Для одних из нас в очень далеком, а для других – не столь удаленном Мичигане Владимир Эммануилович Шляпентох встречает свое 85-летие. Его книга по критике мальтузианства вышла в 1958 году, а монография, анализирующая постсоветскую Россию как феодальное общество, – в 2008 году. Завидное творческое долголетие. Непреходящий интерес к миру социальных отношений.
Наш общий стаж знакомства и дружеских отношений с Володей, по крайней мере, вдвое превышает прожитое им. И кто как не мы имеет бóльшее право сказать, что сделанное Владимиром Шляпентохом, в годы становления социологии в период «оттепели» – сейчас это отчетливо видно – является важной частью фундамента современной российской социологии.
Это, в первую очередь, его пионерные исследования читательской аудитории центральной прессы и публикации в области обеспечения достоверности социологической информации. Его книга: «Как сегодня изучают завтра», увидевшая свет в 1973 году, стала открытием социологии для тех, кто раньше даже не слышал о существовании такой «диковинной» науки.
В 1979 году Володя эмигрировал в США, и несколько лет действовал запрет на цитирование его работ в советской литературе. После перестройки он вернулся и весьма активно включился в исследования российских проблем. Достаточно назвать выполненный по его инициативе проект о катастрофическом сознании в современном мире (Катастрофическое сознание в современном мире в конце XX века (по материалам международных исследований) / Под ред. В.Э. Шляпентоха, В.Н. Шубкина, В.А. Ядова. М.: 1999).
Бывая в Москве, Владимир Эммануилович непременно выступает в переполненных аудиториях и горячо полемизирует, в том числе и с самим собой – таков его критически-аналитический ум. Уже несколько месяцев мы, т.е. ниже подписавшиеся, и Володя обсуждаем мало разработанные вопросы освещения прошлого нашей науки на базе биографического материала. Электронные послания носятся между Россией и Америкой.
Кто знает Володю, не удивится, кто не знает, должен поверить нам, что самые острые суждения, наиболее полемические точки зрения высказываются им. Иногда страсти накаляются, дело приближается к «научному разводу», разговор выходит за рамки привычной академический дискуссии и напоминает бурные «оттепелевские» и «перестроечные» тусовки. Но как приятно после бурной полемики осознавать, что мы продвинулись в понимании сути проблемы.
Без участия Володи наши обсуждения были бы не только более «пресными», но и – главное – менее продуктивными. Отрадно и то, что после трех десятков лет жизни в США он не проникся американскими традициями политкорректности в отношениях между авторами-учеными. Напротив, он считает их тормозящими движение науки, а точнее – Науки.
Дорогой друг, разреши нам и далее в течение многих лет не замечать твоего возраста. Желаем тебе здоровья, творческого дерзания, новых книг, новых встреч и долгого сохранения того, что тебе дорого, близко, что согревает твою жизнь.
Андрей Алексеев, Борис Докторов, Борис Фирсов, Дмитрий Шалин, Франц Шереги, Владимир Ядов