5.2.1. Не проводи различений, если не готов ими пораниться.
6. Текст состоит не из фактов, а из слов.
6.1. Слова не создают мир и не описывают его. Они лишь делают его видимым.
6.2. Смысл теории состоит в том, чтобы, убрав слова, оставить лишь чистые линии.
6.2.1. Тексты и вещи – две стороны одной линии.
6.2.2. Мир – это совокупность линий и образованных ими плоскостей.
6.2.2.1. Размывание линий – предательство мира.
6.3. Не надо размазывать манную кашу по белой скатерти.
7. Различение теории и практики – удел теоретиков и практиков. Настоящая дикость не знает бинарных оппозиций.
7.1. Зубная / головная боль – это не дихотомия.
7.1.1. Наука – это рекурсивное движение между головной и зубной болью.
7.2. Социология – национальность, которая должна стать сексуальной ориентацией.
8. И поэтому кто не способен однажды надеть себе шоры на глаза и проникнуться мыслью, что вся его судьба зависит от того, правильно ли он делает это вот предположение в этом месте рукописи, тот пусть не касается науки. Он никогда не испытает того, что называют увлечением наукой. Без странного упоения, вызывающего улыбку у всякого постороннего человека, без страсти и убежденности в том, что «должны были пройти тысячелетия, прежде чем появился ты, и другие тысячелетия молчаливо ждут», удастся ли тебе твоя догадка, без этого человек не имеет призвания к науке, и пусть он занимается чем-нибудь другим. Ибо для человека не имеет никакой цены то, что он не может делать со страстью.