будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Наука 2.0
Май 16, 2025
Наука

Наука на рубеже эпох

Наука на рубеже эпох
4DSCN0201
Фото с сайта ГУ-ВШЭ

Мы публикуем стенограмму передачи "Наука 2.0" – совместного проектаинформационно-аналитического канала "Полит.ру" и радиостанции "Вести FM". Гостьпередачи – директор Политехнического музея, профессор, заведующий кафедройуправления наукой и инновациями Государственного университета-Высшая школаэкономики, президент некоммерческой ассоциации "Российский дом международногонаучно-технического сотрудничества" Борис Георгиевич Салтыков. Услышать насможно каждую субботу после 23:00 на волне 97,6 FM.

Дмитрий Ицкович: Здравствуйте, сегодня у нас очередная передача изцикла «Наука 2.0» – совместного проекта радиостанции "Вести FM" и портала "Полит.ру". Сегодня снами, к сожалению, нет Анатолия Кузичева. В студии я – Дмитрий Ицкович, научныйредактор "Полит.ру" Борис Долгин и Борис Георгиевич Салтыков. Борис Георгиевич– директор Политехнического музея, профессор, заведующий кафедрой управлениянаукой и инновациями в Государственном университете «Высшая школа экономики»,президент некоммерческой ассоциации «Российский дом международногонаучно-технического сотрудничества» и много что еще. Но особенно важно другое –Борис Георгиевич вышел из ЦЭМИ, Центрального экономико-математическогоинститута Академии наук СССР, это был один из главных рассадников раннеголиберализма и новых подходов к экономике.

Борис Салтыков: Потом из него вылился Институтнароднохозяйственного прогнозирования, куда я и перешел.

Д.И: Потом так получилось, что он был вице-премьером правительстваРоссии, а еще был министром по научно-технической политике РФ, причем в самыесложные годы…

Борис Долгин: Собственно, в годы формирования новой России.

Д.И.: Да, 1992-1993 год. И мы сегодня и хотели бы поговорить на этутему. Какой была наука в последние годы Советского Союза, как она выглядела?

Б.С.: Об этом много написано. Если очень кратко, то это былаадминистративно-ведомственная, административно-командная схема. Вся наукалежала под соответствующим министерством, плюс еще Академия наук. Вузовскаянаука тогда была довольно слабой, но в технических вузах Советского Союза былидостаточно сильно развиты прикладные работы, связанные с конкретнымиминистерствами, так называемые хоздоговорные. Все-таки лицо фундаментальнойнауки определяла, конечно, Академия Наук.

Д.И.: Секундочку, было ведь три части, три сектора основнойАкадемии Наук?

Б.С.: Нет, основной – это если говорить о фундаментальной науке, авот по численности занятых – 80% было сосредоточено в отраслевой науке.

БД: Разного рода НИИ.

Б.С.: В отраслевой, которая в свою очередь разделялась на двасектора: оборонный (военный) и гражданский.

Д.И.: Вы не помните в числах, сколько это людей?

Б.С.: Помню. После распада СССР в России осталось около 1 млн.занятых в науке. А пик, «золотой век» советской науки – это 1960-е годы. Товремя называют «золотым веком», потому что шел бурный рост, было многодостижений: запуск спутника, потом Гагарин и так далее. В это время Хрущевпроводил некоторую реформу статистики, он ведь все время гонялся за США.

Д.И.: Догоним и перегоним.

Б.С.: Да, в том числе по численности научных работников. В эти годыбыло 1,5 млн. только научных работников, а занятых в сфере науки практическивдвое больше, потому что там есть инженеры и техники.

Д.И.: И уборщицы, технички.

Б.С.: Совершенно верно. Но это отдельная тема.

Д.И.: А с семьями – это вообще все 10 млн.?

Б.С.: В общем, да. Но очень важной структурной характеристикой былото, что отдельно существовала оборонная наука. И это была качественная наука – непросто наука, а такой качественный комплекс экономики. Потому что были вузы,которые готовили хороших специалистов. Когда сейчас говорят о мифе, что нашевысшее образование было лучшим в мире, это относится, и то с натяжкой, только кнескольким десяткам вузов, таких как МАИ, Бауманский, МФТИ, МГУ.

Б.Д.: МИФИ.

Б.С.: Томский, Горьковский университеты и так далее. Все этоотносилось к Минвузу СССР – было такое специальное управление, котороеназывалось Главвуз Минвуза СССР – Главное Управление Вузов. Оно курировалопримерно 70 вузов из почти тысячи. Вот это и была качественная структура.

Д.И.: 70 из почти тысячи. Это были оборонные вузы?

Б.С.: Это не только оборонные вузы. Я же их назвал, они готовили идля Академии Наук. но это качественная, как сказать…

Б.Д.: То есть это были вузы двойного назначения?

Б.С.: Двойного назначения: оборона или фундаментальная наука.

Д.И.: А остальные 930?

Б.С.: Они принадлежали иногда республикам, иногда регионам.

Д.И.: Назовите несколько таких типовых вузов, чтобы было понятно,что это такое.

Б.Д.: Какой-нибудь педвуз, наверное.

Б.С.: Ну, педвуз – это вообще нижний уровень качества. Знаете, явсегда студентам привожу такой пример. Почему СУ-27 до сих пор великолепныйистребитель и хорошо летает? Потому что его конструировали выпускники МАИ,МВТУ, физтеховцы и так далее. Делался из самых лучших материалов и сплавов наяпонских станках, которые иногда все-таки закупались. А, например, комбайн«Нива» советских времен делался в Ростсельмаше выпускниками какого-нибудьростовского педвуза или сельхозвуза. Делался иногда из стали-три ирезинотехнических изделий подходящих. И он имел ресурс работы до первого отказа– держитесь! – 16 часов! Дальше рвались шкивы или что-нибудь гнулось. Сейчас,конечно, другое дело. Но эта некачественная часть науки и экономики –гражданская, а в ВПК все было не так.

Так вот, этанаука была устроена вертикально, по ведомствам. Все ресурсы распределялисьтолько сверху вниз. Были специальные фонды у министерств, которые позволялизаказывать этим НИИ работы. Потом эти работы передавались в НПО или в КБ и такдалее. То есть была некая линейка.

Б.Д.: НПО – научно-производственное объединение. Сейчас, можетбыть, не все помнят эти аббревиатуры.

Б.С.: Вообще тогда, в той экономике, единственным способом сгладитьэти барьеры было – под одну крышу, под одного директора.

Д.И.: Барьеры между разными организациями? То есть выстраивалитакие научные вертикали?

Б.Д.: В данном случае – это скорее горизонтали, потому что так шловзаимодействие науки и производства.

Б.С.: Скорее горизонтали, да. Если из одного ведомства институтпередавал разработку в другое, где уже завод чего-то доделывал, это всегда былопрепятствие. Поэтому НПО – это опытный завод, НИИ и КБ на той же территории,под одним директором.

Д.И.: Это всегда, наверное, были проектные задачи?

Б.С.: Задачи, которые кончались каким-то изделием, либо проектом.«Золотой век» кончался, в 1970-е годы началась стагнация. Все это довольнохорошо жило в административно-командной системе в экономике. Как толькокончились дорогие нефтяные ресурсы, начались трудности – это конец 1970-хгодов. А в 1980-х годах ресурсов было совсем мало.

В 1960-е годытемп прироста численности научных работников приближался к 7% в год. Этоозначало, что лет через семь численность удваивалась. И тогда (я помню эти 60-е,атмосферу оттепели) все это вылилось, в том числе в известные успехи советскойнауки. А в конце брежневской эпохи все начало сходить на нет: и цены на нефть,и ресурсы. Последним ярким успехом советской науки для мира я бы назвал запуск«Бурана» в 1989 году, уже на издыхании мощной советской системы. Этодействительно было мировое достижение: челнок в автоматическом режиме совершилодин или два витка и сел.

Д.И.: И количество ученых уже стало падать?

Б.С.: Количество ученых стало падать – это уже временагорбачевские. Наука, как и все остальное, открылась. Уже в 1989-1990 гг.начались активные отъезды ученых, потому что зарплаты не росли, численностьтоже не росла. Наука в СССР развивалась экстенсивно: возникала новая проблема –открываем новый институт! Или какой-нибудь академик говорит: в Америке началасьпрограмма высокотемпературной сверхпроводимости. Мы тоже должны!

Д.И.: Уменьшение количества ученых происходило в основном в связи сэмиграцией, или были еще какие-то причины?

Б.С.: Я думаю, просто ресурсы кончились.

Д.И.: А куда они уходили?

Б.С.: Тут и демография имеет значение. Кто-то умирал, кто-то простоуходил. Сначала количество не уменьшалось, просто темпы прироста упали до нуля.

Д.И.: То есть постепенно начался отрицательный прирост?

Б.С.: Да, он начался, но до конца 1991 года был минимально заметен,а в 1991-ом уже началась довольно массовая эмиграция.

В новой России,когда начали стоить управление наукой, мы с Юрием Алексеевичем Рыжовым вВерховном совете тогда еще РСФСР обсуждали, как все-таки соединять науку спромышленностью или с высшей школой, и в итоге приняли решение. Новое ведомствовключало в себя бывшее ГКНТ СССР – Госкомитет по науке и технике СССР (то, чтосейчас на Тверской – главное здание), плюс Минвуз СССР, плюс Государственныйкомитет по науке и вышей школе РСФСР – это все вместе. Потом нам добавили ВАК –Высшую Аттестационную комиссию и Госкомизобретений, который потом сталРоспатентом.

Д.И.: То есть дали вам большой имущественный комплекс?

Б.С.: Имущественный – само собой, тогда многие его имели (скажем, уДанилова-Данильяна в Мингео было восемь корпусов), но и большуюответственность. Мы тогда, и я считаю, что это было правильное решение,соединили науку и высшую школу – только высшую школу, а не все образование.Было отдельное министерство образования, которое Эдуард Днепров возглавлял.Потому что, как мне кажется, нынешний министр вынужден больше заниматьсяшколой, чем наукой.

Д.И.: Просто даже по количеству людей.

Б.С.: Да, а был замысел, что наконец-то разовьется у нас наука ввысшей школе за счет такого объединения. Конечно, это был тоже такойадминистративный взгляд.

Б.Д.: Это в той же логике, в которой создавалисьнаучно-производственные объединения.

Б.С.: Да. И очень важно, я хочу это отметить, что был период,который я называю романтическим: когда началась горбачевская перестройка,открытость, гласность и ощущение, что демократия нас захлестнула. Свобода.Коллективы начали избирать директоров и ректоров вузов, а не назначать их, какраньше. Началось строительство, в кавычках, «Союза ученых». «Союз ученых»Москвы был крупный, и в Петербурге тоже – в Петербурге он до сих порсуществует. Появились такие слова в печати: «феодальный строй в Академии наук»и так далее. Начались переговоры, я участвовал в них как эксперт; я тогда былзаместителем директора Аналитического центра по научно-техническомупрогнозированию. Как эксперта меня и Академия привлекала, и представителиколлективов. А кому принадлежит имущество Академии? Президиуму или всем членамАкадемии? Или всем, кто там работает? Впервые серьезно поставили вопрос: а чьеэто имущество? До этого никто не ставил такого вопроса, потому что все былогосударственное, а здесь уже появились субъекты.

Так вот, этотромантический период кончился, конечно, шоковой терапией, и я скажу почему. Насамом деле он кончился полным коллапсом экономики СССР. Потому что когдаправительство Гайдара вошло во власть, то у России было, кажется, 92 млрд.долларов долгов, а в казне было что-то вроде 87 или 78 млн. долларов. Большеничего. И вопрос стоял не о плавной реформе, о которой мы думали, либерализацияи так далее, а о спасении страны и недопущении голода.

Б.Д.: Собственно, романтический период закончился вовсе не шоковойтерапией, а именно коллапсом. А шоковая терапия – это вынужденная мера.

Б.С.: Совершенно верно, это вынужденная мера. И тут очень интересенследующий сюжет: поскольку мы отвечали за высшую школу, мы в начале 1992 года,когда реально началась реформа, приняли закон об образовании, в котором впервыедопускалось наличие негосударственных вузов. Приватизация того, что есть, былазапрещена, но арендовать, организовать новое мог кто угодно.

Д.И.: А почему запретили приватизацию? Какая логика была?

Б.С.: Конечно, это было большое давление коммунистического лобби впарламенте, и опасение Гайдара и нас всех, что этого и народ не поймет. Потомучто на этом была такая спекуляция: общенародное достояние – и вдруг в частныеруки. А вторая причина, которая на отраслевой науке отразилась – приватизировалисьбы только помещения, а в отраслевой науке главная ценность – интеллектуальныйпродукт: отчеты, ноу-хау, патенты. Они тогда еще не были оценены.

Одна из нашихглавных заслуг в том, что мы успели принять в 1993 году патентный закон РФ. Этобыло первой приватизацией, хотя почти никто этого не понимает. В СССР всепатенты принадлежали государству. Ты приходил со своим изобретением, тебевручали свидетельство об изобретении, о том, что ты – автор. А государствоговорит: а теперь до свидания, вот тебе 300 руб. за это, а коммерциализироватьмы будем сами. И СССР продавало патенты.

Б.Д.: Если было внедрено, тогда полагались какие-то отчисленияминимальные, или нет?

Б.С.: Нет, нет.

Д.И.: Это с книжками ты перепутал.

Б.С.: В 1993 году я летал в Женеву, во Всемирную организациюинтеллектуальной собственности. Мы там показывали наш патентный закон,показывали, что он гармонизирован с немецким. То есть мы делали так, как делаетвесь мир. И впервые разрешили обменять ваше свидетельство об изобретении наличные патенты.

А в конце 1992– начале 1993 года началась приватизация отраслевой науки: приватизировалисьдома и имущество. Денежных оценок интеллектуальной собственности еще не было,как не было и опыта никакого. Но уже тогда, в 1993 году, начался бурный ростмалого инновационного бизнеса, а предшественником этого были центры НТТМ –Центры научно-технического творчества молодежи.

Б.Д.: Изначально при райкомах комсомола.

Б.С.: Они позволяли, говоря грубо, отмывать деньги. На самом делеони временными коллективами выполняли за 2-3 месяца такую работу, которуюобычный административный институт делал за пару лет – тоже за сумасшедшиеденьги, но бюджетные, безналичные. А тут они получали по договору наличныеденьги. Вот тогда и началось обогащение. Тогда возникли Менатепы, частныебанки, посреднические кооперативы. Появились в огромном количестве наличныеденьги. Потом эти посреднические кооперативы все-таки запретили, но мы успеливвести вместо центров НТТМ инновационные или научно-технические кооперативы.

Д.И.: Иными словами, во многом экономическая активность началасьчерез активность научную?

Б.С.: Только частично. Потому что, я думаю, все-таки главными былипосреднические кооперативы такого типа: закупить дыни в Узбекистане и привезтиих в Мурманск. Я помню дискуссию, когда возмущались: они же спекулянты – онитам покупают по три рубля, а в Мурманске продают по 30. На что нормальные людиотвечали: а что же государство ваше не может эту функцию выполнить? Почему вМурманск привозят гнилые дыни? А вот эти «спекулянты» привозят свежие – за одиндень на самолете. То есть элементы рынка появились везде, в том числе впосредничестве и торговле, конечно.

Б.Д.: И в эту сферу частично начала оттекать наука…

Д.И.: Простите, уточняющий вопрос. Мы говорили в предыдущей частипро снижающийся потенциал, что шло выбытие людей из науки. Что в ней осталось?

Б.С.: Я как раз об этом. Я не сказал еще о принципах реформы. Кромепатентного закона и того, о чем я уже сказал, это деидеологизация, демилитаризация,открытость мировому сообществу. Начались эти отъезды по контракту, в том числе– навсегда. Это при Горбачеве началось, отчасти в тот самый романтическийпериод. Но уже в 1992 году все было подтверждено и конституировано почисленности.

Представьтесебе, все говорят: ладно, отъезд – это 5%, может быть, 7% от общей численности.А куда же делись все остальные? Ведь численность занятых в науке за четыре-пятьлет упала двое. На это я отвечаю, что появились новые огромные сектора:банковский, информационный, консалтинговый, торговый. Откуда людей брать? ИзАмерики, что ли? Вот они – подготовленные, образованные – и пошли из наукитуда, где им платили.

Б.Д.: То есть для тех, кто имел навык умственного труда, появилосьбольше возможностей?

Б.С.: И навыки интеллектуального труда, и просто хорошееобразование позволяют там работать. Все наши банкиры тех времен, так или иначе,связаны с наукой.

Д.И.: Итак, мы продолжаем разговор в передаче «Наука 2.0», котораясегодня посвящена реформам науки.

Б.Д.: Ситуации в науке в тот момент, когда утверждалась новаяРоссия.

Д.И.: Да. 1992-1993 год, когда у руля этого процесса стоял нашсегодняшний гость Борис Георгиевич Салтыков. Мы остановились на том, кудаделись ученые? Вот их было около миллиона – и вдруг их численность сократиласьпочти вдвое, при том, что мобильность, направленная вне страны, была большая,но не до такой степени – затронула 5%, может быть, 10% ученых, не больше.

Б.С.: Уехали те, кто не хотел прерывать свою научную карьеру.

Д.И.: Да, внутренняя мобильность перераспределения человеческихамбиций с научных на добывание материальных благ, на другой жизненный успехбыла колоссальной. Где-то половина людей, задействованных раньше в сфере науки,ушли в коммерцию, в банковский сектор, в госслужбу и так далее и тому подобное.

Итак, мы проодну часть реформы, довольно неожиданную: про патентное право, котороепоявилось и было одним из первых приватизационных процессов.

Б.С.: Интеллектуальную собственность приватизировали.

Д.И.: Да, и, может быть, это было не только первым, но и одним изсамых незавершенных приватизационных процессов, как мне кажется.

Б.С.: Да, мы все время с этим мучаемся.

Д.И.: Все время с этим выкручиваемся и никак не придем к какому-тоитогу.

Б.С.: Хотя законодательно сейчас уже все оформлено: вышла четвертаячасть гражданского кодекса, полностью посвященная обороту интеллектуальнойсобственности. Есть недовольные, но тем не менее. А правоприменение, как всегда,у нас неудачное. И толкование тоже. Хотя, например, одна из проблем, котораяшироко обсуждается уже лет пять, – разрешить разработчикам, которые работают забюджетные деньги, потом воспользоваться тем, что вы изобрели, разработали и такдалее. Потому что формально раз за бюджет, значит все это по-прежнемупринадлежит государству. Между прочим, в США такая же ситуация была. Там,допустим, Пентагон заказывал университетам какую-то работу – и эти результатыпринадлежали государству. Как только появился закон, который сказал: отдайте,сразу пошел бурный рост патентов, потому что люди на себя патентовались.

Д.И.: Ну, да. Потому что сам-то не профинансируешь, а государствопрофинансировало.

Б.С.: Государство профинансировало, но отдало тебе право сделать изэтого бизнес. А у нас до последнего десятилетия все еще было иначе.

Д.И.: По-моему, и сейчас с этим проблемы есть?

Б.С.: И сейчас есть. Формально вышло 685-ое постановление, котороес огромными оговорками вроде бы позволяет, но, как говорят разработчики...

Д.И.: Государство может в любую секунду изобретение забрать.

Б.С.: Ну, не в секунду, там дается срок. В общем, не то, чтохотели. И это одна из причин, почему патентуют за рубежом, а не в России.

Д.И.: А потом возвращают. Да, есть такое дело.

Б.Д.: Говоря о принципах реформы, вы упомянули демиталиризацию. Абыла ли реальная возможность, был ли какой-то шанс у правительства в ВПК?

Б.С.: В том объеме, в котором это было в СССР, конечно, нет.

Б.Д.: Именно с учетом того, о чем вы говорили, то есть о передовомхарактере разработок?

Б.С.: Был полный коллапс экономики вообще, а ВПК – это чистаянагрузка на экономику. Там были достижения, никто их не отрицал. Советскаянаука была, наверное, второй в мире. Наука в широком смысле, включая ОКРы –опытно-конструкторские разработки. Это когда уже были железо или документы.

Д.И.: То есть такая инженерная наука?

Б.С.: Да, потому что тот же «Буран» – это же все от науки, отизобретения до воплощения. Конечно, были успехи. Но вспомним известную фразу:Боливар не выдержит двоих. Ну, не выдержала этого российская бедная экономика вначале 1990-х. У меня была знаменитая фраза, которая мне аукается до сих пор. Яприехал в Новосибирск, потому что первые месяцы 1992 года – это сплошныепоездки, увещевания, разъяснения, в чем реформа. А народ там бунтовал. Денегнет.

Б.Д.: В Академгородке, наверное?

Б.С.: Конечно. Я выступал в зале на 600 человек, объяснял, что мысобираемся делать, и произнес вот такую фразу: «Науки в России слишком много».Зал как затопает, как закричит: «Вы что, против того, чтобы в России быликультурные и образованные люди?» Я говорю: «Нет, вы меня не поняли. Я за то,чтобы все были культурные и образованные. Наука – это оплаченные из бюджетарабочие места. Бюджет этот не выдержит этого». И поскольку мы знаем, что нетпророков в своем отечестве, мы пригласили экспертов OЭСР из Парижа – это Организацияэкономического сотрудничества и развития. Примерно 30 лучших стран мираобъединены в эту организацию.

Б.Д.: Сейчас Россия пытается туда вступить.

Б.С.: Да, пытается. Я был одним из первых визитеров, и был такимнеполноценным членом, наблюдателем в команде, которая наукой занималась. Потомучто мы приводили статистику нашу к стандартам OЭCР. У нас, скажем, название научного работника совпадает, а посути это другой уровень, чем тот, который принят в OЭСР.

Так вот,пригласили мы экспертов, сделали для них базовый доклад, дали статистику. Апотом они подготовили оценочный доклад. И мы вложили, извините, в их уста фразу,и уже они сказали, что в этой экономической ситуации России нужно сократитьчисленность научных работников в два-три раза. И это действительно объективно,потому что численность работающих в науке к ВВП – это важный показатель, и еслиу вас ВВП нет, то вы и науку не сможете в таком объеме содержать.

Д.И.: То есть наука – это прихоть для экономики?

Б.С.: Фундаментальная – прихоть. А с чем мы бьемся в эти годы,чтобы другая часть науки превратилась в инновации, то есть в товары, услуги?

Д.И.: Но и сама наука может превратиться в товар.

Б.С.: Да. Вы знаете, есть такая расхожая фраза, которая по радио,может быть, не часто повторяется, но интересная: наука делает из денег знания,а инновации делают из знаний деньги. Понятно, да? Когда я знаю «как», но надопродать и получить деньги – вот это инновация.

Д.И.: Борис Георгиевич, у нас не так много осталось времени,давайте попробуем еще раз сформулировать. Мы продолжим, надеюсь, с точки зрениясегодняшнего дня. Каков взгляд на науку сегодня, и как эти реформы «всосались»в сегодняшнюю ткань жизни? Так все-таки, что было сделано в 1992-1993 годах?

Б.С.: Это очень важно, да. Первое – это патентный закон. Крометого, в конце концов был принят и фундаментальный закон о науке, которыйконституировал наличие фондов. А одно из самых главных моих и нашей командыдостижений – это создание фондов. Российского фонда фундаментальныхисследований (РФФИ), Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ), которыйиначе как фонд Бортника не называют, но это фонд поддержки малогоинновационного бизнеса.

Б.Д.: То есть это фонды для конкурсной поддержки?

Б.С.: Во-первых, здесь принципиально другая идеология. Любой можетзаявиться, а тогда все было строго по вертикали. Дальше – другая технологияоценки – это когда вас оценивают коллеги. Когда мне Академия говорит: «У настоже есть экспертиза», – я отвечаю: «У вас экспертиза начальников». Начальникговорит: хорошая работа, дам денег. А тут сообщество должно оценить, эксперты.И совершенно другой механизм финансирования. Там целый институт, и где-то этовсе растворяется, а тут – грант на конкретный проект. Это абсолютно новаясистема для СССР и для России тоже. Можно меня за это обвинять, можно необвинять, но я срисовал это с NSF– Национального научного фонда, где я стажировался в 1989 году. И это хорошийопыт.

Нашедостижение и наша особенность – Гуманитарный Фонд, потому что в РФФИматематики, физики относились, понятно, с презрением к гуманитариям, особенно кэкономистам, к юристам, к этому марксизму-ленинизму. И гуманитарии попросилисделать для них отдельный фонд. Это целая история. Там была такая операциятрехходовая, мною придуманная. Потому что Академия была против того, чтобы ещеодин фонд создавать. Тогда мы использовали то, что в СССР называлось методомколлективных писем. Подготовили коллективные письма за 10-12 человек – лучшихгуманитариев страны. Я говорю: если я подам это предложение – точно Академия неподпишет, так что нашли лучших гуманитариев, позвонили Лихачеву. Лихачевсказал: «Я немножко болен, я уже не буду». Нужно было найти лицо фонда, егопредседателя. Уговорили Никиту Ильича Толстого – нашего филолога великолепного.Он тоже: «Я уже старенький», – я ему на это: «У вас будет помощник, сделаем всесами, но нам нужно лицо». И последний аккорд, это когда один из моихсотрудников говорит: «Хотите, получим от Алексия II бумагу в поддержку?» Конечно же, ясогласился. Потому что там же не только богословие, но и история, культурныеценности и так далее. Получаем на бланке зеленом письмо в поддержку. Когда всеэто собрали, я говорю: «Меня тут нет, в Академии». А Осипов, конечно,завизировал, и потом на сайте появилось, что фонд создан по инициативе ученых.Да ради Бога! Важно, что он создан.

Д.И.: По инициативе Патриарха.

Б.С.: Важно, что он создан.

Д.И.: Это правильно.

БС: После этого мы сохранили лучшую часть отраслевой науки – этопрограмма под названием «Государственные научные центры». Провели большойконкурс. Стали умирать крупные отраслевые институты, потому что союзныеминистерства рухнули. Вот приходит ко мне директор ЦАГИ и говорит:«Финансирования нет, я не знаю, к кому обращаться». Было нашей, может быть,ошибкой создание единственного министерства – Минпром, в котором было все: иавиация, и химия и так далее. Он говорит: «Я прихожу в какой-то там отдельчикавиации, где мной занимается какой-то там просто специалист. Раньше у меня былзамминистра Министерства авиационной промышленности, который решал всевопросы». И тогда мы придумали эту программу. Провели конкурс, из двухсот слишним институтов выбрали 30 лучших и финансировали их отдельной строкой. Срединих пять-шесть авиационных. Создали потом объединенную сеть телекоммуникацийдля науки, образования, и Сороса подтянули, то есть возникло в 1994 годуобъединение, которое полностью, кажется, называлось Сеть телекоммуникаций длянауки и образования. Пожалуй, еще была у Миннауки своя сеть. То есть раньшекаждое ведомство строило себе все отдельно, потом уже возникли сегодняшниетехнические возможности. Это ж все происходило в 1993 году, когда ничего небыло – за каждый компьютер буквально тряслись. Были более мелкие программы,например, поддержки уникальных установок. Когда директор приходил и говорил: «Уменя денег нет. Или зарплату платить, или Токамак поддерживать». Сделали опятьконкурс, условно говоря, по токамакам, по большим установкам, выделили на нихотдельные деньги, чтобы он не тревожился о зарплате.

Д.И.: Борис Георгиевич, я надеюсь, что мы вернемся к следующейпередаче опять к оценкам с точки зрения сегодняшнего дня. А сегодня мыпопрощаемся с Борисом Георгиевичем Салтыковым, который был у нас в гостях врамках передачи «Наука 2.0» совместного проекта радиостанции «ВестиFM» и портала «Полит.ру».Всего доброго.

 См. также:

  • Лекция Бориса Салтыкова. Наука и общество: кому нужна сфера науки
читайте также
Наука
Леонид Костандов: 1915 – 1984
Ноябрь 27, 2015
Руссо Максим
Наука
Сила самоиронии. К 80-летию Юрия Левады. Рассказывают Теодор Шанин и Борис Юдин
Май 13, 2010
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).