будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
образование форсайт
Июль 1, 2025
Наука
Самахова Ирина

Сага о форсайте

Сага о форсайте
7

Прыжок в будущее

Российская научно-образовательная сфера состоит, как представляется, из трех независимых слоев: футуристического, нормативного и, в терминологии наблюдательного С.Г. Кордонского, слоя «на самом деле». Последний мало кого интересует, потому что априори плох и нуждается в кардинальном реформировании. Махнув рукой на унылую действительность, эксперты рисуют желаемое будущее, а законодатели стараются создать под него нормативную базу.

Сейчас пошла мода на форсайты. Нынче в августе продвинутая публика погрузилась на «форсайт-пароход» и методом многодневного мозгового штурма сконструировала видение нового университетского образования для России. По мнению экспертов, уже через какие-то десять-двадцать лет все мы окажемся в полностью оцифрованном мире, где правит высокоуровневый искусственный интеллект, люди объединены массовыми «нейроинтерфейсами», и практически все потребности удовлетворяются с помощью «нейронета». Понятно, что и наука, и образование в таком мире теряют привычные очертания. Участники форсайта провозгласили «конец классической фундаментальной науки», которую заменят «междисциплинарные wiki-сборки научных картин мира». Ну а высшему образованию предстоит пережить, во-первых, «дегуманизацию», т.е. преимущественный переход на практико-ориентированные модели, интернацинализацию, цифровизацию, индивидуализацию и постепенную приватизацию бизнесом. Авторы прогноза, впрочем, оговариваются, что кроме простонародного «безлюдного» образовательного фаст-фуда, получаемого через «нейронет», для избранных останется возможность дорогого высокоинтенсивного «живого» образования — обучение в «сообществах практик». Те российские вузы, которые не будут успевать за стремительным прогрессом, ждет «нишевизация» под отраслевые или региональные потребности, а ставших лишними специалистов - «новые резервации» и «освобождение от формата постоянной занятости» (причем уже с 2015 года!).

Можно утешать себя тем, что мало ли кто чего нафантазирует, и данный «прекрасный новый мир» наступит не завтра, а может и вовсе не наступит.

Но это была не просто частная речная прогулка. Участники форсайта, представляющие Агентство стратегических инициатив и Московскую школу управления Сколково, активно консультируют правительство и влияют на формирование текущей научно-образовательной политики.

Политика эта хорошо просматривается уже не первый год. Подобно Фрэнсису Фукуяме, который когда-то объявил либеральную демократию венцом (и концом) Истории, околокремлевские эксперты не простирают свою фантазию дальше сегодняшней американской образовательной модели, которую отличает суровый прагматизм.

Главным трендом, влияющим на изменение ситуации в российском образовании (и в науке), объявлена «ориентация вузов на запросы экономики и общества: практичность получаемых знаний и навыков, их соответствие актуальным задачам работодателя, соответствие содержания научных исследований рыночным потребностям». Все это послужило идейной базой нового Закона об образовании. За его огромным нечитабельным текстом и обкатанными формулировками спрятана смена российской научно-образовательной парадигмы, которая почему-то мало обсуждается.

Тошно думать, что все мы рождаемся на свет, растем и долго учимся исключительно для того, чтобы понравиться будущему работодателю.

В российской гуманистической традиции образование никогда не сводилось к задаче запихнуть в голову юного неуча определенное количество практически полезной информации. Оно было необходимо, в первую очередь, для личностного роста и приобщения новых членов общества к общечеловеческой письменной Культуре, включающей в себя многообразный опыт поколений, научные знания, нравственные и эстетические ценности. На всем этом держится современная цивилизация. Только освоив в достаточной мере базовые знания и ценности, человек становится истинным представителем вида homo sapiens и получает возможность выбирать свой путь, творить нечто новое, вносить свой собственный вклад в Культуру.

В частности, ученые призваны наращивать знания человечества о себе самом, о способах познания мира и его физическом устройстве, о закономерностях функционирования экономики и общества. Вряд ли процесс познания конечен, поэтому странно говорить о конце фундаментальной науки к 2030 году. Что касается практической полезности науки, то от нее самой это мало зависит. Бизнес, если у него хватает ума, может использовать результаты исследований для решения определенных проблем, создания инновационных продуктов и услуг. Простите за избитый пример, но атомную бомбу невозможно смастерить на заказ — ее созданию предшествовали фундаментальные открытия, сделанные отнюдь не на потребу рынку или государству.

Между прочим, и в США отношения науки и бизнеса устроены не так примитивно, как издали кажется. Корпорации напрямую не заказывают университетским лабораториям решение каких-то своих проблем — они ищут сильные научные группы с хорошими фундаментальными результатами и создают под них исследовательские подразделения с определенной прикладной тематикой. Такая лаборатория работает вне структуры вуза. Когда задача решена (или получен отрицательный результат), ученые возвращаются в университет, которому чаще всего передается и закупленное корпорацией оборудование. То есть, бизнес не пытается диктовать науке, чем ей заниматься - он использует квалификацию и компетенции ученых. Университетские лаборатории, как правило, занимаются «чистой» наукой и подготовкой кадров высшей квалификации, а не «оказанием исследовательских услуг» рыночным структурам.

Российское руководство и обслуживающее его экспертное сообщество почему-то не чувствуют этих нюансов. Нужно совершенно не понимать смысл и ценность научной деятельности, чтобы требовать от фундаментальной академической науки прироста инноваций. Хотя потенциально полезные прикладные разработки постоянно появляются как побочный продукт деятельности по генерации новых знаний. В идеале, ученый должен зарегистрировать интеллектуальную собственность, продать бизнесменам патент и ждать роялти. Если он сам начинает клепать на коленке какую-то продукцию, то перестает быть полноценным исследователем — ему просто некогда думать. Даже если бизнес удался, это все равно потеря для общества, потому что неэффективно забивать гвозди микроскопом. Бизнесом, в том числе венчурным и наукоемким, должен заниматься бизнес.

Фундаментальная наука и качественное образование, пусть и фрагментарно, в России каким-то чудом сохранились. И вместо того, чтобы их «практически ориентировать», государство должно создавать условия для развития разнообразного бизнеса. А то рыночная среда хуже, чем в Африке, а президент с премьером публично заявляют, что в обозримом будущем российский бизнес возьмет на себя солидную часть расходов на науку и образование. Это с чего бы? Правительство уныло констатирует, что из-за тотального всевластия бюрократии растет монополизация экономики и снижается конкуренция. Но только острая конкуренция может заставить бизнес заниматься модернизацией, искать инновации, вкладываться в науку и образование. Все остальное от лукавого. Ну, приказали госкорпорациям создавать «бюджеты развития» - и что с того? Деньги остаются внутри непрозрачных корпораций и рассасываются там без следа.

Приятно в хорошей компании плыть куда-то на пароходе и рассуждать о науке и образовании так, словно Россия движется в ногу с цивилизованным миром — развивает рыночную экономику и демократию, уважает права личности, проповедует открытость и сотрудничество. Такое может привидеться только от полного игнорирования реальности, отсутствия интереса к тому самому слою «на самом деле».

На самом деле утро в обычной московской школе начинается с молебна, религиозные фундаменталисты требуют отменить преподавание учения Дарвина, а в Новосибирске недавно чуть не прихлопнули в судебном порядке физико-математическую школу при Новосибирском университете (СУНЦ НГУ, специализированный учебно-научный центр). Это была не какая-то провинциальная дурь — районный суд удовлетворил ходатайство Рособрнадзора о приведении штата СУНЦ в соответствии с типовым положением о школах-интернатах. Рособрнадзор, подразделение жутко прогрессивного Министерства науки и образования, потребовал уволить из физмашколы университетских преподавателей и заменить их школьными учителями, а так же нанять вундеркиндам нянечек, логопедов и дефектологов. Это не шутка была! Директор СУНЦ сделал заявление для прессы, что и его самого, и университетскую профессуру можно будет удалить из физматшколы только в наручниках. После поднявшегося шума на всю страну министерство вынужденно сдало назад, а областной суд пересмотрел экзотическое решение суда первой инстанции.

Только вряд ли министерские чиновники утратили страсть к унификации. Все те же эксперты с «форсайт-парохода» уже вьются вокруг Новосибирского государственного университета с предложениями сочинить для него новую стратегию. Старая, очевидно, плоха тем, что НГУ не укладывается в заданные рамки.

Более пятидесяти лет назад, когда десант столичных ученых во главе с академиком М.А. Лаврентьевым отправился в сибирскую тайгу создавать Академгородок, первопроходцев грела надежда, что вдали от московской бюрократии можно будет по уму выстроить научно-образовательный комплекс. И эта мечта была реализована.

Новосибирский университет создавался для того, чтобы готовить научные кадры, и с этой ролью успешно справляется. Ядро университетского студенчества составляют выпускники физматшколы. Этих талантливых ребят находят порой в самых «медвежьих углах» Сибири и Дальнего Востока с помощью системы предметных олимпиад, они прирожденные исследователи. По традиции все студенты НГУ, начиная с третьего курса, участвуют в работе научных лабораторий Сибирского отделения РАН, а преподают у университете, в основном, совместители из числа действующих ученых. Новосибирский научный центр отличается мультидисциплинарностью, поэтому университет не испытывает недостатка в профессуре и может предложить студентам самые изысканные курсы по любым предметам. Высокий уровень подготовки выпускников НГУ подтверждается тем фактом, что диплом университета открывает двери в лучшие научные лаборатории мира. При этом далеко не все выпускники стремятся уехать за рубеж, многие стараются закрепиться в институтах СО РАН, цепляясь порой за десятую долю ставки. Судя по Новосибирскому научному центру, слухи о смерти российской академической науки преждевременны. Кроме того, в Академгородке интенсивно развивается частный инновационный бизнес, для которого создан, возможно, единственный в стране осмысленный технопарк, имеющий современную технологическую инфраструктуру и собственную стратегию генерации новых наукоемких предприятий.

Все это существует в пространстве «на самом деле». А вот в бюрократическом восприятии Минобрнауки картина получается совсем другая. Много лет подряд НГУ третируют за... низкие показатели научной деятельности и слабую учебно-методическую базу. И это при том, что учебники для университета пишут ученые с мировым именем, читающие в НГУ собственные курсы. Но они не являются штатными преподавателями вуза, поэтому вся их научная и методическая работа не идет в зачет университету. Такая же петрушка происходит с научной практикой студентов и аспирантов. Даже имея отличные публикации, подготовленные в академических лабораториях, молодые исследователи не приносят очков НГУ с точки зрения министерских чиновников.

Очень вероятно, что именно ведомственный дальтонизм не дает уникальному Новосибирскому госуниверситету занять подобающее ему место в мировых рейтингах. В конце концов, мало какой из университетов-лидеров может похвастаться подобной научной базой. Приведите, господа чиновники, научную отчетность НГУ в соответствие с истиной и здравым смыслом и, возможно, вожделенная вершина Топ-100 не покажется такой уж заоблачной.

Ничто не мешает изучать и воспроизводить в масштабах РФ опыт НГУ и СО РАН по части интеграции науки и образования. Но нет, будем превозносить заморский MIT и «ейной мордой в харю тыкать». Еще неизвестно, что произойдет с Массачусетским технологическим, когда его частично перенесут на подмосковную почву в Сколково. А вдруг загнется, родимый, в отсутствии привычной атмосферы демократии и рынка? Или, что хуже, заразится на очередном «форсайт-пароходе» легкостью мысли необыкновенной.

Боюсь, что кипучая активность собственных научно-образовательных чиновников угрожает России гораздо больше, чем интриги недоброжелателей-империалистов. Прошу не считать это частное мнение раскрытием страшной государственной тайны.

Самахова Ирина
читайте также
Наука
Леонид Костандов: 1915 – 1984
Ноябрь 27, 2015
Руссо Максим
Наука
Сила самоиронии. К 80-летию Юрия Левады. Рассказывают Теодор Шанин и Борис Юдин
Май 13, 2010
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).