будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Наука 2.0
Июль 12, 2025
Наука

Математическое образование и популяризация науки

Мыпубликуем стенограмму передачи «Наука 2.0» – совместного проектаинформационно-аналитического портала «Полит.ру» и радиостанции «Вести FM».Гость передачи – математик, популяризатор науки, кандидат физико-математическихнаук, научный сотрудник Математического Института РАН, секретарь комиссии пошкольному математическому образованию отделения математических наук РоссийскойАкадемии Наук Николай Андреев. Услышать нас можно каждую субботу после23:00 на волне 97,6 FM.

См. также часть 1

Анатолий Кузичев: Прощаясь в прошлый раз, мы сказали, что не знаем,когда увидимся с Николаем Андреевым вновь. Прошла неделя, и мы решили снова сним увидеться, потому очень интересной показалась нам первая беседа. Крометого, остался неохваченным очень большой пласт проблем, которые мы именно сНиколаем хотели бы обсудить. Еще раз приветствую в студии радиостанции «Вести FM» Николая Андреева.

Борис Долгин: Кандидата физико-математических наук, научногосотрудника Математического института имени Стеклова РАН

А.К.: Математика и популяризатора математики. В студии радиостанции«Вести FM» Анатолий Кузичев,Дмитрий Ицкович и Борис Долгин.

Б.Д.: Мы хотели поговорить о математическом образовании. Что с нимпроисходит? Каков был его статус, и каков он сейчас?

Н.А.: Уровень математического образования, как и любого другого,впрочем, падает.

Б.Д.: И в школе, и в вузе?

Н.А.: Давайте говорить про школу, поскольку она больше детейохватывает. Советское математическое образование считалось одним из ведущих вмире. Сейчас оно падает, во многом и из-за того же ЕГЭ, который плох не тем,что он «единый», а тем, что он просто противоречит традициям и самой системематематического образования в школах.

Б.Д.: Казалось бы, для математики, для которой естественныформализованные задачи и решения, это должно быть более приемлемо, чем,допустим, для литературы, где сочинения тяжелее формализовать.

Н.А.: Возможно, это и более приемлемо. Но тогда в литературе совсемвсе плохо с ЕГЭ. В традициях российской школы по математике учить доказывать,решать и объяснять, а не играть в угадайку с тестами и выбором ответа. Впрочем,хочется надеяться, что реализуется принятое уже решение о том, что в следующемгоду не будет части «А». И тесты уйдут из ЕГЭ по математике.

Д.И.: А что в мире с математическим образованием? Когда быласоветская школьная математическая система, было очень понятно целеполагание.Люди знали, как устроено общество, чего они хотят добиться от детей. Хотели сделатьсоветского гражданина с определенными характеристиками и вполне успешно решалиэту задачу. Сейчас же система норм разрушена. При этом в разных странах быларазная математика, и по-разному справлялись со своими задачами. Как сейчасустроена эта карта математического образования в мире?

Н.А.: Если послушать любые выступления Владимира Игоревича Арнольда,ведущего математика не только в России, но и в современном мире, то почти вкаждом своем выступлении он ругает французскую систему.

Д.И.: Это потому что он живет во Франции.

Н.А.: Да, часть времени он действительно проводит во Франции имного общается с французскими математиками и студентами. Американская системавыигрывает за счет того, что Америка способна в вузы пригласить к себе тех,кого она не обучала в школе. После вузов там оказываются действительно хорошиенаучные кадры. Но Россия не может идти по этому пути. У нее просто нет такихвозможностей.

Д.И.: А эта инициатива Гейтса по матшколам, которые он строит поАмерике? Можно про нее сказать два слова?

Н.А.: Очень мало об этом знаю. На самом деле, матшколы – это оченьважное звено. В любом образовании должна быть голова: победители международных иливсероссийских олимпиад. И должно быть туловище – это основное звено. Они непойдут в науку, но без инженеров науки тоже не бывает. И, конечно, всегдабывает хвост. Вот без этих трех частей невозможно никакое образование. Нельзявычеркнуть верх, тогда среднему звену не будет, к чему стремиться. Нельзя вычеркнутьсреднее звено и образовывать только одаренных школьников. Если вы вычеркнитесреднее, «одаренка» опустится на уровень среднего.

Б.Д.: Произойдет какая-то странная социальная поляризация.

Н.А.: Да. Так что баланс этой пирамиды всегда нужно соблюдать.

Б.Д.: А как у нас с массовым математическим образованием? Проблемыухудшения касаются элитного или массового?

Н.А.: Массового в большей степени. Отчасти из-за того, что сейчасочень плохие педагогические программы, и образование учителей – очень больнаятема. Учительская профессия очень массовая. Математика не терпит прерываний.Если, не в обиду литераторам будет сказано, вы не прочли Пушкина, тоМаяковского можно почитать.

Б.Д.: Но совершенно иначе поняв его.

Н.А.: Да. Но в математике вы, не научившись складывать дроби,просто не сможете приступить к чему-то более сложному.

Б.Д.: Большая степень внутренней связанности?

Н.А.: Да, которая держит в напряжении учителей.

Д.И.: Пример неточный. Надо было сказать так: занимаясьлитературой, вы не можете не выучить алфавит.

Н.А.: В математике гораздо больше связанности. Может быть, дроби –это действительно алфавит.

Б.Д.: Тогда в математике получается очень длинный алфавит. В чемможет и должно быть место вузов, академических учреждений в настройке этой массовойсистемы? Кто вообще этим должен заниматься?

Н.А.: Традиции России - и дореволюционной, и советской - в том, чтоученые всегда оказывали большое влияние на школьные и на педвузовскиеобразовательные программы. К сожалению, начиная с какого-то времени, ученыхслушать в основном перестали.

Б.Д.: Отдельно методика, отдельно наука?

Н.А.: Методика ушла от науки еще в советское время. Я говорил продругое, я говорил про постсоветское время, когда все вопросы образования началирешать чиновники из Министерства образования.

Б.Д.: Но это же всегда решали чиновники, просто советуясь сучеными.

Н.А.: Раньше они советовались. А потом перестали слушать. Можномного примеров привести: и обсуждения стандартов образования, и позициинаучного и педагогического сообщества по поводу ЕГЭ.

Д.И.: По-моему, все дело в том, что никто не знает твердо, как.Когда все твердо это знают, чиновнику и ученому легко договориться.

Н.А.: Образование не терпит революций. Сказать сразу, как надоделать, никто не сможет. Это эксперимент с довольно длительной обратной связью.Поэтому нужно двигаться небольшими шажками, преобразовывая и проводя реформуобразования.

Б.Д.: Могут ли быть небольшие шажки в образовании при резкой сменесоциального уклада?

Д.И.: Так оно и произошло. И ничего хорошего, судя по всему, невышло – все жалуются.

Н.А.: Произошли большие шаги. И это разрушило систему.

Д.И.: Какие большие шаги? Когда они происходили?

Н.А.: Введение того же ЕГЭ.

Д.И.: Да. Только вот у нас социальный взрыв произошел в 1991-мгоду, а попытка шагнуть произошла несколько позже. Для образования это,конечно, не срок. Но ведь больше одного поколения школьников сменилось. Аинертность сохранялась, накапливался какой-то негативный опыт.

Б.Д.: А как функционирует образование для одаренных детей? Всоветское время эта система была настроена, во многом, благодаря усилиямакадемика Колмогорова и не только его.

Н.А.: С колмогоровской реформой все сложно. Но общение с одареннымишкольниками было сделано во многом благодаря этой реформе. Хотя и до этого сними, конечно же, занимались отдельно. Кроме того, для них сейчас существуетмного программ, в том числе и летние выездные школы. Когда школьниковприглашают в хорошее место – лагерь. И там можно не просто заниматься наукой,но и, как мы обсуждали в нашей прошлой передаче, общаться с математиками.

А.К.: Быть одаренным школьником невыгодно. Представляете, заходит кнему мама в комнату и говорит: «Знаешь, что ты делаешь в свои каникулы?» «Что?»«Общаешься с математиками». Ребенок идет и стреляется в детской комнате.

Д.И.: Можно сказать и так: «Ты общаешься с такими же, как ты». Иэто счастье.

Н.А.: Конечно.

Б.Д.: Дети стремятся в эти школы, проходят собеседования.

А.К.: Мне кажется, что все-таки родители больше стремятся.

Н.А.: Еще учителя водят своих детей в походы. Эта традиция оченьхороша, и она работает. Конечно, должно быть и то, и другое. На летних и другихвыездных школах устраивают и спортивные мероприятия, играют в футбол иволейбол.

Б.Д.: Не говоря уже об игре на гитаре у костра.

Н.А.: И когда это делается не по рангу, когда школьники отдельно, аакадемики отдельно, а все вместе, это очень способствует развитию ребенка и егомотивации идти в науку.

Б.Д.: Ребенок естественным образом попадает в некую ткань научногообщения, и даже сплетни, которые он слышит, могут касаться скорее научныхсюжетов.

А.К.: Детям надо и отдыхать. А там такая четкая и структурированнаясреда...

Б.Д.: Они сидят в деревне, в палатках.

А.К.: Они сидят в лагере. Кстати, символично, что он такназывается. Они находятся в структурированной системе: утро, линейка, подъем.

Н.А.: Бывают разные школы. Если посмотреть на Кировскую школу,которую проводит Рубанов, там действительно бывает линейка и подъем флага, ноэто некий бонус.

Б.Д.: А в летней экологической школе или летней школеисследователей нет никакой линейки. Подъем есть.

А.К.: Вот. И отбой есть наверняка.

Б.Д.: Нет. И отбоя нет. В том числе и потому, что факультатив можетидти и в полночь, и в час ночи. Когда еще астрономам смотреть на звезды?Насколько больная тема лженауки для математики? Для истории – больная, дляфизики – больная – много сумасшедших. А в математике?

Н.А.: С лженаукой отчасти проще. Потому что или что-то доказано,или не доказано. Больная тема – это ферматизм. Была очень знаменитая теорема Ферма[1]. Кстати,существует потрясающий научно-популярный фильм, и вообще очень интересен опытпостановки художественных фильмов о научно-образовательных задачах. Один изсамых интересных опытов – это Семен Райтбурт, который снял несколько фильмов в конце1960-ых – 1970-ых годов. Один из этих фильмов, по повести А.Порджеса, называется«Математик и черт»: черт приходит к математику и предлагает заключить контракт.Математик его просит доказать или опровергнуть теорему Ферма. Очень интереснопосмотреть.

А.К.: Чем дело-то закончилось?

Н.А.: Очень интересно закончилось. Черт задачу не решает, но этоеще не конец. Он приходит и отдает математику все, что был должен, а потомвозвращается и говорит: «Ты же математик. Мы сейчас вместе сядем и решим этузадачу». И последние кадры – математик и черт что-то увлеченно пишут. То есть математикможет вообще делать чудеса. С помощью математики можно квадратные отверстиясверлить и кататься на квадратных колесах. Существует масса очень интересныхвещей. Возвращаясь к вопросу Бориса, действительно, довольно большое числоненаучного народа пытается решать какие-то простые по постановке задачи...

Б.Д.:  Которые он можетпонять, не имея соответствующего образования.

Н.А.: Да. Как Владимир Успенский пишет в своей новой книге «Апологияматематики», этот процесс нельзя остановить. Они говорят на другом языке, некак математики. И им невозможно доказать, что они неправы. Вы находите однуошибку, а через день появляется другое решение, тоже ошибочное. И на проверкуэтого приходится тратить много времени.

Б.Д.: Социальная опасность есть?

Н.А.: Думаю, что все-таки нет. Это обычно не буйные люди.

Б.Д.: Они не способны доходить до административных кабинетов,заставлять тратить на себя деньги?

Н.А.: Они способны доходить до кабинетов, но, чаще всего, отстаиваясвою точку зрения. А по поводу траты денег – вряд ли. Очень сложно убедитьчиновника или политика потратить много денег на решение какой-то теоремы. Тампросто символы. И что это даст, никому непонятно.

Д.И.: Это актуально как для лженаправлений, так и для настоящейнауки?

Н.А.: Да. В этом отчасти проблема математики. Удой коров они врядли увеличат за счет того, что теорема будет решена. Но все же существуютобласти математики, которые можно продемонстрировать даже нашему правительству.

Б.Д.: Какие связки математики с другими науками кажутся наиболееперспективными? Где самые интересные междисциплинарные поля? Или так: гдематематика сейчас наиболее эффективна и эффектна?

А.К.: Эффектна она наиболее всего на том DVD, что нам дали, с квадратнымиотверстиями.

Н.А.: А вот эффективна... Даже если вы придете на факультетприкладной лингвистики РГГУ, многим удивительным покажется, что тампрофилирующий экзамен по математике.

Д.И.: Это в МГУ придумал Владимир Успенский.

Б.Д.: Да. Но когда лингвистика создавалась в РГГУ, это делалось получшим образцам научной лингвистики. И там она естественным образом возродиласьи сохранилась ничуть не хуже, чем в МГУ.

Н.А.: Существует запись лекции Андрея Анатольевича Зализняка[2], когдаон рассказывает про доказательство того, что не существовало Велесовой книги[3]. Такэто просто доказательство некой математической теоремы: такое не моглосуществовать в старинном русском языке, вообще в русском языке и этого не моглобыть в любом языке.

Б.Д.: Да, Велесова книга – это такая классическая проблема дляисториков и филологов, которая решается теми филологами, которые обладаютхорошими математическими знаниями.

Н.А.: Только вот труды сторонников Велесовой книги публикуютсяогромными тиражами, а научные труды, которые это опровергают, знает гораздоменьшая часть общества.

Д.И.: Это диспропорция, которая сейчас существует междуобразованным и необразованным обществом. Она инфраструктурная. Потому что длянеобразованного общества инфраструктура доставки знаний существует, а дляобразованного – только в Интернете появилась.

Н.А.: К сожалению, это еще и некая политика нашего государства,когда оно...

Д.И.: Не надо преувеличивать. Это не политика. Это коммерция.Политика должна быть на преодоление этой сегментированности.

Н.А.: Согласен с вами. Но с точки зрения государства, эта политикадолжна быть направлена, в частности, на поддержку РАН.

Д.И.: Почему именно РАН, а не, например, конкретных лабораторий?

Н.А.: Можно и лабораторий. Но именно на поддержку научных людей. Акогда им противопоставляют школьника, который изобрел CD-диск, предлагают искать под этофинансирование и говорят, что из-за этого Россия завтра воспрянет, – этонехорошо.

Б.Д.: Наверное, под РАН имелась в виду реальная академическаянаука.

Н.А.: Да.

Д.И.: Здесь есть путаница. Мы, с одной стороны, завидуемизобретательности иных народов, где школьник может придумать какую-то ерунду,внедрить ее и стать миллиардером. Хула-хуп или трубочка для коктейлей.

Н.А.: Я не хочу, чтобы наши слушатели не хотели что-то изобрести.Это прекрасная вещь. Но делать это нужно, обладая некоторым образованием. Чемвыше образование, тем больше вероятность, что вы что-то изобретете.

Б.Д.: Хорошие изобретатели обычно имеют хорошее образование.

А.К.: Вы сказали так: «Изобретайте, но изобретайте в рамках нашейструктуры». Я правильно интерпретировал ваши слова?

Н.А.: Мой призыв в следующем: образовывайтесь - и тогда будет легчеизобретать. Некая площадка для прыжка всегда способствует успеху. Зачастую, но невсегда.

Д.И.: Я думаю, что система возгонки и страсти к знаниям в каком-тосмысле общая. Но дальше люди расходятся по разным своим предпочтениям иинтересам. И если говорить, например, о большом голливудском мейнстриме, то ониздорово умеют пропагандировать образ науки и образ ученого. Но это, какправило, изобретатель чего-то конкретного и, как правило, злодей. В «Бэтмене»там или в «Джеймсе Бонде».

Н.А.: Можно вспомнить недавний фильм «21», где в самом началерассказывается вероятностная задачка, очень правильная по постановке.

Д.И.: Что за фильм?

Н.А.: Про то, как команда из MIT обдуривала казино.

А.К.: Обдурили? Или им все-таки поломали ноги бейсбольными битами?

Н.А.: Было и то, и другое. Интересно, что в начале фильмадействительно ставится математическая задача.

Д.И.: Она корректно формулируется, интерпретируется?

Н.А.: Решение, к сожалению, не совсем корректное. Это серьезная проблемасредств массовой информации и вообще популяризаторства сложных наук. Зачастую,чтобы качественно рассказать, нужно очень хорошо знать.

Д.И.: В некоторых жанрах и формах это просто невозможно. Если мыговорим о кинематографе, то он может дать только образ. Если мы посмотрим, какони пытаются (даже в самых лучших фильмах) качественно изобразить историческуюреконструкцию, математику, программирование, это всегда выглядит дляпрофессионала как что-то ужасное.

Н.А.: Я не говорил, что нужно рассказать всю правду. Но все, чторассказано, должно быть правдой. Можно привести простой пример. Давайте возьмемВикипедию. На мой взгляд, это не научно-образовательный ресурс. Там бываютошибки. А в качественном научно-популярном ресурсе ошибок быть не должно.Понятно, что мы не можем рассказать про весь передний край математики, про всюматематику.

Б.Д.: Но можно при этом не врать.

Н.А.: Не то что можно, а необходимо.

Д.И.: Мы сейчас говорим об эффекте не всегда хорошо организованной коллективнойответственности, где всегда есть элемент лжи.

Б.Д.: Мы говорим о плохо организованной системе экспертизы.

Д.И.: Но в математике она как раз хорошо организована.

Б.Д.: В самой математике – да. А когда идет рассказ о математикевне математики – нет.

Д.И.: Мне кажется, что один из важных смыслов математики дляобщества в том, что там почти идеально организована экспертиза. И этотранслируется в другие сегменты науки.

А.К.: Отчасти да, ну и некоторое воспитание честности.

Д.И.: Это оно и есть. Вот мы вчера разговаривали с математиком Найшулемпо поводу религии и науки. И он говорит, что на мехмате в определенные временакаждый третий был православным. И считает, что это не только потому, что всоветские времена было диссидентское настроение, но и потому что они были интеллектуальночестными. Если они приходили к каким-то выводам, то немедленно их реализовывали.

Б.Д.: Как быть с единством экспертизы в науке, если есть школы, неочень признающие друг друга. И в математике, насколько я понимаю, это тоже существует?

Н.А.: Крайне мало.

Б.Д.: Отношение к тем же самым интуитивистам.

Н.А.: Это больше проблема философии, нежели математики. Сейчас изтого, что может быть интересно радиослушателям, я могу сказать, что у некоторойчасти математиков существует недоверие к компьютерным доказательствам. Понятиедоказательства менялось с течением времени. Можно вспомнить древнюю Индию,когда им было достаточно нарисовать чертеж и подписать «смотри». А тосовременное состояние, что мы считаем доказанным, сформировалось во многом вовремена Гильберта. При этом, даже если вы посмотрите на труды очень известногороссийского математике Эйлера, вы в них очень мало увидите доказанного с точкизрения современности. Просто потому, что изменился язык и понятиедоказательства. В 1970-ые годы появилась первая математическая задача, решеннаяс помощью компьютеров, - задача о четырех красках. Можно ли любую картупокрасить в четыре цвета так, чтобы никакие два соседних государства не былипокрашены в один цвет? Это было первое такое доказательство, но многие все ещеотносятся с нему с недоверием.

Д.И.: Сидят и вручную раскрашивают. А ответ-то какой?

Н.А.: Можно. Существуют и более глубинные проблемы сдоказательствами. Мы уже упоминали про теорему Ферма. Большинство математиков,конечно же, не проверяло ее доказательство. В отличие, например, от теоремыПифагора. И то довольно сложное доказательство, которое было установлено Уайлсомв 1990-ые годы, проверено очень малым количеством математиков. Но это такиелюди, которым сообщество доверяет. И сообщество считает, что она доказана.

Б.Д.: А что такое компьютерное доказательство? Бывает два типадоказательств. Первый – это когда компьютер просто облегчает техническую работу:решить, например, тысячу квадратных уравнений. А второе, к чему собственно ипитают недоверие математики, – это когда компьютер сам решает, куда пойти наследующем шаге. Это настораживает. Проверить это очень сложно.

Д.И.: А что при этом надо проверять?

Н.А.: Есть много точек зрения, начиная от листинга программы напредмет того, все ли там правильно написано, заканчивая проверкой железок напредмет правильного выполнения того, что ей предписано.

Б.Д.: Является ли тот алгоритм, который она использовала,единственным?

Д.И.: Это один из вариантов. Второй – просто механический. Давайтевернемся к фильму. Они пытались обдурить казино - с помощью?...

Н.А.: Математики, с помощью знаний теории вероятности и т. д.

Д.И.: Просто я вспомнил, что читал книжку о том, как принимаютсясценарии в США. В каждом сценарии есть такой элемент, где сценарист в несколькихпредложениях описывает, что происходит в фильме. Предполагается, что если ты несмог изложить суть фильма в этих трех-пяти предложениях, то сценарий плохой. Еслив таком режиме изложить математическую модель, которую использовали эмайтишникив этом фильме, как это выглядело у сценариста? Что он описал?

Н.А.: Это, наверное, реально. Я не готов это сделать сходу ибыстро. Хочется пересмотреть фильм. Возвращаясь к популяризации. Этот подходможет быть отчасти правильным. С другой стороны, зачастую СМИ слишком многовнимания обращают на рейтинги, из-за чего иногда пропадают какие-то важные вещи.В Японии есть великий популяризатор математики - Джин Акияма. В Москве он тожедавал представление.

Б.Д.: Хорошее слово «представление» для работы популяризатораматематики.

Н.А.: Это действительно некое шоу. Понимаете, мы боремся за одно ито же, а именно за деньги родителей и время детей. Ребенок может купить журналпро секс и моду, а может купить научно-популярную книгу. И борьба идет за одини тот же ресурс. Если вы хотите, чтобы он выбрал что-то научно-популярное, онодолжно быть как минимум не менее красиво. Потому что то ему интересно, а это –пока еще нет. И у Акиямы это действительно представления. Он делает модельки,дает много представлений по миру. Кроме того, он ведет еженедельную передачу нацентральном японском образовательном телеканале. Если с Джином в Япониисадишься в такси, то любой таксист его узнает. Заходишь в кафе, сразу все кафеобращает внимание. Это пример того, что изложение математики на широкоеобщество может быть очень популярным. Когда приходишь на телевидение в России,первый ответ – будет нерейтингово. А второй – какая целевая аудитория?Вспомните «Простоквашино». Какая у него целевая аудитория? Его можно смотреть вдетстве, можно в юности, а можно в зрелом возрасте.

Д.И.: Если мы говорим про математику, гораздо корректней вспомнить«Алису в стране чудес».

Н.А.: Да. В каждом возрасте и при каждом уровне образования тынаходишь для себя что-то новое. Поэтому, возвращаясь к своему опыту, тот жепроект «Математические этюды» - это мультфильмы, которые можно просто показать,чтобы дети просто порадовались. Если же видишь, что аудитория подготовлена,можно что-то объяснить. А профессиональному математику можно просто что-тодоказать.

А.К.: Спасибо большое. Гостем двух прошедших передач «Наука 2.0»был Николай Андреев - математик и популяризатор математики. Спасибо вам большое.Вели программу, как обычно, Дмитрий Ицкович, Анатолий Кузичев и Борис Долгин.До встречи.


[1] Пьер Ферма – французскийматематик XVII  века, один изсоздателей аналитической геометрии, математического анализа, теориивероятностей и теории чисел. Наиболее известен формулировкой так называемойВеликой теоремы Ферма о том, что степень, большую чем 2 натурального числанельзя разложить на сумму двух натуральных чисел, каждое из которых взято в тойже степени. Была доказана только в 1995-м году английским математиком Эндрю Уайлсом.

[2] Зализняк АндрейАнатольевич – российский лингвист, академик РАН. Его научное творчество можноусловно разделить на две основные части. Первая связана с созданием формальногоописания синхронной системы грамматических категорий. А вторая – с изучениемпамятников древненовгородской письменности и, в первую очередь, берестяныхграмот - писем и записей на бересте.

[3] Велесова книга –поддельный исторический источник, имитирующий некие древнеславянский язык иписьменность (до глаголицы и кириллицы). Впервые опубликован и, скорее всего,создан в кругах любителей славянской мифологии первой волны эмиграции. Фактфальсификации не вызывает сомнений у профессиональных историков и лингвистов,но отрицается частью публицистов-неоязычников.

читайте также
Наука
Леонид Костандов: 1915 – 1984
Ноябрь 27, 2015
Руссо Максим
Наука
Сила самоиронии. К 80-летию Юрия Левады. Рассказывают Теодор Шанин и Борис Юдин
Май 13, 2010
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).