В середине апреля в одном изведущих технических вузов страны – МГТУ им. Баумана – сменился ректор. Бывшийглава университета Игорь Федоров руководил им 20 лет, но в силу возраста(накануне выборов ему исполнилось 70 лет, и по закону он не может большеработать в качестве ректора) ушел в отставку и перешел на почетную должностьпрезидента университета. На место Федорова претендовали три кандидата. Ученыйсовет большинством голосов выбрал директора Опытного завода МГТУ Анатолия Александрова – кандидата, о котором мало что известно запределами вуза. Студенты Бауманки плохо поняли, что произошло (если вообщезнают о том, что сменился ректор), и настроены, судя по их блогам, весьмаскептически. Мы побеседовали с новым ректором о выборах и его планах. Интервьювзяла Светлана Романова.
Вступив в должностьректора, какое наследство вы получили?
Я получил замечательноенаследство! МГТУ им. Н.Э.Баумана – это ведущий технический вуз страны, чтоподтверждено получением им права обучать студентов по собственнымобразовательным стандартам. Такие привилегии в России есть только у МГУ им.М.В.Ломоносова и СпбГУ (согласно указам Президента РФ, эти три вуза имеютбессрочное право работать по собственным образовательным стандартам; в 2009году к ним добавились вузы, вошедшие в категорию национальных исследовательскихуниверситетов, однако использование своих стандартов для таких вузов ограничено15-летним сроком пребывания в этой категории, до пересмотра списка. МГТУ входитв их число, но с правом бессрочности, полученным до победы в конкурсе – СР).
Кроме того, МГТУ – это мощныйнаучный центр. У нас больше ста знаменитых научных школ, во главе которых стоятизвестные не только в России ученые, десять научно-исследовательскихинститутов, целый ряд отраслевых специализированных лабораторий.
Оставил ли вашпредшественник какие-то проблемы?
Федоров руководил университетомпочти 20 лет. Но даже за столь длительный срок все вопросы решить невозможно.Жизнь все время ставит перед нами новые задачи. Поэтому, конечно, проблемы,обусловленные объективными причинами, есть. Во-первых, еще не преодоленыпоследствия кризиса. И мы, как и вся страна, испытываем финансовые затруднения.Во-вторых, на нас отражается непростая ситуация в отечественной промышленности.Специфика университета – наша тесная связь с производством. МГТУ готовит кадрыи выполняет научные исследования для промышленного сектора российской экономики.А положение там достаточно сложное. Поэтому ищем новые формы сотрудничества нетолько с государственными предприятиями, но и с частным бизнесом. Разрабатываеми ведем учебные курсы совместно с такими компаниями, как IBM, Intel и др. Уже есть совместные научно-исследовательские проектыс крупными российскими и зарубежными компаниями, и, конечно, с государством.Вот один такой пример. Нами создан микроробот, который способен проходить повсем сосудам человека, не причиняя вреда, и давать полную картину состояниясердечно-сосудистой системы пациента. На стадии разработки находится целый рядинтересных проектов в области нанотехнологий.
Это проекты с«Роснано»?
Нет, проекты с «Роснано»появились только с 2009 года, но идут уже достаточно интенсивно. Мы ведемисследования в разных областях инженерии, нанотехнологии – одна из них. В этомнаправлении есть хорошие наработки, которые будем обязательно развивать.
То есть в каком-тосмысле будущее для вас за нанотехнологиями?
Не совсем так. Нанотехнологии – лишьнебольшая область науки и техники. Конечно, это направление очень перспективно,т.к. исследует и создает условия для получения материалов с заранее заданнымисвойсвами, что открывает широкие возможности для развития современнойпромышленности. Поэтому будем заниматься данной проблематикой очень серьезно.Но не в ущерб остальным.
Вы уже подписалипервый ректорский приказ?
Да, он не носит романтическогохарактера и касается подписания контрактов с проректорами – топ-менеджментомуниверситета. Перевыборы ректора – как смена премьер-министра – сопровождаютсяавтоматическим завершением действия полномочий его кабинета. Поэтому первыераспоряжения нового руководства связаны с продлением или расторжением договоровс прежней командой. Часть команды осталась прежней, а часть поменялась.
Вы читаете лекциистудентам?
Да, я веду предмет «Криогеннаятехника. Аппаратные системы защиты окружающей среды» и основной курс – «Основытеории и расчета циклов криогенных систем». Понимаю – дальше будет все труднеевстраивать в рабочий график лекции и семинары, но постараюсь успевать.
Кто вы: ученый илименеджер?
Ректор не может быть толькоученым или только менеджером. Ректор — фигура особенная. Это не обычныйруководитель. Он должен иметь опыт работы и очень хорошо знать проблемы высшейшколы и как преподаватель, и как управленец, и как ученый.
Кстати, о научной деятельности. Вы поступили в аспирантуру в 1984 году,а защитили кандидатскую диссертацию только через 20 лет, в 2004 году. А затем,еще через 2 года, что, в принципе, необычно быстро, защитили докторскую...
Ничегонеобычного в этом нет. После окончания университета я пришел наисследовательскую работу на кафедру. Но вскоре был избран на должностьсекретаря комитета комсомола МГТУ, которая забирала 24 часа в сутки. Через 5лет вернулся к диссертации и увидел, что за эти годы наука ушла вперед, и моинаработки устарели, т.к. направление исследования было связано с новейшимибыстроменяющимися технологиями (стартовое оборудование, ракетная техника). Поэтомукогда мне предложили работу на производстве, где ученые степени не так важны,как для преподавателя, решил, что защита подождет. Тем более, в сложные 1990-енам просто надо было выживать. Производство было связано с прикладной наукой, имы пошли по пути создания конструкторских бюро, разрабатывавших новые образцытехники. Среди наших разработок было несколько очень сложных проектов дляРостехнадзора и МЧС, удостоенных премии правительства России. Полученныерезультаты послужили основой моей кандидатской диссертации. Итогом прикладныхнаучных разработок стала и докторская. Вот так, от практики – к научнымзваниям. Хотя я всегда думал, что легко проживу и без диссертаций.
Как вы относитесь кЕГЭ?
Многие настороженно относятся ксистеме ЕГЭ. Сама идея, несомненно, положительная, но, как показывает опыт, ещенуждается в доработке. Прежде всего, школьник должен быть правильносориентирован. Особенно это касается таких вузов, как наш. Абитуриент долженпонимать, куда он идет, потому что учиться у нас очень тяжело. Решиться учитьсяу нас должен человек, который родился именно технарем. А система единогогосэкзамена всех усредняет. За баллами не видно способностей ученика. Поэтомуважно, чтобы помимо ЕГЭ у нас были дополнительные инструменты, позволяющиеотбирать талантливых студентов. У МГТУ один такой инструмент есть – олимпиада“Шаг в будущее”. Но список можно расширить. Например, “портфолио” – как вомногих странах мира. Оно сразу дает представление об абитуриенте. При этом нашстудент должен уметь «пахать». Кто умеет это делать — тот учится и защищается.Случайные люди здесь не выживают. Кроме того, мы жестко подходим к экзаменам вовремя всех сессий. Поэтому среди трех тысяч наших ежегодных выпускников,четверть получает диплом с отличием.
А находят ли потомони работу?
Могу заверить вас, что проблем сработой у выпускников МГТУ не существует, несмотря на то, что распределения,как в советские времена, у нас нет. Большинство ребят-бауманцев знают, чемконкретно хотят заниматься в жизни, и начинают подрабатывать довольно рано, стретьего курса. Часть – на тех фирмах и в тех КБ, где пишут свои курсовые идипломные проекты. Что касается выпускников – примерно 70% заняты в инженерныхобластях, либо напрямую, либо опосредованно, но связанными со спецификой своегообразования. Но, к сожалению, не все работают по специальности. Часть уходит наменеджерские должности. Но и их деятельность связана с высокими технологиями итехникой. Например, много наших выпускников – в высшем и среднем звенеменеджмента «Газпрома». И только 10% работают совсем не по специальности.
Многие уезжаютработать за границу. Или ситуация с «утечкой мозгов» сейчас поменялась?
Так сложилось, что наш диплом ненуждается за рубежом в подтверждении, в отличие от дипломов ряда российскихвузов. Поэтому бауманцы легко находят работу в любой стране. Например,выпускники МГТУ очень популярны в Германии – в стране с великолепнымтехническим образованием. В немецкой компании BMW контракт при приеме на работузаключают на год — именно столько длится испытательный срок. Наших жевыпускников принимают без испытательного срока, заключая сразу болеепродолжительные контракты. Бауманцы работают во многих компаниях иуниверситетах мира. Наши ребята туда уезжают и сегодня. Но характер современноймолодежи поменялся. Если раньше мечтали уехать в иностранную лабораторию и тамостаться навсегда, то сейчас хотят поехать на стажировку по временномуконтракту, и потом обязательно вернуться.
На каком месте МГТУим. Баумана в мировых рейтингах вузов?
Система рейтингов – это особыйразговор. Специфика международных рейтингов заключается в том, что большинствоиз них создается под западные стандарты, в которые мы не вписываемся. Например,одним из важных критериев и в шанхайской, и в американской и в другихзарубежных системах рейтингов служит количество Нобелевских лауреатов и числопубликаций в научных журналах. Высокие позиции по этим вопросам дают почтиполовину очков. Мы с вами знаем, что такое войти в число Нобелевских лауреатовученым из бывшего СССР. Что же касается публикаций – сколько их было уКоролёва, у Туполева, у Челомея? В то же время, оценка технической подготовки ипроведения научно-исследовательской работы в вузе, в чем мы абсолютно точно наголову выше большинства иностранных коллег, в меньшей степени влияет нарейтинг. Поэтому такое сравнение, мягко говоря, не совсем объективно. Внаиболее репрезентативном международном рейтинге агентства “Рейтор”, гдеоценивались более 5000 ведущих вузов мира, в первую сотню лидеров вошли толькотри отечественных – МГУ (5-е место), МГТУ (58-е) и СПбГУ(89-е). Если говорить ороссийских рейтингах – мы всегда присутствуем в тройке лидеров. Например, вежегодном рейтинге Сбербанка, оценивающего востребованность выпускниковработодателем, первую строчку на протяжении нескольких лет занимают выпускникиМГТУ им. Баумана, а ведь мы готовим не финансистов!
Будут ли выпускникиМГТУ им. Баумана принимать участие в проекте отечественной Силиконовой долины«Сколково»? Как вы относитесь к самой идее создания подобного проекта?
Сомневаться не приходится, аналогАмериканской Силиконовой долины – это замечательная идея. Сейчас в России нужнопринимать стратегические прорывные решения, такие, какими были ядерный иликосмический проекты. Организационная работа по Сколково уже начата. Управленцыпригласили Университет в качестве одного из шести учредителей фонда, которыйбудет курировать деятельность “долины”.. Работы предстоит непочатый край, ведьпроект рассчитан не на один десяток лет. «Сколково» — не просто наукоград, Сколково– это своеобразный бизнес-инкубатор, где новейшие разработки будут проходитьапробацию, коммерциализироваться, поступать в производство и приносить прибыль.
В своей предвыборнойпрограмме вы пишете, что «планируете обеспечить воспитание устудентов-бауманцев самостоятельности, гражданской ответственности, уменияставить и решать амбициозные научно-технические, инженерные задачи». Какимобразом вы решите поставленные задачи?
Я не зря в начале нашегоразговора сказал, что МГТУ – замечательный вуз. У университета многолетниетрадиции воспитания своих выпускников в духе патриотизма и гражданскойответственности. Российского инженера без такого жизненного кредо представитьтрудно. Что касается умения решать и ставить “амбициозные научно-технические, инженерные задачи” – на этонацелена вся система подготовки специалиста с момента основания Императорскоготехнического училища. Его девиз был «обучение через практику». Девизсовременного университета – «обучение через науку, практику и образование».Студенты-бауманцы в процессе обучения активно включаются в научную работу.Особенно на старших курсах, когда их курсовые и дипломные проекты являютсячастью НИРа или НИОКРа целых научных коллективов. Кроме того, у нас много летработает научно-техническое студенческое общество, где ребята получают навыкисамостоятельных разработок. На европейских соревнованиях по робототехнике,например, первое место заняли роботы, сконструированные студентами МГТУ. Покаэто – “игры разума”, но завтра они перестанут играть и станут специалистами,готовыми разрабатывать серьезные изделия.
А гражданскаяответственность в чем?
Гражданская ответственность – этоумение не бояться принимать решения, от которых зависит не только твоя частнаяжизнь. Формирование такой жизненной позиции происходит постепенно. Студентдолжен принимать активное участие в жизни университета, города, страны.Например, работа в студенческом советеили строительном студенческом отряде.Кстати, в работе строительных отрядов скрыто мощное воспитание. Это ихучастники построили дорогу Чита-Хабаровск. Чем больше студенческие полномочия,круг ответственности, тем активнее будет развиваться личность.
Кстати о детских шалостях. Организация «Россия молодая», участникамикоторой, в основном, являются бауманцы, тоже пытается воспитывать в студентахответственность и гражданскую активность, патриотизм. При этом их методы бываюточень странными и даже агрессивными...
Я хорошо знаю «Россию молодую» иее лидеров. Многое из того, что они делают, заслуживает похвалы. Но временами –то ли в силу необузданной молодежной энергии, то ли юношеской незрелости – ихдеятельность принимает причудливые формы. Ребятам хорошо бы повзрослеть. Мы такие“шалости” не прощаем. МГТУ — серьезный уважаемый университет. Но иконтролировать их — не наша задача. "Россия молодая" –самостоятельная организация.
Вы член партии«Единая Россия»?
Нет.
Планируете им стать?Ведь сейчас ее членами становятся и ректоры, и ученые, и деятели искусства.
Очень плохо, когда политическаяпринадлежность становится модой. Но если учитывать, что "ЕдинаяРоссия" – это правящая партия, которая провозглашает своим девизомблагосостояние людей и государства, то я не думаю, что участие в ее работе естьчто-то предосудительное. Если предложат, я буду думать на эту тему. С другойстороны, можно работать на свою страну и не будучи членом «Единой России».
На вашей предвыборнойстранице написано, что вы сотрудничали с организацией поддержки малого бизнеса«ОПОРА России». Каким именно образом?
Я член президиума этойорганизации. В качестве директора Опытного завода МГТУ им. Баумана я начиналсотрудничество с ней. Эта организация — прекрасная площадка, на которой естьвозможность, в том числе, отработать некоторые недочеты в российскомзаконодательстве. Например, не без ее участия был принят закон, согласнокоторому вузы смогут создать вокруг себя инновационный пояс малых предприятий,где можно использовать свою интеллектуальную собственность, коммерциализироватьее и получать прибыль. Если все получится так, как задумано, мы сможем привлечьстудентов и выпускников, наладим собственное производство и улучшим финансовоеположение университета.
Каким вы видитеуниверситет через пять лет своего ректорского правления?
Я вижу его процветающим.