Мы публикуем материалы программы "Технопарк" от 14 апреля 2012 г.
При работе современной высокотехнологичной техники часто возникают настолько высокие температуры, что традиционными способами их снизить не удается. В таком случае необходимы термоэлектрические элементы - миниатюрные охлаждающие устройства: без них сегодня невозможно развитие телекоммуникаций, лазерной и медицинской техники. В числе мировых лидеров в области создания термоэлектрических охлаждающих элементов есть и российская компания — РМТ.
Как и многие российские технологические компании, РМТ образовалась в начале 1990-ых. В те годы научная группа из Института тонких химических технологий, в которой Геннадий Громов занимался лазерными методами исследования, начала испытывать проблемы с финансированием. Пришлось искать возможность коммерческого применения своих научных знаний.
Геннадий Громов, основатель и генеральный директор компании РМТ: «Мы тогда скорее угадали, что именно это направление будет востребовано: локальное охлаждение - удаление лишнего тепла от миниатюрных объектов - актуально для микроэлектроники, для лазерной техники, для оптоэлектроники».
В 1994 году компания продала первые изделия. О том, как продавать продукцию и привлекать клиентов, догадались интуитивно. Бизнес-школ в России в то время не было. О том, что они все сделали правильно, предприниматели узнали из специальной литературы намного позже.
Геннадий Громов: «Мы применили классический маркетинговый прием: сформировали список потенциальных клиентов на внешнем рынке, отобрали несколько сотен компаний, подготовили хорошие по тем временам каталоги, описали, что мы можем делать, вложили образцы продукции, разослали и стали ждать».
Прием сработал. 10% получателей - а это около тридцати компаний - вступили в переписку. Три из них стали покупателями. Одним из покупателей оказалась тогда еще молодая американская компания Amptek, производитель детекторов для рентгеновских установок. Ее продукция применяется в медицинской технике и в научном оборудовании NASA. Марсоход Pathfinder, орбитальная обсерватория Chandra, спутники Cassini и Juno – эти и многие другие космические аппараты используют оборудование Amptek, на котором сегодня работает элементная база РМТ.
Однако после первых успехов необходимо было развиваться и улучшать технологии, следуя потребностям заказчиков. Для этого нужно было заморозить зарплаты и вкладывать все средства, в том числе и прибыль, в развитие компании. Мало кто из коллег Громова одобрял такую финансовую политику. В результате в 1997 году в РМТ осталось всего три человека. Громов стал искать единомышленников на внешнем рынке.
Геннадий Громов: «В конце 90-ых мы сформировали новую команду, куда вошли люди, которые вложили свои деньги в компанию, и этих инвестиций нам хватило, чтобы перейти от кустарных методов и создать первое небольшое производство».
У РМТ есть неожиданные находки, которые позволили быстро разворачивать производство готовой продукции и, как следствие, быстрее зарабатывать деньги.
Геннадий Громов: «К сожалению, готовых площадок для чистых или получистых производств практически нет. Поэтому постоянно приходится искать площадки для быстрой реконструкции. И несколько раз в истории компании так получалось, что мы останавливались на помещении бывших столовых: в таких помещениях всегда есть каналы для вытяжки, резервы по электроэнергии и по площадям».
Долгое время сборку изделий осуществляли исключительно вручную. Однако это серьезно ограничивает потенциальный объем выпускаемой продукции. Производство нужно было автоматизировать, оставив ручную сборку только для мелких и экспериментальных серий.
Геннадий Громов: «Со свечным заводиком долго не проживешь. Остановить бизнес нельзя, и если бы мы остановились в развитии, то постепенно серьезные заказчики ушли бы от нас. Серьезные компании обязательно рассматривают перспективу своего роста, и если они видят, что поставщик не развивается, сразу начинают искать другого».
В 2009 году Громову поступило предложение об инвестициях от госкорпорации «Роснано». Соинвестором проекта должен был стать фонд «С-Групп венчурз», созданный при участии капитала ОАО «РВК».
Ян Рязанцев, директор по инвестициям РВК: «РМТ интересная компания прежде всего тем, что это компания со своей успешной историей, компания которая присутствует на международном рынке, имеет достаточно серьезные объемы продаж за рубежом, поставляет свою продукцию крупным компаниям, крупным заказчикам»
Поскольку компании нужны были деньги на расширение производства, предложения от инвесторов было принято. Были найдены просторные площадки для производства в Москве и Нижнем Новгороде. В Москве по-прежнему остается опытная площадка для отработки технологий. А крупносерийное производство расположилась на территории строящегося нижегородского технопарка «Анкудиновка». Там интенсивно запускается автоматизированное производство.
Задачи перед компанией стоят амбициозные. В 2010 году выручка РМТ составила 146 миллионов рублей. К 2015 году компания планирует увеличить выручку до 1 миллиарда 300 миллионов рублей. Сегодня более 80% продукции идет в страны Европы, Северной Америки и Юго-восточной Азии. Отечественных потребителей высокотехнологичной элементной базы микроэлектроники мало. Но в компании надеются, что к 2015 году увеличится и доля российских потребителей.