Очередная поездка экспертов Высшей школы экономики и журналистов «Полит.ру» по сельским школам, на этот раз Ленинградской области (мы уже побывали в Пермской, Нижегородской и Московской областях), могла бы служить отличным case-study по теме: «Роль личности в истории российского образования».
На примере сельской школы из Приозерского района мы увидели, как находившееся под угрозой закрытия учебное заведение, после прихода молодого и энергичного директора, буквально за год изменилось и обрело новую жизнь.
Ирина Михайловна Тарелкина, новый директор Красноармейской школы в пос. Громово, находящемся в 2 часах езды от Санкт-Петербурга, раньше работала учителем в Шумиловской школе неподалеку (которую она и закончила). После окончания Ленинградского областного государственного университета она вернулась в Шумиловскую школу, где 8 лет преподавала историю.
Почему Ирина решила посвятить себя работе учителем? «Так сложилась жизнь. Мои родители живут в Санкт-Петербурге, и у меня была и есть возможность остаться там. Но у меня муж был военным, мы жили в военном городке Саперный и я пошла работать в школу», – говорит она.
Ирина и ее семья, по-прежнему, живут в Саперном. Директор каждый день ездит в Громово на своей машине, от дома до школы – 20 минут. «Это не очень удобно, дорогие у нас плохие», – отмечает она. Дороги, к сожалению, и правду показались нам худшими за все наши поездки по трем регионам. Хотя мы ехали в школу на импортной машине, колдобины и ямы давали о себе знать. Уже в конце дня, в ходе интервью с председателем Комитета по общему и профессиональному образованию администрации Ленинградской области Сергеем Тарасовым, мы спросили у него: «Чинятся ли дороги?» Он рассказал, что в области идет активный ремонт дорог, но, судя по всему, денег пока хватило только на самые важные трассы.
У Ирины двое детей. Старшему 11 лет он учится в Шумиловской школе. «Мы живем там, не могу же я всех сюда возить». Младшему 5,5 лет, он ходит в детсадик. «Мечтает учиться в Красноармейской школе», – смеется директор.
Хорошей школе нужен хороший спонсор
«Наша школа существует только благодаря Красноармейскому племенному заводу», – отмечает Ирина и помощь племзавода не случайна – большая часть родителей учеников школы работают именно там. Предприятие заинтересовано в том, чтобы в поселке, где живут его сотрудники, была хорошая школа, чтобы персонал был спокоен за своих детей и люди не стремились уехать в Питер.
«Школьная столовая не работала 16 лет, но благодаря племзаводу и финансовой помощи Ленинградской области, мы сделали капитальный ремонт. Абсолютно все пришлось делать заново, было закуплено новое оборудование и мебель». Племенной завод оплачивает завтраки всех учеников школы, а обеды – детям своих работников.
Так же благодаря помощи поселка и завода в школе были заменены стеклопакеты. «Еще в прошлом году у нас были трухлявые окна, они вываливались вместе с рамами».
«Школа была доведена до такого плачевного состояния, что было желание ее закрыть. Но если в поселке закрыть школу, то поселок деградирует, – уверена Ирина.
После увольнения прошлого директора начали искать нового и нашли Ирину. Cтарый директор осталась работать учителем русского и литературы.
«Какой то негатив от коллектива почувствовали?», – спросили мы. «Конечно. Бывший директор и зам директора остались здесь работать. Мы в прекрасных взаимоотношениях, но я знаю, что порой те, кто мной недовольны, бегут к ним и жалуются. Но эта коалиция очень слабая, потому что остальной коллектив видит изменения, учителя начали участвовать в конкурсном движении, о них стали писать в газетах, люди почувствовали собственную значимость. Молодежь меня поддерживает».
Директор вдохнула в школу новую жизнь, предлагая свежие идеи. «Если основная миссия любой сельской школы – быть социокультурным центром поселка, то инструмент, за счет которого он достигается, это школа “полного дня”. Весь день дети – без родителей, поэтому мы решили реализовать эту программу. Я поискала в Интернете, но пока школ “полного дня” в России не нашла. Родители отправляют к нам своих детей, здесь они бесплатно кушают, а скоро можно будет поспать», – говорит Ирина. По замыслу директора и при поддержке племенного завода на втором этаже школы появятся две спальные комнаты для мальчиков и для девочек из начальных классов. Уже получены деньги на покупку кроватей и др. оборудования.
Летом одна из учителей поедет на курсы психологической релаксации, где ее научат современным методикам организации отдыха детей. «Пусть ребенок после обеда хотя бы 40 минут полежит, послушает сказку или посмотрит мультфильм (совхоз обещал нам купить домашний кинотеатр), потом они выучат уроки, потом пойдут на кружки. В 18-19 часов они освободятся и пойдут домой, как раз тогда, когда вернутся с работы их родители» – такова идея программы «полного дня».
Ирина рассказывает дальше. «Где взять денег на организацию кружков в условиях малокомплектной школы? У нас самих не было таких ресурсов». Директор обратилась за помощью к племзаводу, который профинансировал зарплату спортинструктора.
Красивая, подтянутая, спортивная девушка – Дарья Покровская – рассказала нам, что окончила Педагогический институт им. Герцена, ведет в школе волейбол, баскетбол и ритмическую гимнастику. Ей нравится работать с молодым директором, которая с интересом относится к новым идеям. Дарья рассказала, что для одного школьника она придумала оригинальный номер – сочетание работы с баскетбольным и футбольным мячом под музыку “Queen”. Зрители были в восторге.
Спортзал у школы очень хороший – его помогает поддерживать в порядке администрация Громовского сельского поселения, есть нужный спортинвентарь. Чтобы детям и родителям понравилось заниматься ритмической гимнастикой, в одном из школьных холлов поставили хореографический станок, большое зеркало и постелили ковролин. Деньги на такую реорганизацию дал опять-таки племенной завод. Появился в школе и кружок танцев.
«Как же вы решились стать директором?» – интересуемся мы. «Вы знаете, я пытаюсь вспомнить тот “страшный” день… В перспективность этой школы никто не верил. Все считали, что через месяц, через полгода ее закроют». Ирина возглавляла районное методическое объединение историков и, наверное, ее лидерские качества заметили там. Спросили, не хочет ли она попробовать свои силы в работе директором. «Вечером я приехала домой, рассказала мужу. Он спросил: “А хочешь, я тебе эту школу покажу?” Я даже не знала, что здесь есть поселок. Муж меня сюда привез, я прошлась по школе. Уже никого не было, только технички убирались. Мне эта школа чем-то понравилась, чем не знаю, и я решила попробовать».
«Пока не пожалели?» – продолжили мы пытать директора вопросами. «Пока нет. Потому что пока интересно, пока все новое. Мы же кроме школы “полного дня” еще задумали несколько подпроектов. Мы и детей в них вовлекли. У нас есть проект «Лучший класс» – дети целый год участвуют в различных мероприятиях и получают баллы. В коридоре висит мониторинг. За каждый месяц им ставят баллы. Они настолько увлеклись и так хотят победить. Если видят, что у них меньше баллов, чем у остальных, то расстраиваются. Я видела в слезах одну учительницу. Она мне сказала, что участвовала в конкурсе и не смогла детям помочь, и её класс набрал всего 3 балла!»
Следующий проект – «Пришкольный участок». Был разработан план по благоустройству района. За каждым классом будет закреплен свой участок. Еще один проект – «Поселок», включающий изучение поселка Громово и как итог – составление путеводителя по Громовскому сельскому поселению.
Чтобы поднять учебную деятельность, директор и ее коллеги подготовили проект «Тетрадь». «Теперь мы собираем тетради и у нас существует мониторинг по тетрадям. Выясняем: у кого самая чистая тетрадь? у кого самый правильно написанный конспект? Такими проектами мы стараемся заинтересовать детей в том, чтобы они больше читали, хорошо писали, ходили на экскурсии».
«Как выстроены ваши отношения с совхозом? Как началось сотрудничество? Всегда ли племенной завод оказывал такую поддержку школе?» – интересуется социолог из питерского филиала ГУ-ВШЭ Светлана Савельева. «Попросили один раз, получили поддержку и сделали то, что хотели. Руководство племзавода увидело, что деньги идут на дело, и стало помогать дальше», – говорит Ирина.
Директор рассказала нам, что еще одному усовершенствованию школа обязана Сергею Владимировичу Дорощуку, главе администрации Приозерского района, который в ходе своей поездки в Беларусь, увидел там радугу цветов: каждый коридор, каждый пролет школы был разного цвета. «Теперь столовая у нас желтая, потом идет салатовый коридор, потом сиреневый. Скоро каждый пролет у нас будет разного цвета. Когда мы покрасили только два коридора, то внешний вид очень сильно изменился и настроение тоже. Мелочь – а уже все смотрится по-другому», – радуется директор.
Школа думает о благоустройстве окружающей территории, хотя сил не так много – 56 учеников и еще меньше учителей. «Мы спроектировали минипарк и хотим общими усилиями его благоустроить. Мы там делаем специальные дорожки, отгораживаем цветники. В этом году сделаем скамейки, где можно было бы отдыхать».
Опять же благодаря директору, ученики и учителя поверили в возможность конкурировать на равных с другими школами. «Раньше на районном уровне они себя никак не показывали и считали, что если в школе так мало людей, то кому мы там нужны». В этом году ученики школы стали участвовать во всех конкурсах, не пропуская ни одного, и это принесло свои результаты. «Корреспонденты нашей стенгазеты «Десяточка», выходящей раз в месяц, заняли второе место в районе», – рассказывает Ирина. Есть и другие успехи.
Преподаватели также вступили в конкурсное движение. Учительница начальной школы Ирина Кравченко, классный руководитель 4-го класса, 26 лет, приняла участие в муниципальном конкурсе «Классный – самый классный» и заняла 1-ое место среди 20 школ района. «Это всех удивило. Как так – Красноармейская школа – такая деревня, а там такие учителя?» И теперь И. Кравченко готовится участвовать в областном конкурсе, где будет представлять весь Приозерский район. «Сейчас она готовит видеоролик, папку и т.д. И это только начало», – уверена директор.
Человеческий капитал
«Мне предложили стать директором, и пока я об этом не пожалела. Хотя поначалу школа меня, конечно, напугала, – рассказывает Ирина. – Во-первых, поселок Громово находится в отдалении, мой Саперный, хотя тоже является поселком, лежит не так далеко от трассы. Во-вторых, здесь школа малокомплектная. В ней обучается всего 56 учеников». Она рассказала, что в поселке не строится новых домов, молодежь уезжает, поэтому помимо демографической проблемы на наполняемость школы влияют и проблемы социально-экономические. Кроме пос. Громово учеников школе взять неоткуда, в округе – только дорогие дачи.
Демографический кризис в Ленинградской области в разгаре – число учеников в Приозерском районе стремительно сокращается. В Шумиловской школе год назад было 315 детей, а теперь 260. В Громовской школе с 4-этажным зданием – 260.
В Красноармейской школе работают 13 учителей, 2 совместителя – учителя физики и биологии из Шумиловской школы – приезжают в Громово по просьбе директора. «Нужно поднимать уровень образования», – говорит Ирина. – «К тому же, свежие лица всегда окрыляют. У меня два молодых заместителя. А в основном средний возраст – 45-47 лет».
«Молодые учителя в нашей школе в основном не из Громова, а из других поселков. Я приезжаю из Саперного, а остальные из Суходолья. Все – жены военнослужащих. Стали искать работу и нашли ее здесь, в Красноармейской школе», – рассказывает директор.
Елена Балабанова из московской Вышки замечает, что жены военных – прекрасный человеческий капитал. «Молодые, образованные, порой из других регионов страны». Ирина с ней согласна, но отмечает, что здесь есть проблема. «Если их мужей переведут служить в другой район, то учителей у нас не будет».
Кто кроме племзавода помогает школе? Ирина отвечает, что это – администрация Громовского поселения, депутаты, а также районный комитет образования. Денег из бюджета в школу приходит мало, в зависимости от количества детей. «У нас пока не полностью подушевое финансирование, мы в районе постепенно к нему переходим. Нам помогает и племенной завод, и депутаты Законодательного собрания. Благодаря им мы смогли заменить в школе всю мебель, парты, стулья, шкафы. Кроме того, мы купили наглядные пособия. Когда я сюда пришла, казалось, что здесь никогда не было ни одной карты. Один из депутатов Закса дал нам денег, и мы закупили все, что нужно во все кабинеты. А еще повезло, что мы получили комплектацию для кабинета физики, даже с компьютером».
Директор отмечает, что «районо, прежде всего, поддерживает тем, что пока не сливает наши классы. По 5-6 человек в классе быть не должно. Они увидели, что у меня что-то получается и не хотят меня ударить по рукам, чтобы родители увезли детей в Громовскую школу. Кто захочет пойти в школу, где только 7-8 классы?»
«У нас в 1 классе – 5 детей. И нам разрешили его открыть», – говорит Ирина. В Ленинградской области одна из острейших проблем – планы чиновников по «оптимизации сети сельских школ», и хотя С. Тарасов в интервью с нами отметил, что кардинальные изменения сети школ в области закончены и что администрация области считает, что нужна скорее не оптимизация, а проектирование этой сети, учет местной социокультурной специфики, директора школ, по-прежнему, настороже и опасаются грядущей волны «оптимизации».
Согласно нормативным документам в современной российской школе с 10-11 классами должно быть 84 ребенка. Если этого нет, то в округе делается базовая школа, куда возят детей из других поселков. «Если взять наш куст – Ромашкинское, Громовское сельские поселения. На эти поселения у нас 4 школы: Затеевская, Громовская, Шумиловская и Красноармейская. Только в Затеевской число учеников больше нормы, 120 человек, а в трех других – ниже. Получается, что придется реорганизовать сразу 4 школы, – рассказывает Ирина. – Я, конечно, читаю все журналы, посвященные сельской школе. Может быть, это и правильно, но… как мама я этого не понимаю», – говорит Ирина.
Она удивляется тому, что чиновники принимают в расчет только экономические основания, что, мол, невыгодно содержать малокомплектные школы. «Но почему же смотрят только с экономической точки зрения? А как же интересы ребенка, который будет вынужден ездить за тридевять земель…». И живой пример этому уже есть. По утрам из поселка ездит автобус, который возит детей в Громовскую школу. Дети перебрались в дальнюю школу, когда ситуация в Красноармейской школе на глазах ухудшалась. Человек 20-30 осенью и зимой стоят на остановке, мерзнут. «Хорошо, если пришел автобус. Дети приехали в школу, отучились и ровно в 15 часов должны опять стоять на остановке, потому что другого автобуса домой в этот день уже не будет. Но в отличие от детей в моей школе они не ходят на кружки, они не могут остаться на дополнительных занятиях, они не участвуют в жизни школы», – отмечает директор.
Часть детей снова вернулись в Красноармейскую школу, когда там начались перемены к лучшему, но многим возвращаться некуда – в местной школе нет 10 и 11 класса. Ирина радуется, что теперь у ребят из других школ появилась возможность посещать кружки в Красноармейской. Они ходят сюда на занятия футболом, волейболом и др. Все это бесплатно. Школа не имеет права брать за занятия деньги, да и не хочет. «Мы же хотим привлечь ребят сюда», – поясняет директор.
Грядет ли в районе новый бэби-бум? Ирина рассказывает, что большого увеличения рождаемости нет, но следующий первый класс будет в количестве 11 человек. И этого школа добилась вниманием к детям и их родителям. «На свои деньги мы купили прописи, комплект «Окружающий мир», сходили в детсадик, провели родительское собрание и теперь каждый четверг учительница ходит за детьми в детсадик, приводит их в школу за руку, бесплатно. В других школах это платно, хоть 30 рублей, но берут. За бесплатно она их учит читать и писать, играет с ними. Родители потом приходят за детками и забирают их».
Директор горда тем, что на последнем родительском собрании родители написали заявления с просьбой принять их детей в Красноармейскую школу. Подушевое финансирование постепенно приводит к тому, что между школа возникает конкуренция за детей. Ирина рассказывает, что ей недавно звонила директор другой школы, стала спрашивать, сколько детей в поселке готовятся пойти в 1 класс. «Я понимаю, что у нее, как у всякого хорошего директора, есть желание часть забрать детей себе. Но уже никого не осталось».
Откуда у директора рождаются такие идеи как с детсадиком? «Сами по себе появляются. Возникает сложная ситуация. Начинаешь думать, думать. Надо, чтобы учительница влюбила в себя будущих первоклассников, чтобы родители увидели, что она – хороший педагог. И потом если они год отучатся на подготовительных занятиях, то у них не возникнет вопроса, где учить ребенка. Здесь красиво, здесь хорошо кормят, здесь спят, учитель хороший – зачем нам куда-то ехать?», – рассказывает Ирина.
Есть идеи укрепить сотрудничество с детским садом, «у нас планов громадьё, но реализуются они постепенно», – говорит директор.
Каков национальный состав учащихся? – задаем мы следующий вопрос. Почти все русские, недавно на работу в племзавод приехала семья молдаван и их дети пошли учиться в Красноармейскую школу. «Ребята приехали с очень хорошей подготовкой, и по-русски хорошо говорят, и отлично учатся», – отмечает директор. Она попутно рассказывает, что заводу нужны специалисты, ему уже не нужен дешевый труд, нужны профессионалы. Там современное оборудование, современные машины. Трактора все импортные, нужно иметь хорошую квалификацию, чтобы уметь им пользоваться или отремонтировать.
На племзаводе специалисты получают до 20 тыс., но это самая высокая зарплата по району. «А какая зарплата у учителей?», – спрашиваем мы. «У нас школа малокомплектная, поэтому много часов не наработаешь. Зарплата у нас, даже по сравнению с Громовской или Шумиловской школами, намного меньше. В других школах есть возможность набрать больше часов, а мне нечего дать учителям». Выпускник вуза получает в школе 11 тыс. «чистыми» (включая губернаторские надбавки). Преподаватель 1 и 2 разряда получает около 15 тыс. На уровне пос. Громово – это нормальная зарплата.
«Моя зарплата самая маленькая среди директоров Приозерского района – 19 тысяч, потому что стажа директорского у меня нет (и это очень серьезный момент) плюс 4 часа занятий. Но я довольна, хотя бы это», – говорит Ирина. Есть ли перспектива? «Нет, потому что я не могу аттестовываться, у меня малокомплектная школа. Даже если я отучусь на курсах, сдам экзамены, мне не присвоят большую квалификацию, потому что у меня маленькая школа».
«Поэтому я решила учиться, поступаю в аспирантуру Ленинградского государственного областного университета, – рассказывает директор. – 9 апреля там была первая дата сдачи кандидатских экзаменов, но я не смогла поехать – много работы, постараюсь в следующий раз».
«Профиль» и ЕГЭ
Волнует ли директора школы, где есть только 1-9 классы, проблема ЕГЭ? Оказалось, что да, ведь в Ленинградской области 9-классники сдают ГИА – государственную итоговую аттестацию, проходящую в формате ЕГЭ. В этом году они будут сдавать только русский язык, а в следующем – русский, математику и два экзамена по выбору.
«Как это будет – пока еще не представляю. Я посмотрела результаты репетиционного ЕГЭ, и я в шоке. Как учитель истории я вхожу в региональную экспертизу по истории России. И когда был репетиционный экзамен по истории, мы учились проверять работы и потом их проверяли. Я проверила 30 работ, из них – только одна была приличной», – рассказывает директор. – «Мы проверяли только часть C. Сначала я расстроилась, что придется сидеть допоздна, но оказалось, что многие дети сдали чистые листы».
«Ребята не успели ответить или не знают?» – спрашиваю я. «Не знаю. Я посмотрела результаты репетиционного ЕГЭ и по русскому, и по математике, и по обществознанию и др. – средний уровень очень низкий. И не только по району, а по области вообще», – сетует Ирина.
Она привела пример задания по истории в части C, вызвавшей трудности у школьников. В частности, надо было сравнить политическое развитие страны при Хрущеве, во времена оттепели, и при Горбачеве, во времена перестройки. «Некоторые дети исписали много листов, но все – об экономическом развитии СССР. Мы спросили у наших методистов, а как же нам быть, если ребенок столько написал, но не по теме», – рассказывает директор. Оказалось, что если вопрос был о политическом развитии, а не экономическом, и по теме ничего не написано, то надо ставить 0 баллов. «Там нет ни бонусов, ни штрафных. И даже если ребенок так много написал, но не на нужную тему, то ему за это не дадут ни одного балла. Хотя ответы были неплохими, с датами. Значит, ребенок готовился, учил, но не понял вопроса или ничего не знает о политическом развитии. Хотя были и ответы, когда видно, что дети не знают даты или события. Конечно, все работы закодированы, и я не знаю, какой район я проверяла».
Вместе с тем, Ирина говорит, что она совсем не против ЕГЭ. «Я вижу КИМы и понимаю, что к ним нужно много готовиться. Ребенка надо учить, причем готовиться надо уже с 5 класса. Халява закончилась».
Но проблемы, которые нужно решить в связи с вводом ЕГЭ, есть. «В школе урезаются часы. Если раньше было 3 часа физики, то сейчас 2. Если у меня было 3 часа истории, то сейчас 2. А где брать время на подготовку? Слушаю телевизор, читаю газеты – в них одна мысль – виноват учитель, учитель не компетентен. Но, на самом деле, всё не так просто».
Еще одна проблема состоит в том, что «учителя забыли о всеобщей истории, они ее просто отодвинули, для того, чтобы штудировать историю России». Можно представить себе поколение детей, выходящих из школы без знания мировой истории, с узко заточенным знанием истории страны: «Тут знаю, а тут не знаю». А если предположить, что по ЕГЭ нужно будет сдавать не просто географию, а «географию России», а многие школьники географию не будут сдавать вовсе, то все страны помимо России станут для многих современных школьников большим белым пятном. Хочется надеяться, что это не входило в планы реформаторов в области образования.
В нашей беседе с Ириной Тарелкиной выявилась проблема, беспокоящая многие муниципальные школы области: чтобы хорошо подготовить детей к ЕГЭ, учебному заведению стоит иметь специальный профиль – направленность обучения. А какой профиль может иметь сельская школа, тем более малокомплектная?
Ирина рассказала, что была недавно на конференции учителей, и там все выступающие говорили о сельскохозяйственном, трудовом профиле. «Рассказывали о рассаде, огороде, пчеловодстве…» В одной из школ нашелся энтузиаст-пчеловод, взявшийся обучать школьников своему мастерству.
«А если меня как маму этот профиль не устроит? – говорит Ирина. – В городе эта проблема решается проще, родители выбирают профиль и туда отводят ребенка. А что делать сельской школе?».
У школы все же есть планы наладить сотрудничество с Мичуринским агротехническим лицеем, чтобы дети из Громово там учились, а потом возвращались в родной совхоз. Как же удержать выпускников? «Только увлечь, дать интересную работу», – говорит Ирина.
Как настоящий директор Ирина не могла не рассказать нам о том, как работает столовая и есть ли у них школьный автобус. По ее словам, сейчас в школьных столовых сейчас работают предприниматели. «Мы не обращались за услугами предпринимателей, потому что детей у нас мало. Кроме того, мы этого не хотим – тогда будет наценка на питание. Мы напрямую работаем с поставщиками и один из них – племенной завод. Мы заключаем договора, а потом в течение года они привозят нам продукты, мы сами составляем калькуляцию, сами готовим». С. Савельева рассказала, что в некоторых других школах области директора действуют точно так же, чтобы сэкономить и не зависеть от предпринимателей.
«У нас есть, скажем, 54 рубля на школьника-бесплатника. Сколько мы продуктов на 54 рубля купим, и сколько в школе, где работает предприниматель? Поэтому пока завхоз это дело тянет, пока у нас есть силы заключать договора, мы будем работать именно так. Особенно сейчас, когда уже в восьмой раз будет проходить конкурс сельских столовых, мы решили принять в нем участие. Мы не думаем о каком-то месте, но я считаю нужным заявить о нашей школе», – рассказывает директор.
У школы есть школьный автобус, на котором два раза в неделю дети ездят в Петровское в бассейн. Школьники купили шапочки и все, что положено. «Автобус мы оплачиваем, а билеты в бассейн – родители», – говорит Ирина. «Ух, ты!» – восклицаем мы. В Петровском есть база отдыха и там бассейн, где купаются школьники из разных поселков. Помимо поездок в бассейн, школьники и учителя ездят в Приозерск на конкурсы.
У школы есть водитель. Топливо закупается на основе договора с Приозерской базой. «Мне это тяжело. Езжу в автомобиле, заключаю договора, получают талоны на топливы. То же самое со столовой. Без помощи завхоза мы не справились». Выясняется, что в школе двое мужчин – рабочий и водитель. Остальные – дамы.
В ходе поездок по школам нам не раз рассказывали, что школы выступают в роли организаторов праздников для местных жителей. Красноармейская школа пока не имеет возможности устраивать праздники в поселке самостоятельно, но помогает в этом Дому культуры, который находится рядом со школой. «Будет 9 мая и мы вместе проведем праздник, сначала в актовом зале, а потом на площади. Дети подготовят ветеранам открытки. Одним проводить такие мероприятия тяжело. Мы пишем общий сценарий. Нам говорят, что с вас столько то номеров и дети выступают».
Директор-инноватор
«Откуда у вас такой инновационный, предпринимательский дух? – удивляюсь я. – Наверное, это от мужа-предпринимателя?». «Нет, это от папы, – смеется Ирина. – Он был военнослужащим. Прослужил 18 лет в Закавказье. Мы оттуда уехали в 1991 г. А потом я видела, как он работал заместителем Общевойскового училища. Там он восстановил клуб для военных, здание 18-го века. Потом он стал начальником Дома офицеров на Литейном. И я наблюдала за его работой по восстановлению и реставрации. Наверное, это – гены».
«Как же вам удалось так изменить школу и привлечь на свою сторону разных людей?» – мы пытались найти секрет успеха. «У Вас муж большой начальник?», – предположила Е. Балабанова. «Нет». Оказалось, что Ирин муж уже не военный, раньше работал предпринимателем, а сейчас вместе с женой по утрам ездит в пос. Громово, где работает на племзаводе инженером.
«У Вас такой западный проектный подход. Где вы этому научились?», – спрашиваем мы.
«Я своих детей оставляю в поселке, езжу сюда, зачем? Неужели за тем, чтобы сидеть? Конечно, нет», – улыбается директор.
На семинаре, состоявшемся на следующий день в Питерском филиале Вышки и посвященном роли школ в организации местного самоуправления, директора и учителя школ не раз, при рассказе о том или ином достижении или провале коллег, лукаво произносили фразу: «А это такой директор! Многое зависит от личности директора».
Красноармейская школа Приозерского района Ленинградской области стала для нас живым подтверждением этих слов, примером того, какие перемены к лучшему может привнести нестандартная, ищущая мысль директора школы и его коллег, их умение налаживать контакт с людьми, с чиновниками и депутатами разных уровней власти, их желание сделать свою школу самой лучшей.
Материалы на сайте ГУ-ВШЭ и др. сайтах: