будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 12, 2025
Наука
Полит.ру

Памяти Сергея Капицы

Памяти Сергея Капицы
kapiza-436_1
Сергей Петрович Капица.

14 августа умер выдающийся популяризатор науки, крупный ученый Сергей Петрович Капица.

Он родился в 1928 г. в одном из центров новой физики – в Кембридже. Там, в Кавендишской лаборатории у Эрнста Резерфорда работал его отец – Петр Леонидович.

Отец вместе с дедом по материнской линии – кораблестроителем и механиком академиком А.Н. Крыловым - были участниками отправившейся в 1921 году в Европу Комиссии Российской академии наук по возобновлению научных сношений с заграницей.

В лице Петра Леонидовича связь установилась действительно прочная: молодой многообещающий физик стал учеником Резерфорда, получил стипендию, докторскую степень, а к 1933 году специально для него была построена новая Монд-лаборатория.

«Осенью 1934 года, когда я, как обычно, поехал в Советский Союз, чтобы повидать мать и друзей, и был совершенно неожиданно для меня лишен возможности вернуться в Кембридж, я в последний раз видел Резерфорда и больше не слышал его голоса и смеха», - писал впоследствии Капица (цитируем по «Резерфорду» Даниила Данина). Насильственное оставление в СССР было компенсировано строительством нового Института и беспрецедентным шагом – покупкой оборудования только что построенной в Кембридже лаборатории. Ученому и его семье была создана удобная золотая клетка, а шестилетний Сергей вместе с младшим братом Андреем – будущим известным географом – оказался в СССР.

Английское детство дало и прочно усвоенный язык, и ощущение атмосферы. Со школой повезло – это была Московская опытно-показательная школа имени Лепешинского. Но «самым… страшным был 37-й год, когда в некоторых классах у половины детей родителей исчезли. Там директором был такой Секачев – удивительная личность. Он сделал все, что было в его силах, для того чтобы смягчить этот удар… Дети репрессированных, конечно, страдали, но он старался делать все, чтобы это было смягчено, может быть, даже рискуя собственной репутацией и положением. Но ему это удавалось» (здесь и далее цитируем по беседе с Сергеем Петровичем в цикле «Взрослые люди»).

Следующим потрясением стала война. Семья уехала в эвакуацию, в Казань, где Капица-старший «создавал кислородную промышленность, которая сыграла очень большую роль во время войны. А я учился в школе, и за два года жизни в Казани экстерном закончил четыре класса».

Там же случился первый опыт работы – участие в экспедициях, искавших нефть между Уралом и Волгой.

Высшее образование получил в Московском авиационном институте, после чего начал работать в Центральном аэрогидродинамическом институте (ЦАГИ).

Долго проработать на таком стратегически важном направлении не удалось – в 1946 году в фактическую дачную ссылку отправился Петр Леонидович. Пришлось уйти. Дальше - Геофизический институт Академии наук и помощь отцу в его исследованиях.

В полной мере опала закончилась только в 1955 году: 3 июня после встречи с Хрущёвым Петр Леонидович возвратился на пост директора Института физических проблем. Тогда же происходит возвращение на Физтех, куда в 1956 году приходит и Сергей Петрович.

Именно с МФТИ и оказалась связана дальнейшая научная судьба Капицы: «я несколько раз менял свое направление. Потом мне предложили занять кафедру общей физики. И вот этим я занимался тридцать пять лет. Ту эпоху я как раз и считаю расцветом Физтеха. Ректором там у нас был Белоцерковский, очень важный для успеха этого дела человек, и математик блестящий Кудрявцев, а я занимался кафедрой физики. Мне удалось собрать на этой кафедре совершенно уникальный коллектив преподавателей. Я считаю, что это была моя главная заслуга, если она вообще была. Вместе мы подбирали и ребят, поэтому вся эта система работала очень эффективно… Лекций я не очень много читал. Я читал курс механики на первом курсе, а потом главное мое внимание уделялось кафедре. Это было 130 человек – половина из них были совместителями.

… И большая часть преподавателей была приглашена со стороны. Это было моей основной заботой: кого пригласить из семнадцати институтов Москвы. Штучно отбирались эти люди. Этой работе я и уделял огромное внимание, потому что никому поручить ее нельзя было. Лекции читали у нас блестящие преподаватели, а отбор и философию кафедры осуществлял я».

Конец 1950-х – начало 1970-х стали в СССР годами резкого всплеска широкого интереса к физике и к «твердой» науке в целом. В 1959 году Борис Слуцкий печатает «Физиков и лириков», в 1962 г. Михаил Ромм выпускает «Девять дней одного года». Развивается научно-популярное и научно-художественное книгоиздание. В 1960-е – начале 1970-х публикуем свои основные книги о физике Даниил Данин (1961 г. - «Неизбежность странного мира», 1967 г. – «Резерфорд», 1970 – 1971 гг. – «Нильс Бор»). С 1960 г. начинает выходить альманах «Пути в незнаемое: писатели рассказывают о науке». С 1961 года в эту сторону смещается направление журнала «Наука и жизнь». С 1962 г. выходят альманах-ежегодник «Эврика», появляется одноименная книжная серия.

Телевидение, как обычно, немного опаздывало. Как вспоминает Капица, «была идея организовать такую передачу, потому что у нас был высокий уровень научно-популярного кино. А научно-популярное кино не могло попасть на телевидение по целому ряду причин. Просто потому, наверное, что телевидение – это одно, а кино – это другое. И мы хотели сделать такую научную кинопанораму… с телевидения обратились. Там была такая Жанна Петровна Фомина. Она сделала передачу «Клуб кинопутешествий», потом «В мире животных» – это все была ее инициатива. И ее инициативой было сделать такую научную кинопанораму. Я написал книгу «Жизнь в науке», наверное, она тоже послужила поводом и толчком к созданию такой передачи. Сначала было предложено сделать такую научно-популярную передачу, скажем, про тараканов, или про галактики с использованием фильмов. А потом поняли, что гораздо интереснее показывать самих ученых».

Это совершенно не исключало того факта, что в рамках программы показывали фрагменты документальных и научно-популярных фильмов. Но основой действительно был разговор Сергея Петровича с ученым (или учеными).

Программа начала выходить в 1973 году – и продолжала это делать до самых последних дней. В постсоветские годы она сменила четыре канала.

Потребителем всего этого массива стала, в первую очередь, научно-техническая интеллигенция и молодежь, призванная пополнить ее ряды. Для этого слоя и его смены было создано специфическое информационное и социальное пространство с кружками, специальными классами и школами, с аннотированием международной научно-технической информации, магазинами научно-технической книги, Домами ученых и молодежными клубами (вроде клуба «Под интегралом» в новосибирском Академгородке).

 «Я думаю, что мы ее делаем для тех, кого мы называем интеллигенцией, для людей, которые как-то тянутся к знанию, пытаются понять, что происходит. Думаю, что сейчас это очень важно для провинции, когда журналы наши потеряли значение, которое у них было», - говорил Сергей Петрович совсем недавно.

Спецификой формата передачи было то, что с учеными беседует не журналист, а их коллега – пусть и из другой области или подобласти знания. Глубокая эрудиция в сочетании с усвоенным с детства и подкрепленным собственной деятельностью пониманием, как работает ученый делали разговор диалогом равных.

Гости «Очевидного-невероятного» могли быть и иностранцами. Программа никогда не была рассадником научного изоляционизма.

В отсутствие на телевидении какой бы то ни было общественной дискуссии, в условиях застегнутого на все пуговицы (при Сергее Лапине) культурного вещания, программа Капицы стала отдушиной свободного полета интеллектуальной мысли, примером живой дискуссии – в тех областях, в которых она допускалась.

Грамотный и богатый русский язык, культура рассуждения формировали навыки речи и мысли у миллионов советских телезрителей.

Будучи связан с мировым научным сообществом, Капица участвовал в движении ученых за мир – Пагоушском движении, был членом Римского клуба, объединившего интеллектуалов, пытавшихся осмыслить перспективы мирового развития. Отчасти продолжением этого стал интерес Капицы к демографической динамике: «… когда рухнула вся наука, мы оказались без средств и без денег, тогда почти целый год я жил в Кембридже и там наткнулся на эту тему. Просто такое стечение обстоятельств. А еще я этим занялся потому, что для этого ничего не надо – это модели. Не нужно никаких особых вычислительных машин, просто надо работать головой, думать и читать».

В 1983 - 1993 гг. и с 2002 года Сергей Капица был главным редактором журнала «В мире науки» - российского издания Scientific American. Нам посчастливилось вместе поучаствовать в мероприятиях мирового саммита Scientific American в России в 2011 г. (см. «Окно в научный мир» и репортажи Анны Сакоян: 1, 2, 3, 4). Разумеется, саммит был бы невозможен без авторитета Сергея Петровича.

Можно с уверенностью предположить, что если опросить случайную выборку российских граждан, какие у нас есть ученые – в первую очередь будет назван Сергей Капица. Он во многом сформировал этот образ в людях 1970-х – 2000-х годов.

Мы - медиа, исходящее из научной и экспертной среды, во многом стоим на его плечах. Мы выросли на его программах. Невозможно вести лекции, семинары или передачи «Наука 2.0» и не оглядываться постоянно на опыт и интонацию Сергея Капицы.

Полит.ру
читайте также
Наука
Леонид Костандов: 1915 – 1984
Ноябрь 27, 2015
Руссо Максим
Наука
Сила самоиронии. К 80-летию Юрия Левады. Рассказывают Теодор Шанин и Борис Юдин
Май 13, 2010
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).