Во вторник, 13 января умер Михаил ВладимировичДонской, как сказано в официальном некрологе, «выдающийся российский ученый,IT-специалист с мировым именем»,
Мы дружили с ним с первого курса мехмата, страшносказать, с 1965 года. Вечером я списался с однокурсниками. Наша общая подруга ТоняГитис из Остина нашла, пожалуй, самые уместные слова: «… он жил быстрее других ивместил больше в первые 25 лет, чем многие из нас в 60».
Еще мальчишкой он попал в легендарную школуА.С.Кронрода, в которой проходила сугубо штучная подготовка специалистов по computer science с абсолютно оригинальным взглядом не только на мир IT, но и на мир вцелом.
В свои двадцать пять М.В. Донской занимался тем, чтопозже назовут «искусственным интеллектом» и «пользовательским интерфейсом».
Он был красив, талантлив и знаменит. В 1974 году программаКАИССА (Г.Адельсон-Вельский, В.Арлазаров и М.Донской) побеждает на первом чемпионатемира среди шахматных программ в Стокгольме. Наиболее подходящим сравнением длясовременного читателя было бы, пожалуй, известие о выигрыше болидом российскогопроизводства Кубка конструкторов в Формуле-1.
РассказыМ.Донского об этом событии и всем, что было до, после и вокруг него, –замечательный образец биографической прозы, почитайте… ().
После КАИССЫ у М.Донского было еще множествоуспешных проектов, о которых в эти дни наверняка вспомнят его коллеги по IT- цеху.
Летом прошлого года мы праздновали его юбилей. Едвали не единственный из нашего поколения, он занимался в 60 ровно тем же делом,что и в 25. Он прожил счастливую жизнь: он всегда занимался ровно тем, что былоему интересно. В силу таланта и счастливой судьбы вещи, интересные МихаилуВладимировичу, оказывались, одновременно, в фокусе интереса значительной частипросвещенного человечества.
В августе он дал интервью нашемуобщему другу Андрею Анненкову.
«Программист живет в среднем столько же, сколько и нормальный человек, –говорил Донской, – а вот его проекты… Рембрандт написал "Ночнойдозор", и на него до сих пор все смотрят. А что у программиста? Машиныменяются как в калейдоскопе, операционные системы приходят и уходят, СУБД тоже.Выясняется, что наш труд остается все больше в воспоминаниях."Каисса" по нынешним временам – смешная шахматная программа. ИНЭС сOracle не сравнишь. Мы – расходный материал. Мы можем оставить после себятолько опыт и знания, но не продукты. Какими бы классными они ни были. Ужурналиста, между прочим, тоже – где ваши вчерашние статьи? Смешноепротиворечие: ты работаешь на корзину, даже если ты производишь лучший софт вмире».
«Отмахало мое поколенье//Годыстранствий и годы ученья...»