будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 21, 2025
Наука

Нужна ли России наука

В колонках «От редакции» «Передовой науки» на «Полит.ру» мы будем пытаться коротко резюмировать состояние дискуссии по поводу науки и образования в России, а также той части этой дискуссии, которая представлена на наших страницах. Существует немало общественно-политических обсуждений данных вопросов, представленных, например, на таких площадках, как порталы Scientific.ru или журнал «Поиск», экспертные обсуждения ведутся разными группами, в том числе в профильном министерстве, в Центре стратегических разработок и др. Нам кажется важным вводить некоторые элементы организации в общественное обсуждение, чтобы хотя бы те темы, которые достаточно обсуждены и по которым есть консенсус в разных группах, не возникали снова и с нулевой точки.

Первая тема: место науки в обществе. Это обсуждение самое недоговоренное, поскольку требует определенности там, где у государства нет привычки к определенности. Правильный первый вопрос для такого обсуждения: нужна ли вообще России наука. При всей парадоксальности такого вопроса именно он является продуктивным. Интересно, например, подумать о том, что будет, если науки не будет как таковой. В этом случае в стране пострадают совсем не ученые мирового уровня сами по себе (которые вряд ли останутся без работы), а начнут деградировать сразу несколько жизненно важных сфер: фундаментальное образование, атомная энергетика и подготовка кадров в ней, оборонка, военно-промышленный комплекс и др.

Для полемики важно было бы составить полный перечень последствий, что дало бы первоначальную определенность в вопросе о науке в обществе и ее минимальной стоимости, исходя из тех связок, которые уже есть между сферой науки и сферами употребления.

Другая сторона вопроса – позитивная. Необходимо определить, каковы запросы общества и государства к науке, чего хочется достигать поверх логики простого выживания: и это вопрос коммуникации между обществом, государством и научным сообществом. Ученые могут предлагать разные направления развития, которые им представляются важнейшими и самыми перспективными, но госзаказ должен исходить от государства и согласован с обществом. Существуют разные варианты рациональных ответов на этот вопрос. Из простой прагматики этот вопрос не решишь: в какой-то момент для общества может оказаться важнее построить клинику, чем большой ускоритель частиц, а высокие технологии могут импортироваться из-за рубежа готовыми и лишь доводиться на месте, как это успешно делала до последнего времени Япония, - другое дело, что создавать науку с нуля будет и сложнее, и на порядки дороже (см. на эту тему материалы лекции Бориса Салтыкова на тему «Наука и общество: кому нужна сфера науки»).

Готовы ли общество и государство вкладывать усилия в сферу высокой науки – вопрос престижа, национальной миссии и перспектив России. Это переход в область идеальной, а не прагматичной логики: общество, видящее Россию передовой державой, будет голосовать за передовую науку независимо от личного благосостояния. Решение о том, что нужно нашей стране, должно принять государство, опираясь на мнение общества. Но пока государство не сформулирует запрос к научному сообществу в предельной ясной форме, организация этой сферы не сможет быть эффективной, - см., например, интервью с Дмитрием Казаковым и Сергеем Капицей.

Второй большой вопрос (группа вопросов) – о справедливом и эффективном устройстве научной среды в России. Это можно обсуждать и независимо от конкретного содержания государственного запроса на сферу науки, поскольку это вопрос об организации научной жизни как таковой: сильный ученый должен иметь возможность работать, а бездарь не должен мешать. В этой части вроде бы все ученые согласны в том, что организация научной жизни – это исключительное право ученых: см., например, интервью с Людвигом Фаддевым "Фарадей и Максвелл оплатили науку на все времена".

Но здесь существует два недоразумения в обсуждении. Первое - справедливый тезис о самоуправлении ученых и их уникальной компетенции в свой сфере часто сочетается с абсурдным утверждением о том, что ученые должны работать независимо от запросов общества и государства. Конечно, человека нельзя ни назначить, ни выбрать учёным демократическим способом, наука - это глубоко элитарная среда, самая элитарная, может быть: здесь многое решается формальными и неформальными рангами, репутациями. Поэтому эффективная экспертиза является важнейшей задачей, которую государство должно решать с помощью компетенции ученых для эффективного управления.

Второе недоразумение состоит в подмене тезиса о том, что организация и экспертиза научной жизни – исключительная компетенция ученых, тезисом о том, что нынешняя административная структура науки и является удовлетворительным результатом такой организации. Сегодня нормы научной жизни, воспроизводство науки, справедливость и эффективность её функционирования развиты слабо, и зачастую сложившаяся ситуация не является результатом самоорганизации учёных (см., например, статью Сергея Белановского «Наука: от финансового аудита к власти эффективных менеджеров»). Существует «болото» людей, имеющих академические должности и должности в сфере высшего образования, никак не связанных с наукой, использующих свой статус для личных целей. Но здесь как раз есть несколько хорошо обсужденных подходов. Например, нет аргументированных возражений по поводу того, что следует расширять долю конкурсного финансирования и развивать независимую экспертизу с международным участием. Широко, в частности, обсуждались предложения профессора Александра Соболева, суть которых в том, что новые деньги можно направлять по новым принципам, а ученых мирового уровня в большинстве случаев можно выделить по понятным формальным критериям. (См. также подробнее обсуждения группы вопросов, связанной с независимой экспертизой в науке, в интервью с Михаилом Гельфандом).

Третий большой вопрос – инфраструктура науки, образования и инноваций. Сейчас эта тема обсуждается в форме разговоров о функционировании высокотехнологичных отраслей, в частности, последнее время стал актуальным вопрос о технопарках. Но здесь в обсуждении достаточно недопонимания. Например, известно, но недостаточно осознано, что рынок сам по себе не сможет породить самые передовые инфраструктуры, поскольку экономика опирается на уже готовые и проверенные технологии, а место инноваций и науки как раз там, где технологии только отрабатываются. Так, например, при миллиардных вложениях в прокладку Интернета и сети вообще за последние 15 лет параметры сетей ниже, чем в развивающихся странах (см. материалы круглого стола по проблемам развития компьютерных технологий в России с участием руководителей Курчатовского института). Понятно, что с развитием информационно-коммуникационных технологий в мире наличие высококлассных сетей для науки и образования, библиотечных сетей является минимальным требованием, без которого не будет науки, образования и высокотехнологичной экономики. Отчасти данный вопрос упомянут и в предложениях Соболева. Понятно, что рабочее место ученого должно быть обеспечено доступом к новейшим базам данным, журналам, экспериментальным результатам, полученным на дорогостоящем оборудовании, к сетям обмена данными и т.п., иначе ученый очень скоро перестает быть ученым.

читайте также
Наука
Леонид Костандов: 1915 – 1984
Ноябрь 27, 2015
Руссо Максим
Наука
Сила самоиронии. К 80-летию Юрия Левады. Рассказывают Теодор Шанин и Борис Юдин
Май 13, 2010
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).