будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 23, 2025
Наука

Спор о реформе науки

Спор о реформе науки
98_01

В соответствии с тем, что послал президент Федеральному Собранию, в телевизоре появились представители и оппозиционных политических партий. Они рассказали о своих организационных планах и попытались сыграть на победе ЦСКА в кубке УЕФА. Политики от этого не появилось.

Хотя понятно, где политика могла бы появиться – там, где есть ее зачатки, некий общественный конфликт. На прошлой неделе таковых было минимум три – вокруг ЮКОСа, вокруг автомобилей и их владельцев, и вокруг реформы науки. Важнее всего для политики, по-моему, про науку, потому что здесь можно начать разворачивать позитивное содержание на вполне конкретном материале общенациональной реформы.

Дело ЮКОСа – это удобный маркер, минимальный код доступа в политику. Позиция политика по этому вопросу определяет «есть ли у него яйца», сицилиец ли он, искренний ли он человек, иными словами.

Понятно, что тема неудобная – избиратель в конфликте «между олигархами и государством» скорее будет на стороне государства, как вообще в политике больший вес имеет общественный, а не частный интерес. Однако вранье, что здесь именно такой конфликт.

Михаил Ходорковский, как и любой очень богатый человек, да еще и с политическими амбициями, видимо, заслуженно имел много врагов и противников. Их количество дополнилось и теми, кто в последние два года его предал или просто поживился за счет ЮКОСа. Все они заинтересованы в том, чтобы он сел надолго.

Но политику, как можно понять из социальной рекламы с цитатами из Библии, можно понять по плодам. Если бы власти захотелось использовать конфликт с олигархами на благо страны, они бы могли это сделать.

Но вместо этого высшие чиновники активно добивают зачатки судебной системы (что значит, кстати, и уменьшение ресурса борьбы с террором – если у нас нет правосудия, то непонятно, чем мы отличаемся от бандитов), налогов, аккумулируют хозяйственную власть в руках узкой группы хорошо знакомых президенту людей, усиливают самые мерзкие части репрессивной машины, при полной неспособности или нежелании потратить «заработанные» деньги на благо страны.

Это все, кстати, имеет прямо отношение и к науке – см. дело Валентина Данилова и другие дела над учеными прямо связанными с усилением бессмысленной (осмысленной только для частных и узко-корпоративных интересов) репрессивной линией.

Кроме того, продуктивный конфликт государства и с олигархами должен был бы по-хорошему привести к тому, что крупный бизнес бы начал «вписываться» в общество, быть заинтересованным в участии в социальных проектах. Но вместо этого олигархи были принуждены к послушанию, лишены инициативы и стали еще более заинтересованы в уводе капиталов из страны.

История со слухами о запрете автомобилей с правым рулем – тоже показательна. Не принимаются сетования членов правительства о том, что «слухи возникли на пустом месте», «были инспирированы». Вообще-то такие сетования – свинство. Население-то точно знает, что правительство вполне может сделать два-три безумия, никого не спросясь. И в этом виновато не только правительство, но и недоделанная политическая система.

По поводу реформ образования и науки тоже – сплошные слухи, и тут уж точно тут виновато соответствующее министерство и верхушка Академии наук. Они сообщили, что реформы почти готовы, но ничего не сказали про характер оных, кроме общих фраз. А так сказать, чтобы не было вредных слухов возможно только в результате публичного обсуждения.

Можно идти по-разному – где-то через директивное прямое управленческое действие, где-то – через обсуждение. Но если уже попал в политическую ситуацию, ты должен действовать политическими средствами. Вариант – сетовать на слухи и проваливать любое дело.

Если ты наступаешь на интересы огромной группы людей (как со льготами или правым рулем), глупо думать, что сможешь проскочить с помощью незаметного бюрократического решения, да еще и проконтролировать то, что народ подумает по этому поводу. Так даже при ЦК КПСС не было, и даже в авторитарном Китае есть какая-то подчас даже понятная населению идеологическая дискуссия. Административная конспирация по самым неподходящим поводам - это наша специфическая особенность, верный знак загнивания.

В реформе науки та же ошибка, что и в реформе федерации. Нам дано – кусок федеральной административной системы, который не может достичь своих целей в результате того, что формально независимый кусок административной машины (Академия наук в одном случае и губернаторы – в другом) имеет другие цели.

Тупой ход – включить независимый кусок бюрократии в «большую» бюрократию. Правильный ход – идти по пути ограничения произвола и того и другого куска бюрократии.

Нет большой проблемы разобраться в том, как нужно строить политический орган реструктуризации и финансирования учреждений науки. Тут важно добиться открытости и доверия этого политического органа в отношениях с научной общественностью и обществом, независимости от академической и министерской бюрократии с одной стороны, и вменяемости в отношении рамок реформ, учреждаемых государством – с другой.

Возможно, необходимы даже два таких органа. Цель одного – сохранение и развитие отечественных научных школ и возвращению «уехавших» ученых и школ. Это «отделение открытой науки», цех номер один, занимающийся созданием средств и методов развития практических отраслей знания, раздел «фундаментальной науки».Тут критерия два – не убить настоящие сильные традиционные  школы и поддержать в желании работать в России тех, кто вполне вписан в мировую науку по критериям цитируемости и т.п.

В него должны избираться в каких-то пропорциях наиболее цитируемые российские ученые в разных отраслях науки, руководители признанных школ, бывшие российские и советские ученые, достигшие успехов за рубежом, и просто великие ученые, вне зависимости от того, имеют ли они прямое отношение к России. Это была бы настоящая «малая академия наук», очищенная от академической бюрократии. При этом можно оставить и старую Академию, но понимать, что принципиальные решения принимаются более авторитетным органом, который должен иметь достаточную политическую и общественную поддержку.

Но для связи с бизнесом промышленностью и ВПК, для строительства частной и отраслевой науки необходим и другой орган, куда должны войти представители основных потенциальных заказчиков. Это – цех номер два, занятый созданием «практического знания». Сюда должны войти в представители бизнеса, министерств, ВПК в одной стороны, и представители потенциальных исполнителей – ученые избранные из тех, кто уже вполне вписан в систему успешных государственных заказов и заказов от бизнеса. Здесь должен решаться вопрос о финансировании космоса, нефтехимии, геологии, исследований по истории и культуре России и т.п. Из второго цеха, естественно, должны передаваться заказы и в цех номер один и наоборот.

Но это все, как и у Министерства науки и образования – общие соображения, которые мало что стоят. Настоящую стоимость имело бы развернутое политическое обсуждение, которое позволило бы отделить здравые идеи от вредных, и политиков от прихлебателей.

Поэтому мне нравится, как началось обсуждение на Полит.ру. По поводу статьи, выражающей мнение министерства, выступил представитель академии – и то и другое в интересном, нервном тоне. А сегодня Михаил Арсенин публикует статью, из которой следует, что из той, и с другой стороны пока спорят в основном прихлебатели.

На следующей стадии должны были бы появиться настоящие политики, про которых нельзя сказать того, что говорит Михаил Арсенин про своих «героев», если бы обсуждение было в стране, а не просто в одном из кусочков Интернета.

См. начало полемики:

  • Арсенин. Реплика к реплике профессора Семенова
  • Реплика профессора Семенова
  • Краткий обзор хозяйства науки

См. также:

  • От комсомола до ГБ
  • Последняя реформа президента Путина
  • О физиках, высоком начальстве и шпиономании
  • “Новые эпохальные реформы”: обзор походов
читайте также
Наука
Леонид Костандов: 1915 – 1984
Ноябрь 27, 2015
Руссо Максим
Наука
Сила самоиронии. К 80-летию Юрия Левады. Рассказывают Теодор Шанин и Борис Юдин
Май 13, 2010
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).