Утром 26 декабря 2012 года в Санкт-Петербурге от последствий тяжелого инфаркта умер замечательный человек, прекрасный физик, доктор физико-математических наук, заместитель руководителя Отделения теоретической физики Петербургского института ядерной физики, заведующий сектором теоретической физики высоких энергий, профессор Академического университета РАН, член Совета РФФИ, инициатор создания и сопредседатель Общества научных работников Дмитрий Дьяконов. Пожалуй, лучше всего человека могут охарактеризовать его любимые книги. Публикуем его ответы на вопросы о домашней библиотеке и книгах, которые он бы взял на необитаемый остров.
См. также:
Сколько книг (без журналов и тому подобной периодики) стоит на полках там, где вы в основном живете?
От двух с половиной до трех тысяч.
Кто в основном покупал эти книги?
Прародители, родители и я.
Вытесняют ли электронные книги бумажные в вашей домашней библиотеке?
Нет, пока не вытесняют.
Какими принципами вы пользовались, собирая домашнюю библиотеку?
Совершенно беспринципно.
Приходится ли иногда избавляться от книг? Если да, то как вы это делаете?
Да, от менее интересного всё время избавляюсь тем или иным способом. Но основная причина убыли — одалживание книг друзьями без возврата.
Какие книги произвели на вас в детстве и юности наиболее сильное впечатление? Не могли бы вы перечислить несколько. Были ли в этом списке научно-популярные или художественные книги, которые повлияли на ваше решение посвятить свою жизнь науке?
Первая книга, не вполне научно-популярная, но заставившая меня действовать – «Если парни всего мира…» Жака Реми (Jacques Rémy, Si tous les gars du monde, 1956). По ней был знаменитый когда-то французский фильм, а у нас – песня. Там от непонятной болезни загибаются норвежские рыбаки на маленьком судёнышке в северной Атлантике. Они передают SOS, который услышал радиолюбитель в Африке, потом длинная цепочка других любителей, в Париже ставят диагноз, в институте Пастера достают лекарство, передают в Восточный сектор Берлина, и, в конце концов, советский самолёт сбрасывает его рыбакам. Очень романтично. Я прочёл это в 4-м классе, и решил непременно сделать радиостанцию. Три года я без устали читал, паял и настраивал всякую радиотехнику, под конец уже сам придумывал и рассчитывал схемы.
Но потом, уже после 7-м класса я прочёл книгу Даниила Данина, замечательного писателя, недавно умершего, – «Неизбежность странного мира», 1961. Там в романтичной манере описывалась история физики XX века. И мне это так понравилось, что я решил, что стану физиком. Впоследствии я немного отплатил Данину: когда я поселился на вилле Карлсберг в Копенгагене в 1998 году, я ему написал письмо, что стал физиком благодаря его популярным книгам, и вот, видите, к чему это привело? Данин, видимо, был тронут и написал обо мне статью в «Известиях» – «Наш человек в Копенгагене».
Из художественных книг «Бильярд в половине десятого» Генриха Бёлля (Heinrich Boell, Billard um halbzehn, 1959) сыграла, видимо, важную роль в моём формировании. То же могу сказать про «В круге первом» А.И.Солженицына (1966).
10 книг (можно меньше или чуть больше), которые вы бы с собой взяли на необитаемый остров?
Немного устаревший вопрос – на необитаемый остров надо брать генератор, лэптоп и спутниковую антенну. Тогда будет больше 10 книг. А если уж брать книги, то что-то из серии «Сделай сам» и «Как выживать в трудных условиях», а также справочники по местным растениям, рыбам и птицам. Кстати, мой близкий знакомый, доктор физ.-мат. наук Юрий Викторович Петров, таки провёл неделю на настоящем необитаемом острове в Полинезии. Если требуется назвать 10 любимых книг, то так и надо спрашивать!
Хорошо, какова же 10-ка самых любимых книг у Д. Дьяконова - человека и парохода? :-) Без каких книг вы не представляете свою жизнь, к которым снова и снова возвращаетесь, которые считаете необходимыми для становления человека?
Любимые книги:
А. Солженицын. В круге первом.
Г. Бёлль. Бильярд в половине десятого. Групповой портрет с дамой.
А. Пушкин. Борис Годунов.
Л. Толстой. Севастопольские рассказы. Война и мир.
М. Булгаков. Белая гвардия. Театральный роман.
В. Гроссман. Всё течёт. Жизнь и судьба.
Г. Маркес. Сто лет одиночества.
Т. Манн. Волшебная гора. Доктор Фаустус.
Стихи М.Цветаевой, О.Мандельштама, И.Бродского
Е. Эткинд. Психопоэтика.
И. Дьяконов. Пути истории.
А. и Б. Стругацкие. Гадкие лебеди. Улитка на склоне.
С. Лем. Дневники Ийона Тихого. Солярис.
По физике – книги, из которых я лично почерпнул больше всего:
Л. Полинг. Общая химия.
Л. Ландау и Е.Лифшиц. Квантовая механика.
Р. Фейнман. Статистическая механика.
А. Поляков. Калибровочные поля и струны.
Использованы материалы из личной переписки и газеты «Троицкий вариант – Наука» (22 июня 2010 г. и 3 июля 2012 г., идея опроса о домашних библиотеках принадлежит астрофизику Сергею Попову).