будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 12, 2025
Наука
Гриценко Григорий

Научно-технический распил

Научно-технический распил
98_04

Мы живем в стране, в которой еще до недавнего времени даже производство швейных иголок или стиральных порошков считалось важнейшим государственным делом. Теперь на такую ерунду государство уже не тратит ни своего драгоценного времени, ни не менее драгоценных средств, предоставив решать эти задачи частным лицам. Однако у нас по-прежнему остаются сферы хозяйственной деятельности, где государственное присутствие почти никем не ставится под сомнение – это сфера научно-технических разработок.

Так уж сложилось исторически, что все более или менее крупные инновационные проекты в нашей стране всегда финансировало государство. И на это было как минимум две веские причины. Первая состояла в том, что российское государство – это, прежде всего, вооруженные силы, а этим силам нужны самые последние технические разработки, если они, конечно, хотят выиграть очередную войну. Так было еще в царские времена, хотя техническая отсталость русской армии была притчей во языцех. Так было и в советские времена, когда ситуация с внедрением технических достижений поменялась кардинально и потребности армии стали основой для формирования государственных заказов научно-исследовательским и проектным институтам, работающим в области высоких технологий.

Вторая причина активного присутствия государства в сфере технического прогресса состояла в том, что этот прогресс широким слоям российского населения был особенно не очень нужен. Так уж случилось, что подавляющая масса российских граждан была людьми очень бедными, и покупать изделия повышенного класса сложности просто не могла. Причем, не имело значения, были ли это товары потребительского или производственного назначения. Из-за низкого уровня дохода имел место низкий уровень сбережений, то есть построить предприятие с новыми, то есть дорогими, технологиями российские хозяйственники не могли. Поэтому вопрос о получении новой техники и технологии решался очень просто: в зависимости от финансового состояния и политического режима или покупались за границей готовые изделия, наслаждаться использованием которых могла ограниченная группа богатых людей, или покупались целиком заводы / технологии, которые после монтажа на российской территории в массовом порядке копировали иностранные образцы. Разумеется, с меньшей себестоимостью, но и с худшим качеством. То есть в нашем случае государство брало на себя роль проводника новых технологий, которые, правда, создавались за границей.

В результате у нас сложилась модель технологического развития, которую проще всего назвать набившим оскомину словосочетанием “двухсекторная экономика”. Первый сектор – высокотехнологичный – обслуживал интересы военно-промышленного комплекса и полностью финансировался государством. Инновации в данном секторе могли быть как собственного происхождения, так и иностранного, полученные или путем открытого приобретения двойных технологий, или путем промышленного шпионажа. Но что там происходило, какие чудеса создавались в этом секторе, мы не знали и не могли знать. Второй сектор – традиционный – использовал технологии иностранного образца, причем с очень давними сроками приобретения, поддерживать их на ходу помогли только русская смекалка и российское долготерпение. Между собой эти сектора слабо взаимодействовали: достижения научно-технической мысли первого сектора слабо доходили до второго, что и послужило основной причиной его деградации в советские времена.

В постреформенный период складывалось впечатление, что технические достижения в нашей стране вообще никому не нужны. Массовый спрос удовлетворялся за счет массового импорта, военный спрос резко сократился, поэтому если бы даже российские разработчики инноваций и могли что-то предложить рынку, то их бы просто не заметили. Наука была обречена на вымирание, так как в отсутствие конкретного заказчика бюджетное финансирование выделялось по принципу “поддержания прожиточного минимума” оставшихся в науке специалистов. А те, кого прожиточный минимум не устраивал, из науки уходили.

Так развивались события до 2003 года, но потом ситуация стала понемногу выправляться. Благодаря нефтегазовой ренте российский бюджет наполнился деньгами, и появилась возможность финансировать программы, на которые раньше элементарно не хватало средств. Но и перспектива получения больших средств в ослабленный после долгого финансового голодания научный организм, привела к несколько странным результатам.

На заседании Правительства РФ в прошедший четверг, наряду с проектами, хотя бы похожими на инновационные - в области нанотехнологий, в производстве синтетических кристаллов и в разработке металлических материалов с двукратным повышением важнейших эксплуатационных свойств (хотя и здесь не хватало информации о том, какие экспертные структуры будут оценивать научную корректность и технологическую проработанность идей), рассматривались такие темы, которые, по идее, должны быть уделом только частных инвесторов.

Так, выступивший на заседании министр образования и науки г-н Фурсенко порадовал собравшихся сообщением о требующем бюджетных денег проекте "Повышения эффективности переработки твердых отходов на основе современных отечественных технологий и оборудования с получением вторичного сырья и товарной продукции". Реализуется этот проект в г. Санкт-Петербурге, на местном мусороперерабатывающем заводе. На этом заводе будут смонтированы линии по переработке пластиковой тары, отходов лесозаготовки и деревообработки, строительного мусора, стеклобоя и автошин.

Конечно, борьба с твердыми бытовыми отходами и строительным мусором – это дело общегосударственной важности, так как грязь на улице – это составная часть нашего быта уже на протяжении многих столетий. Но зачем поднимать решение этой проблемы на самый высокий уровень? Неужели в мэрии Санкт-Петербурга (или мэрии любых других российских городов) не могут решить этот вопрос самостоятельно, тем более что он как раз и находится в их компетенции, а не в компетенции федерального Правительства? Неужели там оскудели средства, что нет возможности оплатить изготовление и монтаж линии на мусороперерабатывающем заводе? Вырисовывается эффективная схема взаимодействия всех заинтересованных сторон. Есть инвестор (это мэрия, и она же может привлечь к софинансированию проекта производителей строительного мусора, то есть строительные организации), есть площадка, где проект может быть реализован - мусоросжигательный завод и есть предприятие-изготовитель новой техники. Причем, все трое находятся на одной территории и могут решить свои дела самостоятельно. Какое отношение это имеет к правительству РФ и федеральной научно-технической политике.

И этот проект там не единственный, вызывающий подобные вопросы.

Мы, в принципе, не против участия государства в финансировании исследовательских проектов. Но это участие имеет смысл акцентировать на тех секторах, , где у проекта нет ближайшей коммерческой перспективы. То есть должно быть ясно, что в ближайшие три года проект в серию не пойдет и прибыли приносить не будет. Только тогда им и должно заниматься государство, причем в какой форме будут выделяться финансирование и отслеживаться результаты исследований – это тема отдельного разговора. Но проекты с ясной коммерческой перспективой не должны финансироваться государством. Тем более они не должны им финансироваться, когда уже существуют заказчик, производитель и инвестор, готовый внести свои средства в обмен на долю прибыли в недалеком будущем. Иначе есть хороший шанс использовать не исключено, что временную возможность государства содействовать инновационным проектам в экономике на очередной бюджетный распил.

См. также:

  • Инвестиционный тяни-толкай
  • Битва за лишние деньги
  • Куда направить нефтедоллары?
Гриценко Григорий
читайте также
Наука
Леонид Костандов: 1915 – 1984
Ноябрь 27, 2015
Руссо Максим
Наука
Сила самоиронии. К 80-летию Юрия Левады. Рассказывают Теодор Шанин и Борис Юдин
Май 13, 2010
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).