будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Р.М. Фрумкина
Май 20, 2025
Наука
Фрумкина Ревекка

«Он воспитал наш пламень…»

«Он воспитал наш пламень…»
frum_big.bmp

Я не историк науки. И если я решаюсь забраться на заведомо чужую территорию, то потому, что история науки как профессия у нас, вообще говоря, не в чести. В противном случае замечательную книгу Б.С.Кагановича «Русские медиевисты первой половины ХХ века» (СПб.: Гиперион, 2007) издали бы не смешным тиражом 300 экз., а, по крайней мере, в 10 раз большим. Ведь знать об И.М.Гревсе, О.А.Добиаш-Рождественской, о П.М.Бицилли следовало бы всем гуманитариям - историкам, филологам, архивистам, культурологам. Да и вообще всем, кому небезразлична родная культура и история.

Упомянутой книги нет не только в Москве, но и в популярных сетевых магазинах. Конечно, то, что вы прочитаете далее об И.М.Гревсе, не заменит вам ни знакомства с трудом Б.С.Кагановича, ни других источников – впрочем, тоже не слишком доступных. Это всего лишь мой личный опыт вживания в культуру, а он у каждого - свой.

***

Я училась в Университете в совершенно «беспамятное» время.

Интерес к Есенину, Блоку и даже к Ростану (а я училась на романском отделении филологического факультета!) был публично осужден и занесен в протокол как основание для вынесения взыскания по комсомольской линии. Сюжеты, связанные с «космополитами», в 1949 - 1955 гг. оставались актуальными, и русская культура XIX и начала XX века сводилась для нас к довольно куцему набору имен. «Эмигранты», разумеется, вообще не упоминались.

Когда мой отец, родившийся в 1890 году, однажды сказал мне, что русская интеллигенция в среднем поддерживала либо кадетов, либо эсеров, а о большевиках до 1917 года мало кто слышал, он точно знал, что я - тогда уже студентка - никогда не повторю этого вне дома. Быть может, те немногие мои ровесники, у кого в семье сохранились дедовские библиотеки, имели иной кругозор. Я же в университетские времена - за вычетом имен наших пушкинистов – поскольку еще звучало «эхо» пушкинского юбилея 1949 года, к тому же лекции С.М. Бонди еще можно было послушать - едва ли могла назвать имена крупных отечественных гуманитариев, живших в ХХ веке. А интеллектуальная история России XIX века для меня и вовсе кончалась на Герцене: «Былое и думы» были моей настольной книгой и, как я теперь понимаю, это был по-своему логичный выбор.

Другой моей настольной книгой в годы учения был «Жан-Кристоф» Ромена Роллана. Через много лет я узнала, что эта книга имела для Ивана Михайловича Гревса глубокий личный смысл. Настолько личный, что он перевел на русский все 10 томов этого романа и очень надеялся свой перевод издать (как упоминает в своих воспоминаниях его ученик и младший друг Н.П.Анциферов, на семинарах в 1915-1916 гг. Гревс увлеченно рассказывал ученикам о романе и читал фрагменты своего перевода).

Разумеется, было бы эффектно сказать, что я и открыла для себя Гревса благодаря его попыткам перевода «Жана-Кристофа» - однако это неправда. Вообще-то я знала, кто такой И.М.Гревс, но поняла масштаб и обаяние его личности много позже – в связи с переводом, но уже своим собственным.

В начале 90-х я редактировала русский перевод лекций по истории христианства, недавно прочитанных в Москве на английском языке. Оказалось, что И.М.Гревсу принадлежат многие статьи по сопряженной тематике в разных энциклопедических изданиях, которыми я пользовалась. Надо сказать, что стиль Гревса почти не сглажен энциклопедическими нормативами и всегда отличается тем, что Б.С.Каганович назвал «своеобразным личным тоном».

Сегодня этот тон привлекает патиной прекрасной старомодности. Гревс был не склонен скрывать свои пристрастия; следуя за историческим источником, он всегда непременно говорит еще и от себя, притом как бы лично с каждым реальным или потенциальным собеседником - читателем или слушателем. Остается лишь вообразить, как все это звучало с кафедры – о популярности лекций Гревса ходили легенды.

И.М. Гревс почти полвека занимал кафедру средневековой истории в Петербургском университете; он считается основателем петербургской школы медиевистов-западников. Родившийся в 1860 г. в культурной дворянской семье, Гревс гармоничностью своей личности принадлежал, конечно же, XIX веку – я бы решилась сказать, «Золотому» веку, а не Серебряному. В этом русле – и его знакомство с идеями Маркса, и его любовь к французским историкам - особенно к Фюстелю де Куланжу, и общая тональность его научных текстов, равно как и его глубоко личный, страстный интерес к жизни и творчеству Герцена и Тургенева.

Эти внутренние устремления реализовывались Гревсом в его педагогической деятельности – будь то либеральные гимназии, где он преподавал, публичные лекции и, разумеется, начиная с 1890-х гг., университетская аудитория: Петербургский Университет и Бестужевские курсы.

В студенческие годы Гревс отдал дань народовольческим кружкам, - более следуя общему настрою, нежели своим убеждениям, поскольку радикализм вообще был чужд его натуре. Подлинными его собратьями по духу были члены кружка Ф.Ф. и С.Ф.Ольденбургов, куда входил также В.И.Вернадский, Д.И.Шаховской, А.А.Корнилов и еще несколько молодых людей. Этот кружок, назвавший себя «Приютинским братством» (о нем я надеюсь рассказать отдельно), был одушевлен пафосом «служения народу», но ориентирован не на какое-либо определенное учение (в частности, «братство» не принимало толстовские идеи «опрощения»), а на участие в просветительской и прочей конкретной работе – в земствах, школах, библиотеках, в помощи голодающим и т.п.

В письме кого-то из друзей Гревса я нашла слова «Бедный Ульянов….» - это отклик на приговор по делу 1 марта. Гревс и его товарищи были активными членами студенческого Научно-литературного общества; Александр Ульянов (шестью годами моложе Гревса) в свое время был его ученым секретарем…

Позднее Гревс писал, что он стал кадетом «незаметно» - а через много лет П.Н.Милюков вспомнит, что именно Гревс первый «дал ему в руки запретного Герцена» (видимо, это было в 1883 г.). Многие ли сегодня знают, что Герцен был тогда запретным автором?

Гревс был профессором Петербургского Университета вплоть до 1923 года, когда он, наряду с такими выдающимися историками, как Н.И.Кареев, С.Ф.Платонов, С.А.Жебелев, ближайшая ученица Гревса О.А.Добиаш-Рождественская, вынужден был университет покинуть (впрочем, »при царе» его тоже увольняли – за сочувствие студенческим забастовкам). И все эти годы Иван Михайлович Гревс был не просто хорошим профессором – он был любимым, исключительным, неповторимым. Когда он читал лекции в Университете и на Бестужевских курсах, то семинары проводил совместно, и все слушатели вспоминали об этих занятиях как о незабываемом опыте общения со старшим другом.

Многие тематические семинары – например, по Августину и Данте, Гревс проводил у себя дома. Дантовский семинар, объявлявшийся пять раз в период с 1910 по 1923, ярко описан в мемуарах Н.П.Анциферова «Из дум о былом».

Писал Иван Михайлович много, живо и страстно, увлекаемый материалом все глубже и глубже. Средоточие его интересов – вызревание феодальных институтов во времена античности, духовная культура Средних веков и Раннего Возрождения, Данте, Августин, Франциск Ассизский, Григорий Турский, каролингское возрождение.…

Знаменитый семинарий Гревса по Флоренции XII-XIV вв. объявлялся регулярно с начала 1900-х и до конца 1930 гг. Флоренция, как и другие итальянские города, были обжиты Гревсом изнутри - он неоднократно возил туда своих студентов на научные экскурсии, дабы они не изучали свой предмет как «книжный». Уже тогда Гревс объяснял своим подопечным, что любой европейский город необходимо увидеть с самой высокой точки - Петербург, например, раскрывается как единое целое именно с высоты купола Исакиевского собора.

Гревс задумал цикл очерков «Научные прогулки по историческим центрам Италии (Очерки флорентийской культуры)», который должен был печататься в журнале «Научное слово». Цикл открылся в 1903 г. этюдом «Первый день в великой школе гуманности», глубоко личным по тональности. Далее обширный план Гревса был сужен до рассказа только о Флоренции, а позже свет увидели лишь первые две главы первого очерка «Происхождение свободной Флоренции (Исторические условия ее возвышения и процветания)». Следующий этап работы был выполнен частично, но текст не был напечатан, а задуманная «История Флоренции» не была закончена. Лишь в 1925 г. вышла книга Гревса «Кровавая свадьба Буодельмонте. Жизнь итальянского города в XIII в.», также посвященная Флоренции.

Вообще же соотношение объема задуманного Гревсом, написанного им и опубликованного наводит на мысль о том, что глубина его познаний и требовательность к полноте изучения предмета, да и весь интеллектуальный стиль Гревса плохо укладывался в тексты, соответствующие академически заданным формам. Может быть именно поэтому Гревс так и не написал докторской диссертации, что было необходимо для получения звания ординарного профессора – он оставался ординарным профессором «по должности». Стиль Гревса может представляться старомодным: собственно, он виделся таковым уже Г.О.Винокуру в 1920-30-е гг. Однако соглашаясь с Гревсом или оппонируя ему, коллеги по цеху могли упрекнуть его разве что в перенасыщенности текста художественными приемами (видимо, это имел в виду Вяч. Иванов, находивший у Гревса избыток амплификаций).

К биографии И.М.Гревса в полной мере можно отнести мысль Г.О.Винокура о том, что «вся биография вообще - только внешнее выражение внутреннего (выделено автором; см.: Винокур Г.О. Биография и культура. М.: Русские словари, 1997. С. 34). Когда Б.С.Каганович еще в 1982 г. спросил известного историка античности Марию.Ефимовну Сергеенко, был ли Гревс крупным ученым, она ответила «Гревс был больше, чем крупный ученый» (о своем учителе А.А.Реформатском я тоже сказала бы, что он был больше, чем крупный ученый - боюсь, что этот тип русского интеллигента уже не воспроизводим).

Иван Михайлович для своих учеников действительно был padre (так звал его Анциферов). Гревс и его ученики составляли особую неформальную группу, с безусловными, хоть и подразумеваемыми, социальными ролями и сеткой отношений. Это видно из его переписки с Н.П.Анциферовым, с Т. Б Лозинской, из писем его учеников друг другу и даже из его переписки с таким сдержанным в выражении эмоций человеком, как О.А.Добиаш-Рождественская.

Если падение самодержавия Гревс приветствовал как «незабвенные дни отечественной истории», то октябрь 1917 он, как и его ближайшее окружение, воспринял как катастрофу. Я еще успела застать в добром здравии людей, которых убийство Шингарева и Кокошкина побудило отвергнуть большевизм раз и навсегда. Но и в этой мрачной обстановке Гревс, видимо, считал себя обязанным исполнять свой долг просветителя и гуманиста - пусть в заданных жизнью пределах. В частности, он был одним из инициаторов краеведческого движения, где Н.П.Анциферов был его близким соратником (впрочем, это отдельная страница не только в биографии И.М.Гревса, но и в истории нашей науки и культуры – увы, тоже трагическая). Уже очень пожилым человеком Гревс именно в качестве одного из лидеров краеведческого движения объездил много городов Европейской России, энергично участвовал в изданиях и конференциях краеведов – пока краеведение не «прикрыли», сформировав очередное «дело».

В 1920-е гг. Гревс отдал много сил изучению жизни и творчества своего любимого писателя – И.С.Тургенева. Ему даже удалось издать несколько статей и две книги – одну о Тургеневе и Италии, другую – о любви Тургенева к Полине Виардо. Но и здесь очень много текстов Гревса остались в рукописи.

В 1934 г. Гревса, как и Добиаш-Рождественскую, вернули в уже Ленинградский Университет, где нашлось немало студентов, понимавших, кого они видят перед собой на кафедре. Жизнь его, тем не менее, была очень тяжела – в том числе и в материальном отношении. Последние годы Гревса были омрачены потерей друзей, арестами многих из тех, кого он знал и любил всю жизнь и, наконец, арестом и гибелью в застенках НКВД ближайшего друга и соратника по «братству», 77-летнего Д.И.Шаховского.

Повторим тезис Винокура: внешнее в биографии есть лишь отражение внутреннего. Гревс до конца дней продолжал работать. Его последняя большая работа - книга «Тацит», написанная для серии ЖЗЛ в 1937 - 1938 г.г, вышла в 1946 г., когда в живых уже не было не только самого Ивана Михайловича (он умер в мае 1941 г), но и его жены и дочери, умерших в блокаду.

Б.С.Каганович пишет, что архив Гревса был спасен 15-летней девочкой Аллой Левдиковой, дочерью приятельницы жены Гревса, которая вместе с матерью переселилась к ним осенью 1941. В книге О.Б.Вахромеевой «Человек с открытым сердцем» (СПб, 2004) я прочитала отрывок из письма А.В. Левдиковой с рассказом о том, как она пыталась отвезти на саночках в больницу тяжело больную дочь Ивана Михайловича Катю, но та умерла по дороге…

См. также:

  • Ревекка Фрумкина. Последний русский интеллигент
  • Ревекка Фрумкина. Ценности вечные и не очень
  • Ревекка Фрумкина. «Я - сын палача»: Валерий Родос и его книга
  • Ревекка Фрумкина. Актуальность Ясперса
  • Ревекка Фрумкина. За чертой
  • Ревекка Фрумкина. Татьяна Заславская, академик. Часть 1.  Часть 2 
Фрумкина Ревекка
читайте также
Наука
Леонид Костандов: 1915 – 1984
Ноябрь 27, 2015
Руссо Максим
Наука
Сила самоиронии. К 80-летию Юрия Левады. Рассказывают Теодор Шанин и Борис Юдин
Май 13, 2010
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).