Честно признаюсь, пива я не люблю. Сколько друзья не пытались меня к нему приучить, у них ничего не вышло. Несколько глотков даже самого лучшего – я и больше не хочу. Но после посещения научной лаборатории Карлсберг, где работают над улучшением качества пива, я поняла, что к пиву нужно относиться как настоящему произведению науки, над загадкой его вкуса 24 часа в сутки думают лучшие умы мировых пивоварен и сотрудничающих с ними лабораторий.
Экскурсию в лабораторию Карлсберг для нас, научных журналистов, в рамках фестиваля науки в Копенгагене (ESOF2014), проводил биолог, сотрудник лаборатории Оле Олсен (Ole Olsen). Он начал с рассказа о том, кто создал лабораторию и на каких принципах она была основана.
Основатель марки «Карлсберг» Якоб Христиан Якобсен (Jacob Christian Jacobsen) основал научную лабораторию по производству пива в 1875 году. Всю жизнь он посвятил тому, чтобы использовать потенциал науки для улучшения качества пива. Кажется, именно благодаря его усилиям, в конце XIX века изготовление напитка, известного человечеству еще за полторы тысячи лет до нашей эры, встало на научную основу. А затем доходы от производства пива стали основой для финансирования датской науки, Датской Королевской академии наук и литературы (Kongelige Danske Videnskabernes Selskab).
Именно в этой лаборатории датский миколог Эмиль Христиан Хансен (Emil Christian Hansen) в 1881 году выделил чистую культуру пивных дрожжей, необходимую для производства качественного пива, без бактерий и диких дрожжей – «сорняков брожения». Его работа в лаборатории Карлсберг началась с 1877 года, предметом его интереса была морфология и физиология дрожжей. В 1879 году он возглавил отдел физиологии этой лаборатории. В довольное короткое время Хансену удалось понять секрет дрожжей.
Полученная им чистая культура дрожжей получила название Saccharomyces сarlsbergensis (от греч. σάκχαρ – сахар и μύκης – гриб). Впоследствии появится целая наука о дрожжах, брожении – зимология (от греч. Simosis – брожение и logos – слово). Эмиль Хансен хотел было запатентовать свое изобретение, но фирма «Карлсберг» решила, что у нее не может быть секретов от других пивоварен. Пивные дрожжи производятся по технологиям Хансена и по сей день.
При подъеме на второй этаж посетители видят картину, подпись под которой гласит: «Никакой результат деятельности лаборатории, имеющий теоретическую или практическую значимость, не должен держаться в секрете» (Intet resultat af instituttets virksomhed, som har betydning i teoretisk eller praktisk henseende, må hemmeligholdes). Эти слова принадлежат основателю компании и лаборатории Я.Х. Якобсену.
Нам также рассказали, что именно в этой лаборатории в 1906 году датский биохимик Сёрен Сёренсен (Soren Peter Lauritz Sorensen), изучая влияние кислотной среды на активность ферментов, придумал универсальную шкалу кислотности среды – показатель pH (power of Hydrogen, potency of Hydrogen). Очень быстро ее стали использовать не только в пивоварении.
С 1901 по 1938 годы Сёренсен возглавлял лабораторию Карлсберг. Как отмечается в Википедии, годы работы в лаборатории Карлсберга были для Сёренсена столь плодотворными, что Европейская ассоциация химических и молекулярных наук (EuCheMS) внесла Сёренсена в список «100 выдающихся химиков XX века» за полученные им важные научные результаты.
Лаборатория Карлсберг старается быть на острие прогресса науки, но ученым приходится учитывать консерватизм общества. «Все, что мы делаем, это традиционные технологии работы с ячменем и другими ингредиентами пива, без всякого ГМО. Мы проводим исследования с ГМО, но только в рамках лаборатории, вне нее – никаких ГМО. В "Карлсберге" решили, что мы не будем использовать генномодифицирующие технологии для получения новых сортов ячменя, пока общество не будет спокойно относиться к таким технологиям. Однако мы проводим исследования в этой области», – сказал Оле.
«Возможно, европейцев беспокоит ГМО, но китайцев эта тема совершенно не беспокоит. Может быть, для Китая производить пиво на новых технологиях?», – спросили журналисты. «Дело в том, что мы делаем пиво для всего мира. Эта политика “без ГМО” применяется для всех продукты фирмы «Карлсберг», ведь если что-то пойдет не так, то вся продукция нашей марки попадет под подозрение».
«Зачем же вы тогда проводите такие исследования?», – поинтересовались мои коллеги. «Чтобы в любой момент быть готовыми применить эти технологии в дело. Мы надеемся, что такой момент наступит, что общество когда-то будет готово».
«И этот день Х приближается?», – спросила я. «Нет, я не думаю, что такой день наступит в ближайшем будущем», – вздыхая, сказал Оле. – «Когда я начал свою работу в лаборатории в 1994 году, то мы думали, что лет через пять… Но через пять лет мы поняли, этот день по-прежнему далек. Разговор о ГМО нужно начинать со школьниками, студентами, объясняя им, что такое генномодифицирующие технологии», – ответил Оле Олсен.
Он рассказал, что несколько лет назад в Швеции появилось пиво Kenth, сделанное на ГМ-технологиях (проект, спонсировался «Монсантой», крупнейшей биотехнологической компанией), но ровно через день оно было снято с продажи. «Но у меня в кабинете припрятана одна бутылка этого пива», – похвастался Оле под смех журналистов.
«Если ГМ-технологии начнут применяться в пивоварении, то к чему это приведет? Пиво станет дешевле? Или даже вкуснее?», – спросили мы у Оле. «Это позволит получить ферменты, которые позволят ускорить процесс пивоварения. Это позволит выводить нужные качества ячменя гораздо быстрее, сейчас же мы используем традиционные технологии, которые позволяют удалять какие-то ненужные нам свойства, но не добавлять. Эти технологии позволят улучшить качество пива».
«А вы же можете, используя ГМ-технологии, делать пиво для себя? Для своих сотрудников?». «Нет-нет, мы не можем и не делаем, у лаборатории должен быть специальный сертификат на это».
Производителям пива приходится искать обходные пути. Многого удается добиться с помощью традиционной технологии перекрестного опыления, по максимум используя достижения генетики. Извечной проблемой пивоваров была температура хранения и перевозки пива. Повысится температура выше 30 градусов и пиво портилось. «Липиды в ячмене – вот в чем была проблема. Добавьте хотя бы пол литра испорченного пива к 120 тыс. гектолитров нашего пива, вы не сможете его продать, его нельзя будет пить», – сказал Оле.
Сотрудница лаборатории показала нам, как она делает перекрестное опыление ячменя
Исследователям из «Карлсберга» и «Хайнекен» удалось вывести null-lox ячмень, удалив ненужные гены, более устойчивый к болезням, пиво из которого не подвержено перепадам температуры, оно более вкусное и у него пышнее пена. Научные исследования идут нога в ногу с работой с фермерами, которым в ходе встреч объясняют, в чем преимущество нового ячменя, почему надо выращивать именно его.
К новому продукту приходится приучать и общество, и даже учитывать его страхи перед современной наукой. «Мы создали этот продукт, используя те же методы перекрестного опыления, что и монах Грегор Мендель. В Null-LOX не используется никакой страшной науки (scary science). Это – полностью натуральный продукт», – такой комментарий одного из директоров по исследованиям «Карлсберга» Биргит Скадхауг (Birgitte Skadhauge) приведен на сайте компании. Первые 10 семян этого ячменя появились в 2001 году, а сейчас уже выращиваются сотни тысяч тон зерна c новыми свойствами. Пиво, полученное благодаря сочетанию старых и новых биотехнологий, шагает по планете, но потребителя стараются новыми не пугать.
«Были долгие споры, добавлять ли слова Null-LOX на наклейку (а все пиво Карлсберг с 2012 года делается на новом ячмене), провели опрос среди тысячи потребителей. Оказалось, что люди были смущены: что это генная инженерия или хайтех пиво. Люди не хотят хайтека, им подавай старое, доброе пиво, поэтому слова Null-LOX решили не добавлять», – рассказал Оле Олсен.
Перед лабораторией Карлсберга много нерешенных проблем. Часть из них вызвана тем, что пиво производится в разных частях планеты. Российский «Карлсберг» в России, китайский – в Китае, хотя ячмень туда везут из Австралии.
Потребители из России играют важную роль для «Карлсберга». На «ареале обитания» компании наша страна занимает большую часть пространства, заметный кусок занимает и Китай. «Карлсбергу» не удалось пока проникнуть на рынки США и Южной Америки. Нет его и в Африке, но на этот жаркий континент датская компания просто пока не пыталась выйти, а в США – слишком большая конкуренция. Там даже почти совсем перестали выращивать ячмень, выгоднее кукурузу.
«Часть российского чернозема содержит большую концентрацию азота. И если выращивать на нем ячмень, то и в нем окажется слишком много азота. Такой ячмень нельзя использовать при производстве пива», – рассказал мне Оле. «И как вы решаете эту проблему?» «Мы пытаемся найти ген, «выбить» один из ферментов, что убрать проблему азота. Но пока нам этого не удалось. Над этим мы работаем совместно с коллегами из “Балтики”».
«Вы сказали нам о drinkability (Н.Д. как это слово коротко перевести на русский – непонятно, «хочешь-пить-меня»), что это?», – спросил биолога из «Карлсберга» русскоязычный журналист из Латвии. «Это важное свойство, хочется ли вам еще этого пива после кружки пива». Интересно, что новые технологии улучшают не только устойчивость пива к перепадам температуры, но и вкус и пену напитка.
Лаборатория «Карлсберга» подготовила double null-LOX (двойной Null-LOX), пиво на ячмене с улучшенными свойствами, «Но не стоит спешить. Лет 5-6 мы вели переговоры с фермерами о введении первого Null-LOX, теперь речь зашла о втором, и фермеры стали чесать затылки, что это, для чего это? Мы должны быть очень осторожны и не спешить», – заметил Оле. Но в следующем году появится уже и «тройной» Null-LOX – новый ячмень, над которым поработали и генетики, и традиционные технологии перекрестного опыления.
Наука пива развивается, как и мечтали отец и сын Якобсены. «Тот, кто обладает самым полным пониманием химии и вспомогательных наук, в сочетании с необходимыми практическими навыками, станет ведущим европейским пивоваром следующего поколения», – написал отец в письме к сыну Карлу (в честь которого и была названа компания) в 1855 году. Сейчас его мысль можно было бы перевести на современный лад так: «Тот, кто обладает самым полным пониманием биохимии и генетики и других наук, … станет ведущим пивоваром в мире».
P.S. Когда мы шли пробовать новый сорт безалкогольного пива, Оле Олсен рассказал, что недавно на лабораторию Карлсберг был налет, ночью грабители разбили стекла в коридоре и вынесли всю мебель. По его словам, этого не первое ограбление такого рода в Дании.
Примечание:
1. Хороший обзор об истории «Карлсберга», Русалке, использованию свастики в рекламе пива до того, как ее опозорили фашисты, см. в статье «Вначале были дрожжи… И дрожжи были у Карлсберга».