будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Российская академия наук
Май 21, 2025
Наука
Муравьев Алексей

Реформа Академии не по-русски: CNRS

Реформа Академии не по-русски: CNRS
académie-sciences
Академия наук Франции. Источник: Фото: leguideparis.free.fr

Дискуссия по поводу реорганизации, или, лучше сказать, спасения научной организации в России развивается по сложной, но вполне понятной психологической траектории. Она описана в учебниках медицинской психологии как «терминальная кривая». Первая фаза – шок, вторая – поиски виновного, третья – кризис. Он разрешается либо в кооперативность, либо в психотическое закрытие. Мы находимся в конце второй фазы, поиск виновных практически завершен. Во всем виноват лечащий врач, ведь все врачи хотят только обобрать пациента, а лечить не хочет никто. Главврача обвинять уже нельзя – он вне критики и вне обсуждения. Наука – это у нас область сакрального. Поэтому зафиксируем это положение: по-русски «реформировать» сакральное означает ухудшать, разворовывать, уничтожать, портить. Можно вспомнить реформу патриарха Никона, который испортил и расколол православие. Потому что нельзя реформировать сакральные институты. Они у нас просто живут, пока не развалятся сами. Беда в том, что реформировать придется.

Кроме принципиальной нереформируемости священных институтов, проблема в том, что реформа – это всегда коррупция. Все реформы организации науки в России и даже за ее рубежами имеют коррупционный хвост: старая система без боя не сдается, новая отторгается. У нас все сложно еще и от того, что новое – везде «враг хорошего». То, что про «новое» понятно – не устраивает, а то, что устраивает  – непонятно. Но самое неприятное – нет пространства открытой общественной дискуссии об Академии наук: любая ее критика воспринимается как подпевательство «жуликам-ворам-реформаторам», а любые славословия в ее адрес – просто как не соответствующие действительности. В этой ситуации, получается, лучше славословить. Но это скучно и неинтересно. Куда интереснее посмотреть на то, как организована наука в других странах, и особенно в тех, где старая организация уступила место новой.

Поэтому поговорим про Национальный Центр Научных исследований Франции. Эта форма организации научной деятельности возникла в результате архаичной и патерналистской французской университетской науки указом президента Французской республики Альбера Лебрэна 19 октября 1939 г. Франция уже вступила во Вторую мировую войну, и под угрозой национальной катастрофы научное сообщество решило «перегруппировать институты  государства» (regrouper tous les organismes d'État) вокруг фундаментальных и прикладных исследований (recherche fondamentale ou appliquée) и скоординировать исследовательскую работу на национальном уровне.

Еще в 1938 г. Жан Перрэн, нобелевский лауреат по физике, инициировал слияние национальной кассы научных исследований с Национальным бюро исследований и открытий. Новую организацию назвали Национальным центром научно-прикладных исследований. В 1939 г. он и стал называться «Сэ-эн-эр-эс» (CNRS). После войны фокусом CNRS стали именно фундаментальные исследования. Из CNRS выделились большие центры прикладного направления (ORSTOM, CNET, CEA). Университетские ученые пошли из аудиторий в лаборатории, начался отток ученых в фундаментальные исследования.

В 1966 при де Голле произошла самая большая реформа CNRS: она была перестроена по принципу ассоциированных лабораторий. Стали создаваться ассоциированные центры (unité) и институты, были организованы междисциплинарные лаборатории. В 1970 был организован Национальный совет по инженерным наукам. CNRS начала организацию науки по крупным направлениям, перегруппировывая лаборатории и центры. Именно в CNRS была запущена «контрактуализация» всех социальных институтов, в ходе которой для достижения научных целей были заключены договоры между разными и разноуровневыми центрами, лабораториями CNRS и университетскими центрами и факультетами, а также с независимыми центрами.

В настоящий момент в CNRS входит 1100 центров и лабораторий, контролируемых местными Управлениями (delégations). Аппарат CNRS относительно невелик. Президент CNRS Алэн Фукс координирует работу Центра вместе с двумя заместителями. Бюджет CNRS составляет 3145 миллиардов евро (120 млрд. руб.), причем 802 млн. CNRS зарабатывает сама. В CNRS работают 11 300 ученых, кроме которых имеется штат из 14 000 инженеров, техников и административных сотрудников. Как уже ясно, CNRS не есть Академия, а есть примерно то, к чему стремится реформа или что предлагает «Троицкий вариант»: ассоциация научных центров со своим управлением, но при этом и со своей собственностью.

Клуб академиков, которых во Франции называют les immortels (бессмертные), еще Наполеоном вынесен в высшие государственные сферы и именуется Istitust Français, кроме него есть и другие академии, например, Академия надписей и Коллеж-де-Франс. Избрание в каждый из них - почетно и желанно для ученого. Но компетенции и административная ответственность у них совершенно разные.

Нельзя сказать, чтобы у CNRS совсем не было проблем. Членство в центре пожизненное, и вес «старых» членов давит на молодых. Попасть в Центр стало неизмеримо сложнее: конкурсных мест все меньше. Бюджета Центра стало не хватать на множество новых проектов. CNRS – открытая организация, и иностранные члены нередко вообще не работают во Франции, а сидят, например, в Италии или Испании у себя дома, продуцируя мало текстов. Однако проведенная реформа оказалась крайне эффективной в одном смысле: ослабив административные связи с руководством CNRS, ученые четко поделились на тех, кто «собрался» и тех, кто «разболтался». Была введена система отдельной тарификации.

И наконец, надо бы упомянуть о «красных постах» (postes rouges), которые создаются на краткое время (1-3 года) для ученых из разных стран по типу пост-доков. На таком посту довелось поработать и автору этих строк. «Красному» приходится оформляться по полной программе, он проходит все этапы оформления в Делегации и приписывается к лаборатории. В моем случае это была «Лаборатория Ж.Дюмезиля», но поняв, что мои исследования кроссдисциплинарны, делегация меня ассоциировала очень легко с еще одной лабораторией – византинологическим центром Ж.Дагрона. Такая система вовлекает ученых в процесс распространения административного опыта за пределы CNRS.

Итак, опыт CNRS говорит и учит нас примерно следующему: динамизация и диверсификация исследовательских центров есть благо и полезная вещь. Выведение академического клуба за пределы административной схемы полезно и повышает статус самих академиков. И такая реформа не десакрализовала науку, а ресакрализовала. Но для такой ресакрализации понадобился весь опыт лаизма (обмирщения), который Франция получила после Великой Французской революции. Этот опыт разделения церкви и государства и есть, по сути, ключ к реформе науки. Ибо институты эти крепко взаимосвязаны. CNRS может нас многому научить. Неслучайно Димитри Посель, ученый секретарь Научного совета CNRS, написал В.Фортову такие слова: «CNRS вырос в структуру, гармонично сотрудничающую с университетами и партнерами из промышленности. Его структура неидеальна, но она широко признана. Мне кажется, что она могла бы представлять интерес как некий ориентир при реформировании РАН». 

Муравьев Алексей
читайте также
Наука
Леонид Костандов: 1915 – 1984
Ноябрь 27, 2015
Руссо Максим
Наука
Сила самоиронии. К 80-летию Юрия Левады. Рассказывают Теодор Шанин и Борис Юдин
Май 13, 2010
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).