будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 6, 2025
Наука
Иванов Петр

Питательный бульон российской науки

Представьте себе школьника, но не «среднестатистического», а умного, который любит читать книжки и чем-то пытается интересоваться. Кроме общих со сверстниками проблем, у него появляются свои собственные: не всегда есть с кем поговорить о научных интересах, не во всякой школе найдется учитель-предметник, способный поддержать и углубить возникший интерес к его (а тем более – к смежной) дисциплине. Ну и, наконец, наш школьник наверняка не обладает достаточными навыками жизни в коллективе: недостаточно общается со сверстниками, не всегда контактен с родителями (если они не склонны поддержать его увлечения, а постоянно гонят погулять во дворе или поработать на даче). Конечно, образ утрирован, но подобный персонаж в разной степени соответствия легко находится в любой школе, если не в любом классе.

Так вот этому утрированному школьнику явно нужно что-то кроме того, что получает школьник обычный, – другие учителя, другие товарищи и вообще другая среда. Но не вместо, а вместе.

Еще в советские времена существовали многочисленные предметные олимпиады и другие мероприятия, в которых талантливый школьник мог реализовать себя и найти стимул для дальнейшего развития в интересных ему областях.

Представление о том, что сейчас все коммерциализировано и подобные структуры если и существуют, то только за большие деньги, во многом неверно. Олимпиады, ВМШ (Вечерняя математическая школа), ЗБШ (Зимняя биологическая школа) и другие подобные структуры существуют и в наши дни. Кроме того, за последние полтора десятка лет появился и новый феномен – выездных каникулярных школ дополнительного образования.

Из начинавшей еще в СССР (и существующей по сей день) «Химеры», организованной в конце 80-х годов при МГУ, выделилась Летняя Экологическая Школа. От ЛЭШ отпочковалась Летняя Школа «Исследователь», существует Тульская летняя школа, Кировская летняя многопредметная школа и многие другие в разных регионах страны.

Школы как мероприятия проводятся этими организациями (или структурами, под эгидой которых они работают) во время школьных каникул – чаще всего летом, однако многие проекты имеют также учебные мероприятия меньшего, чем летом, масштаба и в другие времена года. Обычные места проведения – в какой-либо деревенской школе (когда основные участники живут в палатках), в общежитии какого-нибудь университета, в санатории, на стационарной базе школы – многое зависит от стилистики каждого проекта.

Отличительной особенностью подобных школ является их абсолютно некоммерческий, добровольческий характер. То есть организаторы и преподаватели обычно не получают никакой оплаты, более того – нередко сами платят за своё участие в проекте наряду со школьниками (точнее – их семьями).

Хотя обучение на подобных школах, естественно, сказывается на успехах как в обычной школе, так и при поступлении в вуз (так, свыше 80% школьников, обучавшихся на  биологическом отделении ЛЭШ, поступают на биофак МГУ с первого раза) – потому что всячески развивают его интеллектуальные способности, дают какие-то предметные знания, однако подготовка к поступлению принципиально не ставится как задача школ.

Преподаватели на школах – аспиранты, студенты и преподаватели вузов, «практикующие» ученые, школьные учителя, работники сфер, близких к предмету обучения.

Сам предмет обучения бывает достаточно разным. Наибольший охват у Калининградской Многопрофильной школы – 15 отделений, в то время как другие школы чаще всего делают акцент на одном (Лингвистическая Школа) или трёх-четырех направлениях (ЛЭШ, Летняя Школа «Исследователь»).

Владимир Алексеев, один из руководителей ЛЭШ, называет в числе основных целей своей школы поиск и выявление одарённых школьников, и их собирание вместе. В силу недостаточной информации о школах, и организаторам проектов приходится искать школьников, и школьникам – сами подобные проекты.

Чем они могут помочь нашему воображаемому школьнику? Помогая поддержать интерес к заинтересовавшему разделу науки, они позволяют и получить осмысленную прибавку знаний и навыков по нему, и адекватно оценить свой уровень. Если на фоне одноклассников по обычной школе он может казаться непомерно высоким, то сообщество близких по духу людей даёт здоровый состязательный стимул – куда сложнее и увлекательнее соревноваться в знаниях с человеком, который интересуется тем же, что и ты на близком же уровне, понять, какие именно сформировались пробелы в собственных знаниях.

Помогают школы решать и проблему ориентации в рамках интересующих дисциплин (междисциплинарных областей), привлечения инодисциплинарных знаний, необходимых для занятия интересующими проблемами. Общение школьников между собой и, что еще важнее, с людьми либо профессионально этим занимающимися, либо всерьёз этим интересующимися, заметно снижают риск для школьника иметь хаотичные, несистематические знания. Разного рода «защиты» самостоятельных работ учат навыкам научной дискуссии.

Учёба на школах не слишком похожа на обычную общеобразовательную «обязаловку». Дети учатся не потому, что «если не учиться -  поставят двойку, и будут ругать родители», а потому,что им это интересно, они сами захотели поехать. Преподаватели занимаются с учениками не потому, что эти часы включены в нагрузку.

Школы дополнительного образования, помимо академических знаний, дают детям и важные социальные навыки. Хозяйственная деятельность на школах ведётся усилиями преподавателей, школьников, ассистентов (стажеров). Большую роль играет и менее формальный характер общения преподавателей между собой и со школьниками. Этим отчасти убирается ощущение «школьного официоза». «Школьники – это просто младшие коллеги», - говорит Владимир Алексеев. Конечно, это ни в коем случае не подразумевает, что от школьника будут требовать абсолютно «взрослого» поведения и тем более поручать ему делать что-либо, непосильное в силу связанных с возрастом особенностей.

Большую роль в создании «атмосферы, стимулирующей к обучению» (Юрий Романов, директор ЛШ «Исследователь») играет совместный досуг школьников и преподавателей. Это и пение под гитару, и разнообразные спортивные соревнования, ролевые игры, чтение вслух книг, постановка спектаклей, краеведческие походы – все то, что может дать отдых, переключение, дополнительный повод для спайки участников школы.

Конечно, не всем школьникам удаётся идеально адаптироваться в коллективе, не всем нравится атмосфера на школах – кто-то надеется найти аналог пионерского лагеря, а обнаруживает место, где принято учиться. Но большинство ездит на школы много лет, причем делают они это совсем не потому, что их родители не знают, «куда деть ребёнка, чтоб по улице не шлялся на каникулах». Многие бывшие школьники остаются в орбите Школ и по их окончании, принимая участие в проекте в роли ассистентов преподавателей, ведущих факультатива, а со временем и полноценных преподавателей. Хотя преподавательский состав на школах является отнюдь не замкнутым сообществом, туда постоянно приходят новые люди, заменяя отошедших к семейным делам или уехавших на очередную стажировку.

Подобные структуры дополнительного образования часто являются своего рода самовоспроизводящимися сообществами, во многом формирующими реально активную научную среду в тех дисциплинах, где им повезло сформироваться.

См. также:

  • Окштейн. “В такой ситуации психологическая дистанция не нужна”
  • Долгин. Кто возьмет ответственность за школу?
  • Митрофанов. "В школе есть ресурс изменения общества..."
  • Долгин, Конрадова. Быть ли Истине в школе?
Иванов Петр
читайте также
Наука
Леонид Костандов: 1915 – 1984
Ноябрь 27, 2015
Руссо Максим
Наука
Сила самоиронии. К 80-летию Юрия Левады. Рассказывают Теодор Шанин и Борис Юдин
Май 13, 2010
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).