будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 3, 2025
Наука
Бузятов Евгений

Презент для NSF

Президент США Джордж Буш 6 февраля 2006 года представил конгрессменам проект федерального бюджета на 2007 год. Согласно проекту, затраты на финансирование Национального научного фонда (National Science Foundation, NSF) возрастут на 8%. Это первый шаг в реализации программы Буша по увеличению финансирования фундаментальной науки, согласно которой в ближайшие 10 лет вклад государства в развитие физики и математики удвоится.

Национальный научный фонд получит совокупно $6.02 млрд. в следующем финансовом году, который начнётся 1 октября, что на $439 млн. выше, чем в этом году. Из них $2.9 млрд. пойдёт на открытия в науке и технике, $1,68 млрд. – на высокотехнологичные средства инфраструктуры, $1.07 – на использование потенциала не представленных в науке категорий граждан, меньшинств, женщин и инвалидов.

Исследователи в области точных наук ждали и добивались этого заявления долгое время: финансирование физики, математики, химии и инженерии не увеличивалось в течение более 10 лет. Государство выделяло больше средств на финансирование Национальных институтов здравоохранения (National Institutes of Health, NIH). Теперь ситуация кардинально изменилась: финансирование NIH в следующем году увеличено не будет. Тем не менее, совокупный бюджет NIH на следующий год ($28,59 млрд.) будет превышать бюджет NSF ($10,66 млрд.). Джон Х. Марберджер III, президентский советник по науке, считает, что такое распределение средств будет способствовать нахождению баланса между точными и естественными науками. Об этом он заявил на пресс-конференции 6 февраля, сообщает Chronicle.

Всего на научные и технические программы из бюджета выделяется $59,84 млрд. Это примерно на 0,5% меньше, чем в прошлом году, из-за президентской инициативы урезать все расходы бюджета, кроме расходов на армию и национальную безопасность. Увеличение финансирования фундаментальной науки на фоне сокращения «гражданских» статей бюджета говорит её приоритетности с точки зрения руководства США. Это связано в первую очередь с тем, что развитие фундаментальной науки способствует появлению передовых технологий, стратегически и коммерчески выгодных.

Некоторые эксперты оценили предложение президента скептически: за 10 лет приоритеты государства могут измениться, а у Буша осталось всего 3 года срока. Тем не менее, нельзя отрицать важность появления вопроса о финансировании науки на повестку дня. Фундаментальная наука переживает мировой подъем: постоянно совершенствуются способы передачи, хранения и обработки информации; ведутся разработки новых источников энергии; реализуются фантастические космические программы; создаются всё более совершенные механизмы. Каждое государство заинтересовано в сохранении конкурентоспособности в области высокотехнологичных производств, и США претендуют на лидерство в этой области. Конечно же, это не случайно: США занимает первое место по объёму государственного финансирования науки, опережая Японию и Китай.

В США существует три формы государственного финансирования науки. Во-первых, это прямое финансирование министерствами и ведомствами собственных исследований собственным персоналом (традиционная форма инвестирования, лежащая в основе административно-хозяйственной организации НИОКР, наиболее адекватной периоду экстенсивного расширения научно-исследовательской деятельности). Во вторых, программно-целевое финансирование НИОКР (финансируются не учреждения как таковые, а исследовательске проекты по грантам (субсидиям), контрактам, совместным соглашениям, что позволяет широко привлекать внешних исполнителей (фирмы, вузы, отдельных специалистов) для достижения поставленных в проектах и программах целей. В США по программно-целевому принципу используется более 75% федерального бюджета НИОКР). В-третьих, создание кооперативных (совместных) фондов финансирования (в их основе - программно-целевая форма расходования средств федерального бюджета, позволяющая объединять усилия различных министерств и ведомств и облегчающая слияние государственных финансов со средствами корпораций, вузов, ассоциаций для выполнения крупномасштабных научно-технических программ как национального, так и международного характера).

Финансирование науки корпорациями осуществляется в силу того, что на высокотехнологичную продукцию этих корпораций существует госзаказ. Поэтому можно сказать, что именно государственная поддержка науки имеет решающее значение для её развития.

Расходы на естественные и точные науки в США и России несопоставимы. Государственное финансирование науки в России растёт, но темпы этого роста недостаточны для того, чтобы можно было рассчитывать на выход из сложившегося системного кризиса, как называют нынешнюю ситуацию сами учёные. Государство финансирует Российскую академию наук, Российский фонд фундаментальных исследований, Фонд поддержки гуманитарных исследований. Финансирование РАН возросло с 8 млрд. руб. в 2001 году до 25 млрд. руб. в 2006. На науку в целом тратится около 1% ВВП, и это в два раза ниже, чем в США (около 2%) и в три раза ниже, чем в Японии (около 3%). При том, что бюджет США больше российского примерно на порядок, можно говорить о том, что на науку в России тратится в несколько десятков раз меньше, чем в США. Наиболее оптимистичный прогноз, данный министром образования и науки Андреем Фурсенко, предполагает, что к 2010 году на науку в России будет тратиться 300 млрд. рублей, то есть чуть больше $1 млрд. Это в 60 раз меньше, чем в США в этом году.

Бузятов Евгений
читайте также
Наука
Леонид Костандов: 1915 – 1984
Ноябрь 27, 2015
Руссо Максим
Наука
Сила самоиронии. К 80-летию Юрия Левады. Рассказывают Теодор Шанин и Борис Юдин
Май 13, 2010
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).