будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Наука 2.0
Июнь 15, 2025
Наука

Память о революции

Мыпубликуем стенограмму передачи «Наука 2.0» – совместного проектаинформационно-аналитического портала «Полит.ру» и радиостанции «Вести FM».Гость передачи –  историк и политолог,директор Института научной информации по общественым наукам (ИНИОН) РАН,академика РАН Юрий Пивоваров. Услышать нас можно каждую субботу после 23:00 наволне 97,6 FM.

Анатолий Кузичев: Я приветствую всех,кто настроился на волну радиостанции «Вести FM». Уверен, что вы не пожалеете об этом. В эфире очереднойвыпуск программы «Наука 2.0». Сегодня должно было быть продолжение беседы снародным учителем России Ефимом Рачевским, но мы экстренно переверстались.Сегодня у нас будет программа, крайне уместная именно сегодня, 7-го ноября. Мыбудем говорить о революции. О революции в России. Наш гость – Юрий СергеевичПивоваров, академик РАН, директор ИНИОН РАН.

Итак, русскаяреволюция. Есть какие-то национальные особенности у революции именно в России?Давайте о терминах поговорим.

Борис Долгин: И вообще, что это такое.

Юрий Пивоваров: Я думаю, все прекраснопонимают, что это такое. Я полагаю, что любое научное определение революциибудет всегда неточным, поскольку революции разные. Революция – это когда всепереворачивается.

Я думаю, чтоважно другое. Сейчас начало ноября. И старшие поколения помнят, что 7 ноября –это день Октябрьской революции, праздник. А сейчас этого праздника нет, у насдругой праздник – 4 ноября. Мне представляется, что мы совершенно забываем отом, чем была русская революция, что такое 7-е ноября, - нам это больше ненужно.

Б.Д.: Есть День примирения и согласия,который уже даже не выходной, а вот День национального единства – выходной.

Ю.П.: Вообще-товесьма цинично было назвать 7 ноября Днем примирения и согласия, поскольку этодень как раз страшного раскола и ужаса для России. Но важнее то, что, каквсегда, Россия не хочет решать свои проблемы, она их как бы изживает. Былареволюция - и забыли про нее. Сейчас власть создала комиссию по борьбе сфальсификацией истории. Но речь в основном идет о фальсификации ВеликойОтечественной войны.

А.К.: Потому что эти фальсификациисамые очевидные и яркие. А все остальное тоже пытаются фальсифицировать?

Ю.П.: Ядумаю, что русская революция – это событие гораздо более важное для русской и,наверно, даже для мировой истории ХХ столетия. Русская революция – это огромнаяэпоха, длившаяся несколько десятилетий до и после 1917-го года. 17-й год – этопик, сгущение красок, но вообще это огромная историческая эпоха, когда все вРоссии переворотилось, говоря языком Толстого.

Б.Д.: Есть известное переворачивание висторической научной терминологии, когда до какого-то момента говорили обОктябрьской революции, а потом начали говорить об Октябрьском перевороте.

Ю.П.: Это все игра в слова. Самибольшевики сначала называли свою революцию переворотом. Февральскую революциюнередко тоже называют переворотом. Трудно назвать революцию 1905-1907-го гг.переворотом, потому что там ничего не перевернулось, власть устояла. Здесь жереволюция и переворот – это только слова. Например, в 1933-м году путемпарламентского успеха национал-социалисты пришли к власти в Германии. Тем неменее, многие историки называют это национал-социалистической революцией. Хотяэто был всего лишь приход к власти очередной парламентской партии.

А.К.: Он был ненасильственный, по всемканонам государственного устройства того времени.

Б.Д.: С другой стороны, это былареволюция в смысле принципиального изменения основ общественного строя.

Ю.П.: Конечно.И в этом смысле совершенно все равно, происходит ли революция путемпарламентской победы или путем штурма Зимнего Дворца, которого, как мы теперьзнаем, не было и быть не могло по одной причине – Зимний никто не защищал.Когда матросы туда пришли, лакей, стоявший у входа, сказал им: «Вам, господа,куда? Если в гости, то направо, а если во Временное правительство, то налево».Но это была революция, величайшее мировое событие ХХ века. И тогда матросы впервыераскололись.

А.К.: Кто-то пошел в гости, а кто-то воВременное правительство.

Б.Д.: С какого по какой год онапроисходила? И назовите ее основные черты.

Ю.П.: Ядумаю, что в науке нет точной хронологии такого типа. Лично я думаю, чтореволюция началась в России примерно в начале 1960-х годов XIX столетия, с освобождением крестьянот крепостного права, с великих реформ Александра II. А закончилась она примерно к 1930-мугоду, когда победила коллективизация. Кто победил в 1930-м году? Какая партия?ВКП(б). Как ее расшифровывали тогда люди?

А.К.: Второе крепостное правобольшевиков.

Ю.П.: Русская революция – это периодпримерно в 70 лет, период человеческой жизни. Прошла целая генерация от выходаиз одного рабства и до прихода нового большевистского рабства. Россия не смоглавырваться к свободе. Куда была направлена революция? К свободе, к освобождениюкрестьян, рабочих, граждан России. А кончилось все новым рабством. Немецкийполитолог Фридрих Энгельс писал незадолго до своей смерти в 1895-ом году, что вРоссии происходит экономическая, социальная, психологическая революция и скороначнется политическая. Она началась в 1905-м году и продолжилась в 1917-ом.Потом гражданская война, схватка сил свободы с силами несвободы. Побеждают силынесвободы.

А.К.: Белое движение в вашейинтерпретации – это силы свободы?

Ю.П.: Вневсякого сомнения. Я называю его движением эмансипационным. Какую цель ониставили? Продолжение демократических реформ в России, которые шли с начала20-го столетия. Вы можете сказать, что в Белом движении были разные люди,какой-нибудь мерзавец Николай Семенов, например.

А.К.: Вы думаете, что у Белого движениябыла явная и четко сформулированная цель?

Б.Д.: У Деникина позиция явно былапримерно такой.

А.К.: Мне кажется, что там была болееэмоциональная история, желание защитить привычный образ жизни.

Ю.П.: Война– это всегда война. Это жестокость и со стороны красных, и со стороны белых.Что тут говорить, если речь идет о братоубийственных войнах. Здесь нечегообелять ни тех, ни других. Но деникинцы – это было в своей основевосстановление демократических легитимных порядков. Официально их позиция былатакая: они считали, что должно собраться Учредительное собрание и решить, какойбыть России - парламентской монархией, республикой или чем-то еще. Это были воснове своей люди, настроенные реформистски, демократически. Но эксцессыгражданской войны затронули и белых, были зверства и с их стороны. Еслисравнивать идеалы и ценности белых и красных, то, безусловно, белые – это та страна,которая строилась в России начала ХХ века.

А.К.: Вы сказали про идеалы и ценности,но не сказали про цели. Декларируемые цели у красных были ничуть не менееблагородными.

Ю.П.: Каксказать. Я думаю, что у красных цели были совершенно утопические: построениекоммунистического общества, всемирной коммунистической республики и т.д.

Б.Д.: Что осознавалось как освобождениелюдей.

Ю.П.: Яне знаю ни одного движения, которое не ставило бы перед собой благородныхцелей. Даже людоеды-нацисты говорили, что они хотят прекрасной жизни дляарийской расы. Но большевики сразу, придя к власти, развернули террор противсобственного народа. Они либеральных интеллигентов кадетов назвали врагаминарода, стали расстреливать, убивать. Ввели отвратительную систему насилия. Говорилисьодни слова, а потом – другие. А часто открыто говорились слова, как известноевысказывание Ленина о массовидности террора, о том, что надо убивать враговреволюции и т. д. Даже на уровне слов большевики почти не скрывали то, чтосделают потом.

А.К.: Вы сказали, что русская революцияшла с 60-х гг. XIX векаи до 30-х гг. века ХХ. Получается, что начало большой русской революции совпалос радикальными реформами, которые объективно были направлены на освобождениелюдей. Значит, справедливо известное утверждение, что русскому народу необходимкулак, ярмо? Стоит слегка ослабить узду - и безудержная тяга к свободепревращается в дикую, страшную и все сметающую на своем пути силу. Получаетсятак? Ослабили ярмо - и мы пришли к 1917-му, а потом и к 1930-му году.

Ю.П.: Ядумаю, дело не в этом. Я думаю, что русский народ, как и все народы мира,склонен и к свободе, и к несвободе.

А.К.: У разных народов все-такипо-разному. Вспомните корейцев.

Б.Д.: Они по-разному живут в двух своихгосударствах.

Ю.П.: Ябы сейчас вообще не стал говорить о народах не христианских. Россия традиционнопринадлежит к ареалу христианских народов. А христианская религия основана натакой трактовке человеческой природы, где обязательным условием являетсясвобода выбора человека. Это лежит в основе христианского вероучения. В Россиисформировался такой субъект истории, который имеет возможность выбирать. Онможет выбрать свободу или несвободу. И я не думаю, что в ходе этой кровавойреволюции русский человек просто так потерял свободу. Он потерял ее в оченьсерьезной борьбе, причем сначала обретая ее.

Все былоочень непросто. Под словосочетанием «русская революция» скрывается несколькореволюций. Одну я называю эмансипационной, освободительной. Это была революцияверхов общества: интеллигенции, дворянства, образованных людей, которыхстановилось все больше и которые хотели жить в современном правовом обществе.Была и вторая революция - крестьянская, общинная. Ведь мы не должны забывать,что Россия в конце XIX- начале ХХ вв., несмотря на все успехи индустриализации, была странойкрестьянской, земледельческой. До 80% населения жило в общине. И эта общиннаяреволюция сыграла огромную роль в судьбах отечества. Во-первых, это касалосьбольшинства населения. И все, что происходило с массой, не могло не отразитьсяна судьбе общества, государства и культуры. А что там происходило? Община былапостроена так, что шел постоянный передел земли. Власть считала, что, если всебудут равны в общине, не будет никакой зависти, никаких революций, восстаний ит. д.

Семья из пятичеловек получала пять наделов, из семи – семь. Но поскольку в одной семье людиумирали, а в другой – рождались, шел постоянный передел, чтобы постоянносохранять эту эгалитарность, равенство возможностей. Такова былагосударственная политика после восстания Пугачева, потому что стало ясно, чтоим руководили наиболее продвинутые, богатые, умелые и т. д. И они хотелиподдерживать в общине равенство. Шел передел за переделом. И в какой-то моментвласть поняла, что крестьяне заняты не сельхозпроизводством, а переделом земли,а вся энергия уходит на то, «как бы меня сосед не обманул».

И приАлександре III, в1893-ом году принимается, на мой взгляд, роковое решение (хотя я и понимаю егомотивы) – проводить передел раз в 12 лет, чтобы люди успели поработать.Прибавьте к 1893-му году 12 лет - получается 1905-ый год. Еще плюс 12 лет –1917-ый. Еще 12 – 1929-ый. Вот вам вся история. 1905-ый – русская революция,1917-ый – русская революция, 1929-ый – Сталин начинает коллективизацию, пытаясьстравить одних с другими. Это была ужасная трагедия, которая была связана еще ис тем, что в России и в Германии произошел демографический взрыв. И мы видимдве страшные диктатуры. Почему? Перенаселение в деревне. Всю доступную землютогда уже распахали, целины уже не было. В деревне появились миллионы нищих иголодных, не хватало земли и сил для того, чтобы улучшить сельхозпроизводство.

А.К.:   Напрашиваетсяаналогия с некоторыми современными странами, где подавляющее большинствонаселения живет в крестьянских общинах. Например, Китай, Индия.

Ю.П.: Конечно.Но смотрите, в Китае сохраняется жесткая тоталитарная диктатура. Я бываю вКитае, очень люблю эту страну, но упаси Господь мне там жить. Мне, человеку,который имеет и советский тоталитарный опыт, и 20 последних лет свободнойжизни. При всех огромных технологических успехах это общество полностью лишеносвободы, общество, которое направляется железной рукой из центра. В этом смыслепроблемы китайской деревни находятся под контролем.

Б.Д.: Хотя и вызывают бунты. Именнобунты, а не какие-то цивилизованные формы протеста.

Ю.П.: Иопасения. Потому что 800 млн. жителей деревни могут взорвать все это. Но сдругой стороны, китайская деревня устроена на совершенно других основах. Там небыло безземелья в нашем смысле, крестьяне всегда имели право аренды и т. д.Надо все время вспоминать, что мы находимся в разных цивилизациях. Разноеотношение человека к человеку, к земле, к труду и т. д.

Б.Д.: Разное понимание закона.

Ю.П.: Совершенноверно. Дальневосточная цивилизация (китайская, японская, корейская) – этосовершенно другой тип человека и общества. Мы относимся к иному типу, гдедругие проблемы, плюсы и минусы. Наше общество было взорвано общиннойреволюцией, перераспределением дефицитной земли.

А.К.: Откуда взялся этот промежуток в12 лет? Он был как-то высчитан или это возникло интуитивно?

Ю.П.: Немогу точно сказать, кто и когда это предложил, но, видимо, было просчитано, что12 лет – это тот период, когда реально меняется одна семья. Кстати, вспомните,о чем написана гениальнейшая русская поэма «Мертвые души». Откуда взялисьмертвые души, которые покупает Чичиков? От того, что кто-то умер, кто-тородился, а они еще не зафиксированы. Тогда еще не было этих двенадцати лет, нопромежутки-то все равно были! Это была ощутимая русская проблема. И,разумеется, несчастный 1917-ый год был связан с тем, что армия не хотелавоевать. Это 10 млн. мужиков, которые хотели вернуться и участвовать впеределе. При том, что война была практически выиграна. Существует миф, чтоРоссия проиграла войну. Россия была единственной страной, которая не ввелакарточную систему во время войны! В России всего было достаточно.

Б.Д.: Были моменты конфискациипродовольствия.

Ю.П.: Они начались гораздо позже. Когдачитаешь цифры, как Россия вела Первую мировую войну, ахаешь! Россия взяла вармию 5% населения, а Франция – 12%, Германия – 16%. Мы не ввели карточки,реальная заработная плата рабочих упала всего лишь на треть. У нас сейчас онана треть упала! В Петроград всего три дня не подвозили свежей муки, и уженачались волнения. Страна была на подъеме, было вооружение, все было. Нонежелание воевать и желание идти домой, чтобы участвовать в переделе, привели ктому, что армия развалилась.

И нетерпениеобщественности, либералов, что «можно сейчас взять власть» - это оченьнеудачные действия русских общественников, политиков того времени. Но все этособытия все-таки второстепенного значения. А первостепенна сама русскаяреволюция. Ключевский говорил, что освобождение крестьян в 1861-ом году – этоглавное событие русской истории. Теперь мы можем сказать, что революция – этоглавное событие русской истории.

Сейчас у наснет 7-го ноября, есть 4-е, с моей точки зрения. Крайне неудачный выбор. Мыубираем от себя тему революции вместо того, чтобы ее продумать, проработать,намотать на ус, не повторять ошибок, знать, почему она произошла и к чемупривела! До сих пор русское сознание, наука и общественное мнение этого несделали.

А.К.: Тут проблема терминологическая.Ведь это же праздник, 7-е ноября. А насколько правильно называть эти событияпраздником?

Б.Д.: Есть же памятные даты. 22-е июня1941 года – это никак не праздник.

Ю.П.: Аармяне всегда вспоминают день турецкой резни. Русские не могут забыть это. Мыне должны фиксироваться на болезненных сторонах, это не продуктивно. Нопродумать, понять место и результат революции надо. Советский Союз и всясоветская жизнь вышли из этой революции, и мы не можем себя от этого отрезать.Мы дети, внуки и правнуки всего этого дела. И мы не можем отказываться от этогонаследия.

Б.Д.: Нельзя делать белое пятно наместе этих событий.

А.К.: Мне кажется, что когда изучаешьреволюцию, очень велико искушение ввести мистическую ноту в трактовку техсобытий. Страна была на подъеме. Еще раз процитирую вас: русский народ уступилсвободу, но в борьбе. Получается, что красные – это не народ. Это некая темнаясила, отдельная, маленькая. Или это тоже народ?

Ю.П.: Этобыла абсолютно народная революция.

А.К.: Тогда получается, что русскийнарод не упустил, не проиграл. Он выбрал другой путь.

Ю.П.: Думаю,что это так и не так. Все было еще сложнее. Я далек от того, чтобы считатьбольшевиков кучкой мерзавцев, заговорщиков, которые свернули русский народ систинного пути. Это все ерунда. Григорий Мелихов говорит Аксиньи: «Если сучкане захочет, кобель не вскочит». Я извиняюсь, но это литература, Шолохов. Таквот, русский народ в конечном счете «захотел» потерять свободу. Так произошло входе исторической эволюции, в ходе российской истории.

Что вообщезначит свобода? Почему ее ставят в качестве основной цели? Россия в конце XIX - начале ХХ вв. делалауспехи не только индустриальные, культурные. Уровень жизни рос. В 1913-ом годув Москве было построено три тысячи «небоскребов» - домов с лифтами на пять-семьэтажей. При всем взрыве лужковской урбанизации даже сейчас за этим не поспеть.Шел невероятный подъем по всех сферах жизни. Россия шла и к демократии. В1906-м году - первая Конституция, Дума, партии, профсоюзы, иные союзыгражданского общества. Нарастание свободы, отмена цензуры. Столыпин ставитвопрос о том, чтобы Россия стала правовым государством. И Россия к этому шла.Петр Аркадьевич говорил, что если история даст ему 20 лет, мы не узнаем России.Мы шли к этому. Но были и другие тенденции, другие силы, которые свернулиРоссию с этого пути. Это не был какой-то внешний враг. Это не были какие-томифические масоны, заговор германского Генштаба. Это было общее развитиеРоссии, в недрах которого зрели и тенденции к несвободе, диктатуре, отказу отлиберализации, которая неуклонно развивалась в России. Все это проявилось вгражданской войне и в 1920-е годы.

Б.Д.: И здесь, в борьбе за свободу, каквсегда смыкались самые левые и самые правые: те, кто не был доволенмодернизацией институтов империи и те, кто были недовольны этим, посколькусвобода могла оттянуть революционные преобразования.

Ю.П.: Можносказать и так. Хотя я думаю, что крайние правые русские всегда были крайнеслабы. Крайние левые оказались более удачливы, но не сами по себе. В Россиипроизошло, к сожалению, то, о чем предупреждал Достоевский. Вы говорите промистику. Я не знаю, что это такое, хоть я человек верующий.

А.К.: Необъяснимое с точки зрениянауки.

Ю.П.: Можетбыть. Достоевский за много десятилетий смог предвидеть то, что произошло:смычку леворадикальных революционеров с миром криминала, который, безусловно,оживился в годы войны, анархии. Во время смуты институты власти ослаблены. Итогда наверх выходит подполье, криминал. Так всегда было. И большевикииспользовали эту энергию, этих людей для достижения своих целей. Это не значит,что сами большевики были таковыми, но они пошли на это.

Я сам изсемьи старых большевиков. Моя бабушка, русская дворянка, дочь гвардейскогогенерала, к сожалению для меня, связалась с этими людьми еще до революции,вернулась вместе с Лениным и принимала активнейшее участие в русской революциина стороне большевиков. В конце 1950-х годов, а я родился в 1950-ом, многиевозвращались из сталинских лагерей, и я многих знал. Я знал вдову Дзержинского,вдову Войкова, убийцы Николая II.Это были обычные нормальные люди с гимназическим, а некоторые и суниверситетским образованием, хорошо говорившие на европейских языках, знавшиелитературу, искусство.

Я занималсяисторией Германии и могу сказать, что большинство национал-социалистов не былитакими карикатурными преступниками. Все гораздо хуже. Эти, в общем, милые,нормальные, интеллигентные люди оказывались в результате палачами своегонарода. Если бы большая часть народа не санкционировала это, не пошла за ними,ничего бы не произошло. Главный урок и вывод русской революции – русский народсам проиграл свою свободу и дал санкцию на то, что им стал руководить Сталин ипрочие. То, что сегодня Сталин является чем-то очень важным для сознания нетолько обычного, бедного русского человека, но и людей успешных, богатых и т.д., – вот где трагедия. Я не могу представить себе, что современный немецпо-прежнему ослеплен «гением» Гитлера. А современный русский ослеплен «гением»Сталина.

А.К.: А почему? Ведь все уже очевидно,все уже рассказали!

Ю.П.: Ядумаю, что мы не проработали педагогически всех последствий русской революции.Что сделали немцы? Они создали систему политического образования. У нас онатоже была в СССР, только занималась другими вещами. Через эту систему прошли всенемцы. Их учили демократическим ценностям, идеалам, а слово «Гитлер»употреблялось в значении «палач». Но немцы начали не с того, что боролись сГитлером. Они начали с того, что стали из себя это выкорчевывать. Ведь почемуГитлер пришел к власти? Потому что этого захотел немецкий народ. Почему Сталиноказался во главе нашего государства? Потому что в каком-то смысле русскийнарод этого захотел. И немцы стали бороться с тем, что внутри них сидело. Еслимы хотим вылечиться, нам предстоят все эти операции. Этим должны заниматься ирадио, и телевидение, и высшая школа, и партии, и правительство и т. д. У насже этой работы не ведется.

Это значит,что общество не осознало той страшной трагедии, которая произошла с нами. Наднях Медведев назвал цифру: 52 млн. ордеров на арест при населении в 180 млн.человек. И это при нашей плохой статистике, это по минимуму. А это же третьнаселения! А мы спокойно после этого говорим: «Мы - советские люди, Сталин -наш рулевой»! Обсуждается, нужно ли возвращать его скульптуру на станции метроКурская. Обсуждается возможность возвращения памятника Феликсу Эдмундовичу. Яне могу себе представить, чтобы в Германии обсуждалось возвращение памятникаГиммлеру. А русские могут это обсуждать. Нам предстоит огромная нравственнаяборьба с нашим нежеланием вылечиться. В этом смысле большевистская революцияпродолжается. Пока мы любим Сталина, хотим вернуть Дзержинского, пока у насвисят портреты этих людей и какие-нибудь сотрудники ФСБ называют себячекистами.

А.К.:И пока станция метро называется Войковская!

Ю.П.: Безусловно! А БиблиотекаЛенина? Ленинский проспект? Это же невозможно.

А.К.:Но все это невозможно выкорчевать.

Ю.П.: Это необходимо. Абсолютнонеобходимо. Причем не только потому, что это эстетически плохо. Это надо изпедагогических целей, думая о будущих поколениях.

Б.Д.:В 1961-м году имя Сталина удалось выкорчевать из большинства мест, где онобыло.

А.К.:Кроме одного места – кабин грузовиков.

Б.Д.:Это появилось чуть позже, когда о нем чуть забыли и стали строить иллюзии.

Ю.П.: Это делается очень просто.Попробуйте в Германии поднять руку в нацистском приветствии или сказать «Хайль,Гитлер!» - и вы сядете в тюрьму. Государство - это монополия на применениефизического насилия. Оно должно запретить всякую коммунистическую пропаганду. Унас действует КПРФ. Это то же самое, как если бы в Германии в бундестаге сиделаНационал-Социалистическая Рабочая Партия Германии.

Б.Д.:Правда, в Германии пока не могут запретить ультраправых.

А.К.:И митинги проходят, причем охраняются полицией.

Ю.П.:От людей их охраняют, чтобы люди их не растерзали.

Б.Д.:Это очень правильная ситуация, когда боятся, что люди растерзают именно их.

А.К.:Наш разговор с Юрием Пивоваровым мы прервем на две недели. На следующей неделев эфир выйдет программа с участием Ефима Рачевского, а вот через две недели мыпродолжим беседовать с Юрием Сергеевичем об истоках русской революции,политической культуре и о чем-нибудь еще.

читайте также
Наука
Леонид Костандов: 1915 – 1984
Ноябрь 27, 2015
Руссо Максим
Наука
Сила самоиронии. К 80-летию Юрия Левады. Рассказывают Теодор Шанин и Борис Юдин
Май 13, 2010
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).