Север вовсе не здесь, но в Полярном Круге.
И Экватор шире, чем ваш лампас.
Иосиф Бродский, «Письмо генералу Z»
Команда «Зодиака» готовится отправить «Мир-2» на дно океана
Научные открытия редко случаются в результате озарений. Еще реже они происходят на предсказанном маршруте. Но научное открытие как результат пиар-компании – вещь и вовсе диковинная. Призыв "Все на борьбу с луговым мотыльком!" обычно не работает ни в поле, ни в Заполярье. Чаще всего за каждым громким результатом – месяцы рутинной работы. Как рассказать о ней ярко и кратко?... Своими впечатлениями от участия в экспедиции на Северный полюс поделился модератор Клуба научных журналистов, обозреватель журнала "Вокруг света" Александр Сергеев. Интервью взяла Ольга Орлова.
Когда "Битлз" первый раз прилетели на гастроли в Штаты, их спросили "Как вы нашли Америку?" Джон Леннон ответил: "Да очень просто – до Гренландии, а там повернули налево". Ну, вот и я спрашиваю, как ты нашел Северный полюс, в надежде услышать не только впечатления, но и маршрут.
Да очень просто: нас послали – мы нашли. Пароход петлял, но все время принимал к северу. Вот, мы постепенно дошли и до Полюса.
А если серьезно, я ехал от журнала "Вокруг света", а спонсировала поездку Международная выставочная компания MVK . Они открыли в этом году передвижной Полярный музей по случаю 70-летнего юбилея Папанинской станции "Северный полюс-1" и перелета Чкалова через Полюс.
Что было самым интересным?
Самое интересное – это, конечно, глубоководные аппараты "Мир". Две такие две красно-белые "рыбки" с довольно тесными кабинами, похожими на кабину космического корабля "Союз" в Музее космонавтики. Люди там сидят впритык друг к другу. Все забито разными тумблерами, кнопками, регуляторами. А основное управление – три джойстика – один для движения и два для манипуляторов.
Аппараты совершенно уникальные. Во всем мире еще два или три таких, но другие работают поодиночке, а «Миры» – в паре. Это очень важно – есть возможность оказать помощь с одного аппарата другому. Например, когда с наших "Миров" снимали "Титаник" и документальные фильмы о нем, возникла проблема: как снимать сам процесс съемки? В данном случае она решилась успешно – с другого аппарата.
У "Миров" вообще интересная история. Их построили в Финляндии в 1987 году. У одной из фирм в середине 1980-х возникло ожидание, что возникнет спрос на глубоководные аппараты. Первым заказчиком стал советский Институт океанологии, который и руководил разработкой. Сначала хотели построить обитаемый аппарат и робот для аварийных работ. Но когда был готов первый аппарат, стало ясно, что до робота дело уже не дойдет. И тогда решили вместо разработки нового робота, продублировать второй аппарат, использовав многочисленные оставшиеся запчасти. Вот таким образом наши исследователи получили уникальное преимущество.
Эти аппараты и 20-30 человек обслуживающей их команды впору считать национальным достоянием России. Между тем они не имеют практически никакой государственной поддержки. Официальная зарплата сотрудников в институте – 2800 рублей. Пилот-подводник Евгений Черняев подрабатывает видеомонтажем и ремонтом электроники. Фактически людям предлагается существовать на чисто коммерческой основе. Они возят туристов на «Титаник», на Срединно-Атлантический хребет показывать черные курильщики. Но таких туристов еще надо найти – один день работы базового судна «Академик Мстислав Келдыш» с аппаратами обходится минимум в 25 тысяч долларов. А между тем руководство собственного института уже посматривает, не выгоднее ли приспособить его для каких-нибудь других целей. Если это случится, аппараты спишут на берег и не факт, что они когда-нибудь снова выйдут в море. Хочется надеяться, что после шумной летней пиар-кампании, где они послужили центральным элементом, государство все же как-то поддержит уникальную технику и работающих с ней людей.
Академик Леонов рассказывает о геологии Северного Ледовитого океана
Как выглядит процесс погружения?
На полюс «Миры» возили на «Академике Федорове» – родной «Келдыш» не может ходить во льдах. Первое погружение было за Землей Франца-Иосифа, где кончается шельф и начинается материковый склон. Вот там на глубине 1300 метров решили пробно погрузиться, чтобы убедиться, что все оборудование работает нормально.
Погружались по два человека в каждом аппарате. Экипаж при посадке снимает обувь – она грубовата для тамошнего интерьера. При этом внутри аппарат довольно холодно: отопления нет – экономия энергии, греют только приборы и сами человеческие тела. После посадки экипажа кран спускает аппарат на воду. Рядом дежурят катер – для буксировки – и резиновая моторная лодка – в ней швартовая команда в гидрокостюмах. Надо сказать, им по ходу дела пришлось как следует побултыхаться в Ледовитом океане. Возможно, впрочем, они немного работали на публику.
Какая при этом была температура?
Воздух – около 0, а вода – почти на градус холоднее – она ведь соленая.
А само погружение как раз не особо впечатляет – аппарат просто тихо тонет. На полюсе остроты добавила необходимость разгонять льдины в полынье. Об особенностях аппаратов «Мир» и полярного погружения я недавно подробно писал на сайте "Вокруг света" .
Погружение на полюсе – это действительно технологически сложная задача?
Да. Дело в том, что "Миры" – это не батискафы, как сообщали некоторые СМИ. Батискаф не имеет автономной подвижности. Он только спускается и поднимается, а у "Миров" есть ходовые двигатели: основной с винтом диаметром около метра и несколько маневровых. Аппараты могут пройти под водой больше 10 километров. Кроме того, у них не балластная регуляция глубины, а насосная – они откачивают и закачивают воду. Это позволяет многократно ходить вверх-вниз. А твердый балласт – никелевую дробь – используют только для экстренного всплытия.
Но такое всплытие возможно только на открытой воде, а на Северном полюсе аппарат уткнется в ледовый потолок, откуда его нельзя будет достать. Поэтому перед экспедицией каждый аппарат оснастили парой резервных двигателей с электрическим приводом на случай отказа штатных гидравлических. И еще поставили видеокамеру, для поиска полыньи при всплытии. Но даже с этой камерой один из аппаратов не меньше часа искал на полюсе полынью для всплытия.
Их снесло?
Нет, хотя могло – скорость дрейфа льда может достигать сотен метров в час, а погружение длилось около 9 часов. Тем не менее, аппараты вернулись точно к судну, но у первого из них возникла проблема с поиском полыньи. Сначала он поднялся за кормой судна, второй – попал не к тому борту. Наконец, вышел, где надо, но там работал маневровый двигатель судна, и аппарат понесло течением на лед – пилот (Анатолий Сагалевич) едва успел вновь погрузиться. В какой-то момент во время поисков створки люка раскрылись под водой, царапнули лед, и одна из них сломалась пополам. Но руководитель команды «Миров» Сагалевич сказал, что это нетрудно починить.
Какова была цель погружения?
Официально декларируемая цель: представить это погружение как важный этап в научном освоении Арктики и сбор данных для доказательства того, что подводный хребет Ломоносова является продолжением материкового шельфа России. С научной точки зрения выглядит эта задача крайне странно.
Какие для этого нужно было получить данные?
Этого никто не объяснял: ученые, мол, знают, а широкой публике незачем входить в детали. Наиболее вразумительный ответ я услышал академика Ю.Г.Леонова (академик-секретарь Отделения наук о Земле РАН). Во время рейса на «Академике Федорове» было замечательное правило: каждый день кто-то из ученых читал лекцию. Леонов к своему выступлению набросал от руки на большом куске оберточной бумаги приблизительную карту Северного Ледовитого океана и стал на ней объяснять, где какой шельф.
К северу от Земли Франца-Иосифа начинается материковый склон, потом – океаническое ложе до самого Северного Полюса. На полпути его рассекает хребет Гаккеля. Это срединно-океанический хребет – рифтовая зона, где идет раздвижение земной коры. За Северным Полюсом поднимается хребет Ломоносова, происхождение которого пока не вполне ясно. Еще дальше – хребет Менделеева. Территория между этими хребтами отличается от обычного океанического ложа. Во всяком случае, глубина там меньше. Концы хребтов с одной стороны идут к Восточной Сибири и Чукотке, где упираются в шельф, а с другой – к Гренландии. Так вот перед российскими учеными была поставлена задача доказать, что у этих хребтов и территории между ними единая геологическая природа с континентом. Считается, что в ООН это может служить аргументом в пользу заявки на расширение российского шельфа на север.
Но для этого надо бурить?
Вот именно! Только так можно узнать геологическую природу любой территории. А бурения в экспедиции не предусматривалось. Брали пробы осадочных пород с дна. Но ведь это уже далеко не в первый раз. Еще в 1977 году до полюса дошел атомоход «Арктика», да и позже брали пробы. Для этого не надо погружаться под воду. На этот раз с "Академика Федорова" тоже спустили драгу, подняли со дна пару центнеров глины – она пару дней стояла на корме, все, кто хотел, брали излишки себе на сувениры. По этим образцам поверхностного грунта нельзя выяснить геологическую природу. Это все равно, что изучать геологическое строение Московской области, копнув детской лопаткой в песочнице.
Неужели экспедиция не имела научного значения?
Нет, не так однозначно. Прежде всего, есть большая многомесячная экспедиция «Арктика-2007», которая проводится в рамках Международного полярного года и является основным российским вкладом в него. А есть небольшой, но яркий вставной эпизод – погружение на полюсе, – который получил название «Российская высокоширотная глубоководная арктическая экспедиция».
«Арктика-2007» – это важные, хотя и не поражающие воображение систематические научные исследования. Анализ проб воды, изучение морских течений, метеорологические наблюдения, измерения содержания озона, вертолетные высадки на лед со спуском под него приборов.
На пути к Северному полюсу на Землю Франца-Иосифа была высажена экспедиция орнитологов для изучения популяции белых чаек. Это одни из самых северных птиц. Их метили, брали пробы крови. На обратном пути за учеными прилетел вертолет и забрал их.
Также вертолеты высаживали на лед океанологов. Вертолет прилетает на нужное место, зависает, с него спрыгивает человек и пробует прочность льда. Если все нормально, тогда вертолет касается льда колесами и начинает подпрыгивать, снова проверяя прочность. Если опять ничего не вызывало опасений, он опускается полным весом. Только после этого можно выключить двигатель. Причем садится вертолет обычно торосы – там, где ледяные плиты наезжают друг на друга – в этих местах лед толще и прочнее. Эти, как их называют, "прыгающие отряды", перелетают с места на места, бурят лунки и берут пробы воды на разных глубинах.
Конечно, летала ледовая разведка. Ее возглавлял Сергей Фролов – специалист по проводке судов в тяжелых условиях. В позапрошлом году он без ледокольной поддержки провел транспортное судно – все того же "Академика Федорова" – к Северному полюсу. И все за счет анализа ледовой обстановки и поиска оптимального маршрута.
Отличные условия работы были у метеорологов – большую часть времени облачности была незначительная, а то и вовсе ясное небо. Это позволило по всему маршруту мерить содержание озона в атмосфере – его определяют по поглощению солнечного света и по рассеянию лазерного излучения. Стоит лазер и бьет вверх, а ученые замеряют, как он рассеивается, и по этим данным они судят об уровне озона.
С ходового мостика постоянно следили за белыми медведями – их встретилось более десятка, и важно было оценить их физическое состояние. Короче, обычная полярная научная работа.
А вот погружение – это скорее спортивно-техническое достижение. Научное и политическое значение ему приписали безосновательно. Наоборот, оно даже только затруднило работу исследователей.
Команда «Зодиака» начинает швартовку только что всплывшего «Мира-2»
Каким образом?
Из-за постоянной спешки. Когда на борту столько "випов", некогда останавливаться для проведения научных измерений. Они ведь платили за проезд и за приключение на полюсе, а не за то, чтобы стоять по дороге. Первоначально по пути к полюсу предполагалось погружение геологов на хребет Гаккеля, где действуют черные курильщики и есть что изучать. Но это отпало еще до старта. После полюса собирались погружаться на хребте Ломоносова. Тоже отпало.
От Земли Франца-Иосифа до полюса и обратно суда должны были останавливаться каждый градус для детальных океанографических измерений. Но это каждый раз задержка часа на три – пока оборудование спустят до дна и поднимут обратно. Половина, если не больше, этих остановок были отменены, а значит, профиль океанографических параметров вдоль меридиана уже толком не построишь.
Впрочем, если бы не вип-туристы, суда просто не пошли бы на полюс, ограничившись работой в более низких широтах. Ведь сутки работы одного только атомного ледокола стоят порядка 100 тысяч долларов. Как говорится, дареному коню в зубы не смотрят.
Было ли хоть раз за всю поездку ощущение опасности?
Для меня – нет. Но вот при погружениях опасности были. Когда на полюсе уходил под воду второй экипаж (пилот Евгений Черняев), то был неприятный момент. Это было рядом все с тем же маневровым двигателем, который прижимал судно к краю полыньи. И вот в эту струю попала крупная льдина – метров восемь – ее стало сносить на аппарат, который еще не ушел под воду. Он нырнул буквально за несколько секунд до того, как льдина прошла над ним.
А в СМИ передавали, что "Академик Федоров" по пути к полюсу терпел бедствие…
Это выдумки телеканала «Россия». Они ведь даже не знали толком, что происходит – их съемочная группа была в это время на ледоколе, который ушел далеко вперед.
Вообще, когда я вернулся и посмотрел, как освещалась экспедиция (все новостные ролики лежат в Интернете), это стало моим едва ли не самым большим впечатление от поездки. Ладно еще заказанный политический пиар, но сколько банальной некомпетентности телерепортеров, просто «бескорыстного» вранья от лени или «по приколу»… Я понял, что телевизионщики совершенно не уважают своего зрителя, похоже, некоторым из них даже нравится нести пургу.
Особенно отличился канал «Россия», его комментарии были самыми «отвязными». Например, пролетел мимо норвежский патрульный самолет. «Россия» передает: «Экспедицию преследует американский самолет-шпион». Или стоит корреспондент возле палубной надстройки и говорит: «Вот в этом ангаре размещаются глубоководные аппараты «Мир». А на самом деле нет там никакого ангара, аппараты стоят под грузовой палубой. Но ведь никакой ответственности за ложь в эфире нет. Поэтому можно взять кадры из документального фильма про «Титаник» и подмонтировать в репортаж о погружении на полюсе. Плевать, что на полюсе аппараты под водой не встретились и снимать друг друга не могли.
Вот так же было раздуто и «бедствие».
Но поломка все-таки была?
Была. Когда старший механик водил нас в машинное отделение, он показал подшипник гребного вала – я его даже сфотографировал – в нем был перерасход масла. Для ремонта нужно было отвинтить большие гайки, а у них не оказалось подходящего инструмента. Сначала часа три стояли, пытаясь отвинтить подручными средствами. Когда не вышло, послали вертолет в Мурманск, привезли нужный ключ и еще за четыре часа все починили. А пока вертолет летал, судно продолжало движение, чтоб не терять время. Вот такое «бедствие» ради пиар-эффекта. А то, что в ту ночь тысячи родственников и друзей членов экспедиции стояли на ушах, об этом на канале «Россия» не задумываются.
Вообще экспедицию освещали четыре телеканала: «Первый», «Россия», НТВ и «Russia Today». Последние были, на мой взгляд, самыми профессиональными. Никому не мешали работать, ничего для себя особенного не требовали, но все важное у них было отснято. В какой-то момент начальнику экспедиции Чилингарову пришлось даже попросить их отдать часть материалов «большим каналам».
Кого из живых существ, кроме человека, удалось повидать?
Пока была открытая вода, конечно, чайки все время кружили. Был момент, когда мелькнула нерпа, только нос показала.
А вот заместитель директора заповедника Остров Врангеля, специалист по изучению белых медведей Никита Овсянников шутил, что самый большой научный результат этой экспедиции заключается в том, что за время прохода команды удалось проследить, сколько медведей и в каком состоянии попалось вдоль курса.
И сколько? Как они себя вели?
Больше десятка. Правда, я сам видел и снимал только одного – на обратном пути, когда мы уже подходили к Земле Франца-Иосифа. Он не спеша двигался поперек нашего курса, перепрыгивая со льдины на льдину. А те, кто был на ледоколе, говорили, что пока стояли на полюсе, близко к борту подходила медведица.
Никита Овсянников подробную рассказывал о том, как ведут себя медведи и как человеку стоит себя вести с ними. В частности, почему ни в коем случае нельзя их подкармливать с борта судна: медведь существо умное, но простодушное. Если он один раз увидит, что от человека пришло что-то хорошее, он это запомнит, будет постоянно тянуться к человеку и рано или поздно попадет под выстрел. Во всех странах категорических запрещено подкармливать белых медведей, а у нас полярники до сих пор их угощают.
Сколько всего их обитает в Арктике?
Около 25 тысяч медведей.
Гражданство у них российское?
Нет, "россиян" из них несколько тысяч – три крупные популяции. А больше всего медведей в Канаде.
Какие-то необычные зрительные впечатления были?
Поразил странный цвет у снежниц – это когда на поверхности льдины протаивает область, и в ней появляется лужа. Больше всего они напоминают бассейн тропической гостиницы: идеально голубая, яркая вода, окаймленная будто бы белоснежным песком. Еще когда судно разбивает льдины, то из-под некоторых почему-то выплескивается грязная вода. Оказывается, это водоросли и планктон, который живет на нижней стороне льдин. Ими кормится рыба, ею нерпы, а ими медведи. И, конечно, поразительные виды у берегов Земли Франца-Иосифа. Там каждую минуту меняются условия освещения, и пейзаж иногда становится совершенно фантастическим.
На том месте, которое решили назвать Северным полюсом, ты стоял?
У меня в руках GPS показал широту 89 градусов 59,995 минуты – это 10 метров от полюса. Примерно с такой точностью и работает GPS. Но один человек в этот момент, побегал немного по палубе и отыскал точку, где прибор показывал ровно 90 градусов. Правда, она довольно быстро уползла за борт.
А вот с какой точностью поставлен на полюсе флаг, сказать трудно. Полынью для погружения нашли примерно в миле от географического полюса. Насколько я понимаю, во время спуска это смещение никто не компенсировал. При этом еще и лед дрейфовал примерно на 85 метров в час.
Кстати, еще до погружения я на пресс-конференции пытался выяснить у Артура Чилингарова, с какой точностью планируется установить флаг на полюсе. И он так резко по-командирски ответил: "Ноль северной широты, ноль восточной, ноль западной! Понятно?" Ирония в том, что точка с такими координатами находится на экваторе!
Оговорочка по Фрейду?
Именно. Она хорошо передает стилистику этой части экспедиции. Я подчеркиваю, этой части, потому что сама экспедиция намного дольше и масштабнее, чем поход на Северный полюс с погружениями. Экспедиция "Арктика-2007" началась за несколько месяцев до похода и закончится через 2 месяца после него высадкой дрейфующей полярной станции «Северный полюс-35». И в нее вмонтирован рекламный блок с поездкой депутатов Чилингарова и Груздева и иностранных полярников-туристов. Все это было очень похоже на обычный коммерческий полярный тур. Но туристическую часть подали как научную, а действительная научная часть была скрыта.
Что ты почувствовал, когда попал на Северный полюс?
Что еще одна точка земного шара, из тех, что надо успеть увидеть, взята.
"Северный полюс"? Вычеркиваем!
Ага. Поставил галочку.
И впечатление в сухом остатке?
Очень неоднозначное. С одной стороны, конечно, поразительные пейзажи, интереснейшие люди, совершенно уникальные подводные аппараты и многое другое. А с другой – очень характерное для нашей страны постоянное пренебрежение к людям. В экспедиции было не меньше двух десятков журналистов, но организовать их информирование о важных событиях на судах не смогли – все жили слухами. Вместо того чтобы рассказать о погружении, как о замечательном спортивно-техническом достижении, все время повторялась демагогия о его громадном научном и политическом значении. Или вот на пресс-конференции Чилингаров, стуча кулаком по столу, заявляет: «Экспедиция российская! Мы просто пригласили наших давних хороших друзей из Швеции и Австралии». Но при этом все знают, что и иностранные друзья, и депутат Груздев – по сути, обыкновенные коммерческие туристы, причем именно они оплатили больше половины расходов экспедиции.
На обратном пути мне все время вспоминалось «Письмо генералу Z» Бродского:
Я пишу вам рапорт, припадаю к фляге.
Для переживших великий блеф
жизнь оставляет клочок бумаги…
Я все думал, чем мне заполнить клочок бумаги? Как отзываться об экспедиции? Если хорошо – присоединишься к общему хоровому блефу, плохо – будет неудобно перед теми, кто честно занимался наукой, и теми же аппаратами «Мир». Надеюсь, в моих ответах получился правильный баланс черного и белого.